Коменты к Посланию к Галатам ап Павла

1 гл
6 - удивляется он, что они так быстро все извратили! Пожил бы 2 тысячи лет и просто лопнул бы от беспрерывного изумления...
9 - сколько "христиан", которые приписывают себе, своей "деноминации" все благословения в Евангелиях и у Павла, на самом деле должны приписывать вот эту анафему?! Думаю, 98 процентов...
14 - сколько "неумеренных ревнителей отеческих преданий" среди тех же православных?! Тоже 98 процентов... "Государственная" религия и патриотизм, всегда в национализм переходящий, все 2 тысячи лет идут рука об руку...
15-17 - а вот на эти стихи я раньше внимания не обращал: по сути, он говорит, что он тоже сын божий!! Подобен Иисусу!!!! И "избран от утробы матери" , как он! И выше остальных апостолов... Ещё и ходил в Аравию - как Иисус в пустыню на 40 дней?

2 глава
4 - "вкравшиеся лжебратья" - о, сколько в религиях лжебратьев! И сколько лицемерия! И желания поработить свободу! Тоже 98 процентов... Очень вежливые, с библией в руках, с цитатами на устах...
5 - а очень многие в "церквах" стоят на той позиции, что надо покоряться - во-первых, начальства, во-вторых, ради мира и спокойствия, "чтобы не было разделений". Павел не признал над собой начальников, хотя, казалось бы, кто начальник как не апостолы, назначенные самим Иисусом?!
6 - "И в знаменитых чем;либо, какими бы ни были они когда;либо, для меня нет ничего особенного" - какова дерзость!! За такие дерзости перед "епископами", за "самозванство", за "ересь" тысячелетиями уничтожались миллионы лучших людей, самых смелых, свободных, дерзающих во Христе...
9 - пошел к апостолам только через 14 лет (1стих)!! Потому что не рассчитывал, что апостолы одобрят его! Только успехи их убедили! Успехи-то любого убедят, в этом , как говорил Иисус, нет ничего особенного. И , значит, первые беседы с Петром (15 дней!), о которых говорилось в 1 главе, не были успешными! Или спорили или Петр отнёсся свысока и вовсе не обратил внимания на Павла. 15 дней Павел добивался "аудиенции"?!
Один Павел на огромный и религиозно темный языческий мир - и одиннадцать апостолов на маленькую и просвещенную Иудею?! Причем, с прямо противоположными результатами...
10 - "только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности." - тут  ирония Павла, даже насмешка!  "Исполнить в точности"! Всё, что могли сказать "убогие", "нищие" апостолы! Хотя я, например, отношусь иначе и думаю, что помощь нищим очень важна...
11-13 - Иаков, "брат господень" был главным в искажении учения Иисуса! Призывал сохранять закон Моисея - и апостолы, слабые люди, шли на поводу! Петр не был главным! Он тоже был слабым, никаким не "камнем". Или камнем только по сравнению с остальным киселем. Чуть ниже Павел его в бараний рог согнет.
Казалось бы, какая мелочь - стали уклоняться кушать вместе - но на самом деле речь о разрушении братства, раз, лицемерии, два, и о предписаниях другой эпохи, которая прошла. И это тоже совершенно типичная история: все христианские религии в дальнейшем  смешались с местными "моисеями", их предписаниями - но и с язычеством тоже смешались... В итоге братство всегда гибло, а вот лицемерие всегда процветало. Эгоистичные и националистичные люди... - а другие слишком слабые, чтобы этому противостоять. Эгоизм и самолюбие - это же вся внутренняя сила человека! Национализм - это же толпа!
"Даже Варнава был увлечен их лицемерием" - павлов ученик! Перед лицом своего учителя!
Лицемерию очень легко себя выдать за ум, вежливость и тактичность - даже за тайные знания, недоступные непосвящённым...
14-21 - речь длинная, хаотичная и очень горячая ( последнее обычно для Павла) .  Павла просто оскорбило, что его верующими гнушаются, как будто они какой-то второй сорт по сравнению с моисеевыми иудеями! Ведь действительно: разве Иисус под Моисеем?!  Гнушаться надо язычников, а не павловых христиан из язычников!! Петр и другие не верили в Павла и его христиан! В принципе, оправдан скепсис и против веры и против законов - законы что дышло и они мертвы, а чувства переменчивы и с ними легко наломать дров, увлечься и забрести не туда... Моисей не помог - и Иисус не поможет, как показала история... И уже Павел, повторяю, слишком хаотичен, недостаточно убедителен здесь. Его захлестнули эмоции...

3 глава
Доказывает преимущества веры  над законом - но я считаю, что и у того и у  другого есть свои преимущества и недостатки (см выше).  Просто законы  должны помогать людям и их чувствам, их вере, а не порабощать их, не умертвлять, не превращать в роботов. Законы как дышло - и это, собственно, правильно! Законы несовершенны, потому что несовершенен любой человек - и потому они не догма, а лишь ориентир. А чувства - бензин, без бензина не нужны ориентиры, потому что ты никуда не едешь!
Но совершенно естественно, что Павел превозносил чувства: Павел - это заря христианской жизни, а жизнь всегда начинается с чувств, а не с разума. И испытывать чувства, ту же любовь - это самое восхитительное! Чувства в нас, а умственные  ориентиры всегда абстрактны и вне нас... Главный ограничитель для разума: не убивай жизнь! Не подавляй чувства! В лучшем случае, подавление чувств - это лицемерие, а в худшем - убийство!
Павел ругал закон иудеев, потому что он превратился в догму ( и уже скоро породит Талмуд и каббалу, два кошмарных абсурда). Что, кстати, тоже совершенно естественно: что не развивается, то костенеет и превращается в мертвую догму и безумного идола... Они боялись развивать, чтобы не исказить - и в итоге умерли, а смерть - это разложение, а разложение - это бесчисленные искажения. Во многом аналогичная история произошла и с христианством - оно немедленно стало догмой, от чего и умерло - а умерев, стало разлагаться и искажаться... Нельзя бояться жить, боясь ломки дров и искажений, боясь креста противоречий, который неизбежно возникнет, надо жить, грешить, ошибаться и каяться, исправляться - если же будешь "хранить праведность", то праведность заменится правильностью и обернется пустой схоластикой и ты не принесешь плода; а т. к. бесплодно жить невыносимо, то неизбежно начнутся "вкусные" грешки и ереси...
2 - наставление в вере пробудило и их дух, т.е. разум. Появился бензин - появилась потребность и в ориентирах! Они просто ожили. Разум не оживляет, но он нужен уже живым...
3 - мог бы вспомнить притчу Христа то сеятеле, но, может, ещё сам не знал её! "Любовь съел быт" - эта вечная история тоже об этом. Им всем надо добавлять высокий разум к высоким чувствам, а не законы, ставшие традициями и догмами. Павел им о любви, а они: надо всё-таки член обрезать! Лучше отрезать! - сказал бы им Павел...
4 - но в чём вред? В том, что они портят христианство... Зато улучшают ветхий завет?!  Но не язычникам же заниматься этим улучшением! Язычники могут только испортить то, что получили; им не под силу воскрешать жизнь в иудействе - дети не спасают стариков! Если только старики сами  восхищены детьми, тогда дети дают им как бы новую жизнь...
6 - обращается не к Моисею, а к Аврааму - и находит у него веру, чувства! Хотя это можно считать натяжкой, потому что скупо изложены те древние истории и  овцеводы скорее всего были суровыми людьми. Но ведь действительно: когда имеешь дело с богом невидимым, без веры никуда; каким бы ты суровым и деловым не был...
Религии постоянно тростят о вере, но подразумевают всегда не просто веру в бога и в Иисуса, а веру в свою интерпретацию их! Поэтому и нужен такой дикий риторический нажим и такое малое количество смысла. Ведь просто в бога и просто в Иисуса поверить совершенно не трудно, бог велик, Иисус  чудесен - это слишком очевидно...
8 - "в тебе благословятся  все народы" - евреи толковали это только как собственное благословение и избрание!!! Характернейший пример того, как наш эгоизм искажает даже самые очевидные смыслы...
10 -  «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» - а человек и его жизнь - это олицетворение непостоянства! Т.е. Моисей не понимал людей?! Или слишком хорошо понимал и потому их запугивал?! Так или иначе, но Павел очень умно использовал это проклятие!
13 -  написано: «проклят всяк, висящий на древе» - значит, и Иисус проклят?! А если Иисус не проклят, то ничего не стоит этот закон! Опять очень умно упразднил того Моисея, из которого сделали догму...
14 - описывает Моисея как барьер между Авраамом и Иисусом. Действительно, жизнь Моисея была не очень благодатной - 40 лет в пустыне. Хотя в этом мире мы все обречены на пустыню и на "Египет", из которого надо бежать - а при такой суровой жизни не обойтись и без правил...
Вообще, древние евреи никогда не жили особенно счастливо - помню, как я удивлялся: вошли, наконец, в "землю обетованную", но ничего особенно хорошего не произошло, просто стали жить и воевать. Сразу стало ясно, что никакого рая - и вообще ничего особенного - они не построят. Цари воюют, пророки ругают, народ работает - ничего особенного...
А у Авраама всё же было особенное - из одного человека произошел особенный народ, один человек открыл особенного бога - чудеса... Каменные скрижали Моисея - это, конечно, ни разу не чудо, а вот рождение ребенка у старухи Сарры - чудо... Хотя с виду и кажется, что наоборот: мол, может, у Сарры естество сработало, а вот писал на скрижалях сам бог в громе и молнии... Нет, писал Моисей под руководством бога - того бога,  которого он понимал...
16 - не сказано "и потомкам"! А евреи всегда подразумевали именно потомков! Павел тут вроде как занимается юридическим крючкотворством. Может быть, даже сомнительным - под "семенем" вроде бы всегда понимались потомки. Ему надо было сказать немного не так: под "семенем" могут пониматься не только потомки по плоти, но и по духу, по вере...
18 - действительно: по какому закону бог избрал какого-то Авраама? Бог полюбил Авраама, Авраам поверил богу - не машинный закон, а человеческая история, бог любви... По закону живут только рабы и слуги, а мы богу не только слуги и рабы...
19 - законы для преступников, и мы, насколько преступники, тоже под законом. Законы для ограничения зла - но надо же ещё развивать добро ("не пью, не курю, не прелюбодействую" - "а что хорошего делаешь?" - "работаю, обеспечиваю семью" - "где работаешь? - "на военном заводе". А хоть бы и не на военном, всё  равно от бога, от высоты наши работки бесконечно далеки и "обеспечиваем" мы семьи на 90 процентов мурой, если не считать хлеб насущный, именно насущный...)
22 - по вере в Иисуса, но только Иисуса реального, без интерпретаций. Например, называть Евангелия, "благую весть" и послания Павла "словом Божиим" - это уже грубейшая интерпретация. Тогда это само собой подразумевалось, потому что не было ещё двухтысячелетнего опыта...
24 - "детоводитель" - ориентиры приводят деток куда надо... В разуме хороши букварь деток и совершенство мудрецов, а вот посередке океан путаницы...
26 - ох, как не любят религии говорить про "сынов Божиих"! Только скажи, как сразу перестанут быть овечьим стадом для стрижки
27 - по сути сказал "все вы - Христы!"
28 - все вы - душа, в которой обитает бог...

4 глава
5 - рабство под законом меняется на сыновство! Мы не просто свободные люди, не просто  верующие в бога, мы - сыны бога! Никогда не услышите этого в религиях. И всё это благодаря душе, потому что душа божественна, а она - это мы. Душа была дитем у древних овцеводов, и это дитё ещё ничего не могло и было подчинёно родителям - материи, "вещественным началам мира".
6 - но мы сыны на кресте, где вопим "Авва, отче" (а то бы сразу возгордились, конечно). Крест тоже не проповедуется в Евангелиях - его отдают только Христу, а себе берут только дурацкое "крещение"... Крест трудностей (кстати, только он заставляет нас "молиться", т.е. молить, обращаться с мольбой)
10 - соблюдение воскресений тоже имеется в виду?! Наверняка - нельзя быть распятым по расписанию! "Неделя" - это тоже типичный Моисей...
11 - да, напрасно. Он не смог их сделать такими же, как он сам. Павел как через "тусклое стекло" видел бога, а они как через тусклое стекло видели самого Павла - через два стекла уже слишком мало видно бога... Хотя наверняка было немало исключений - людей, которые были ничем не хуже Павла. В целом, уверен, корабли их "церквей" с самого начала набирали воду, медленно, но уверенно шли ко дну... Павлу надо было дать им не только веру, но и разум с материей - воплощать душу, закреплять её. А всё осталось на уровне теории и призывов. Две тысячи лет прошло, а по прежнему процветают только они - океаны рассуждений и призывов. Словесная пурга вроде той манны небесной, которой питались евреи в пустыне. Наверняка Павел не ограничился бы этим, но он не вечен, а никакого дальнейшего развития не произошло - и тогда "разум с материей" им дали императоры; и "христиане" ухватились за это, потому что не могли жить одной только душой и ее верой... Но так как императоры могли дать только ложь и фикцию, то словесная пурга не прекратилась, а стала даже ещё горячее - но она уже ничего не  могла изменить... Осел, козел и косолапый мишка, как ни садитесь, а всё под жопой государств в музыканты не годитесь - поэтому никакие лютеры и кальвины ни разу не помогли...
12 - им всё-таки трудно было быть как он, потому что он вечно отсутствовал, не мог быть живым примером и потому что не все способны, как он, носиться по миру. Как было бы здорово, если бы и "тихие" апостолы были среди них в качестве живого примера... Я вроде бы сторонник Павла, но и я скорее выбрал бы тихую работу в саду, в поле, рыбалку на озере, чем путешествия...
Вообще, я постоянно замечаю, что сами же христиане очень мало Павла любят - и уж конечно не понимают. Это, можно сказать, судьба такая. Ведь в некотором роде всё наоборот, чем я говорил выше: тихие апостолы послужили примером для миллионов (хотя и были отвергнуты евреями), а слишком умный и активный Павел - не послужил (хотя вроде бы и основал христианство). Он для единиц, на самом деле, писал, а вот тихие апостолы даже самим своим молчанием проповедовали массам...
16 - истина зовет на крест, на борьбу, она всегда остра, непривычна и неудобна - тут легко стать если и не сразу врагом, то уж неудобным так точно... Все хотят потихоньку жить-поживать; бабы - так точно... А тут предлагается вечный мозговой штурм, вечное труднейшее дело построения царства божия на земле...
17 - "ревнуют по вас нечисто"! - знакомая история. И по богу ревнуют нечисто - по сути, считая богом свою деноминацию... Коллектив для индивидуума очень легко становится богом!! И даже  самый плохой коллектив! И нация с государством поэтому же очень легко оказываются вне критики и заслоняют любого бога... - тем более, невидимого, тем более, распятого...
18 - показухой занимались! Хоть плачь, хоть смейся...
24 - про Агарь просто пропущу... Он уж не знал, как им объяснить... К Иерусалиму их тянуло не случайно - ведь всё-таки христианство оттуда родом. В общем-то, можно было особо и не расстраиваться по этому поводу? Естественный интерес. Всё бы нормализовалось со временем, если бы павлов было много. Он хотел быть сразу везде - и всегда. Поэтому охотно писал письма, но 90 процентов писем  наверняка пропали. За десятью зайцами погонишься - ни одного не поймаешь; ни одного не превратишь в человека... Мутанты выросли из зайцев, волки в овечьей шкуре...
Павел хотел, чтобы они все были писателями, как он - христианскими философами и поэтами! Это конечно, утопия. Поэтому и ближе были людям "тихие" апостолы - а они склонялись к исполнению Моисея. Ведь Павел изначально был непростой человек и начальник, у него изначально другая психология, чем у тех же простых рыбаков...

5 глава
1 - как стоять им (нам) в свободе, когда мы привыкли, что мы - никто, и все наши мечты - быть маленькими добрыми людьми? Ведь люди ищут добро и теплое убежище в христианстве. Допустим, бабы вообще не понимают и не любят свободу. Они уж точно не "сыны Божии" - а их в храмах всегда большинство. Они жаждут покориться, поклониться, помолиться... Т.е. павлова христианства просто ещё никогда не было - и не случайно так и не родился ещё второй Павел, хотя казалось бы, он не бог, чудес почти не совершал и вообще в нем нет ничего особенного, просто ум и горячая вера. Бывший гонитель христианства даже.
3 - обрезание - предельно странный и  эксцентричный обряд, если придавать ему религиозное значение - но чрезвычайно полезен с практической точки зрения, потому что в "крайней плоти" постоянно остается полно мочи после каждого мочеиспускания. Делать же его центральным духовным  пунктом?!?! До такой глупости ни один  фантаст никогда не додумается! А тут и "христиане" туда же! Хоть вешайся Павлу!
6 - вера заразительна и сама по себе, и помогает делать дела и помогает разуму (а дела и разум и друзья "заразившиеся" должны помогать ей)
9 - а этих заквасок столько! Когда ты слаб, всё подряд "заквашивает" тебя, превращает в простоквашу. Тут им вздумалось обрезываться - мол, кашу маслом не испортишь; тем более, что все апостолы  обрезанные - а потом им придет в голову, что надо молиться богу Иегове; или ещё какая сложная богословская теория. Когда пар веры не находит правильного выхода, он прет через неправильные. Веры было уже много, а разума ещё мало - опасная ситуация, на самом деле. Нищим-то, наверное, не очень хотелось помогать. Как и жить по-братски... Или думать самим, а не только подражать и копировать... По сути, их потянуло в религиозность с самого начала... По "проверенной" дорожке...
11 - гнали Павла иудеи - а иудеи-христиане перетолковывали. За что евреи распяли Иисуса, если он хотел всего лишь улучшить обрезанных?! Создать улучшенную религию?! (Каковой потом и вышло "христианство") "Соблазн креста" - это и крест на всем том, что было раньше - на законах и на религиях. Остался только учёт их опыта. Иисус их зачеркивал - и поэтому зачеркнули его. И Павла с тихими апостолами зачеркнули. А остальным перерисовали картинку: нетрудно на основе креста построить дом! Храм! Прекрасный конструктивный элемент!
13 - да, наша свобода ни в чем лучшем обычно не выражается. Любовь пожрать у всех (и у меня), любовь друг к другу - ни у кого. Даже не совсем понятно, что это такое. Может, сон? Ведь даже девушек истинно любим далеко не всегда. По-моему, человек к человеку может обрести именно любовь только в каких-то чрезвычайных ситуациях. Или если родственник. А так и симпатии за глаза. Чрезвычайных ситуаций будет полно, если будешь строить царствие божие на земле! На кресте все настоящие братья - даже Иисус и разбойник...
15 - вот до чего дошло, вот до чего дошло - уже друг друга грызут! Того гляди, истребят друг друга!
И все "берегитесь" столь же бессильны, как и моисеевы запреты. Природа не терпит пустоты, а человек не терпит равновесия: если он не любит, а жить вместе приходится, то он и возненавидит легко. Утомляет его равновесие, наскучивает. Если только он не тупой, не флегматичный баран, что только травку жуёт...
16 - а по мне ум и тело должны жить в согласии, всегда говорил. Душа да, она иная и хочет иного, не пойми чего, любви хочет, небесного и божественного - сахаром и красивостями пока обойдется. Белая смерть и пидарасов разноцветная радуга из химикалий различных. Павел был слишком далеко от тела - конечно! начальник! - и в этом его наибольший минус... Но об этом уже наверняка много писал...
19 - любовь тоже может быть делом плоти - неужели один блуд?! И почему сразу непотребство?! Не было тогда чистых, приличных телесно людей?! Неужели брезговал Павел паствой своей из простого народа?!
А зависть, гнев разве от плоти?! Это душа виновата! А в разногласиях -  ум, несовершенство его! А у пьянства, убийства может быть много причин, долго иногда разбираются... Царства божия они не наследуют... - ну это вестимо... И дверью напоследок хлопнул, небось... Хорошо, если не плюнул, осерчав, т.е. со злости... Моисей его тут бы как раз поддержал... Так, мол, и надо с этим народом. Зло - это плохо, а добро - хорошо. Ещё умным быть хорошо и сильным неплохо - но уже про это забыл в тот момент...
22 - такими люди будут в царствии Божием на земле... Хотя женщины с подобными характеристиками и сейчас встречаются. Не мне, правда, но вроде бы да.
Даже мать моя почти такая?! Нет, это иллюзия, они принесла мне много зла - "не ведая, что творит", поэтому я её всегда прощаю, пусть щебечет свои глупости...  А на кресте  особо не порадуешься? Только мешки под глазами заработаешь... ("Проще надо быть" - "Простым коммунистом или простым баптистом?" - "Неважно, лишь бы проще" - "Лишь бы не думать. Лишь бы жизнь себе облегчить...")
23 - "воздержание" - сдерживать свои плохие порывы и поощрять хорошие... Чего же боле... Сам стараюсь не переедать и горд собой, если хотя бы немного получается. При сидячем и лежачем образе жизни хоть вообще не ешь, энергия совсем не расходуется... Сильна радость после трудностей, вкусна еда после голода... - и только в царстве Божием, видимо, это будет иначе...
24 - "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" - распять надо похоть и страсти так, чтобы плоть выжила. Ум в помощь...
Плохие страсти побеждаются хорошими страстями, а плохие похоти -  хорошими желаниями. Когда увлечен и когда твоя жизнь вкусна, к грехам  совсем не тянет. Тянет в безвкусном болоте... Летай и тогда в грязи не утонешь... Если не летаешь, бесполезно строить забор вокруг - провалится земля под ногами... И зло не побеждается злом, просто когда ярко начинает светить солнце, черти тают и исчезают... Вера в бога нам нужна для полета, не меньше...
26 - не будем болеть?! Всё-таки Павлу тоже не хватало ума и он переходил к благим намерениям, которые в лучшем случае лишь замедляют и маскируют наше путешествие в ад... Несовершенство и греховность человека нельзя прекратить намерением или приказом...

В 6 главе он советует помогать друг другу - в том числе,  критикой -  и повторяется... (Устал я подробно комментировать, вряд ли что-то хорошее добавлю...)


Рецензии