Когда фанатизм продажности не помеха

    Бывают такие борцы с ведьмами (в прямом и переносном смысле), что умудряются сочетать веру в свою праведность с погоней за прибылью. Вот, например, был в Англии некий Метью Хопкинс, который всего за четырнадцать месяцев сумел сгубить боле двухсот человек по обвинению в колдовстве (и мужчин, и женщин, и даже один священнослужитель попал), попутно сделав на этом огромное состояние. Чрезвычайно набожный человек, сын пуританского священника, воспитанный в самых богобоязненных традициях, начал с карьеру борца с ведьмами на основе чистого фанатизма, впоследствии, став выполнять заказы за деньги.
    Вы спросите, а как такое может быть, а я вам предложу следующие варианты. Вариант один: он никогда не верил в то, что делает, просто это ему доставляло удовлетворение, и впоследствии он подумал, зачем работать просто так, если можно работать за деньги. Вариант второй: он сначала верил в праведность дела, а потом перестал, но решил не останавливаться, и использовать тему для заработка. Вариант третий: он сначала верил, что делает праведное дело, и потом разуверился, и стал думать наоборот, что попадёт в ад, и тогда уже решил, что терять ему нечего (и такое бывает), и стал отрываться на полную, пока есть возможность. Вариант четвёртый: он верил, что делает правое дело, и продолжал верить, когда стал работать за деньги, просто решил совместить приятное с полезным.
    Вы спросите, ну а как такое может быть-то – всё остальное-то понятно; но вот этот вот вариант какой-то парадоксальный, и вот чтобы его понять, нужно более детально разобрать некоторые моменты. Начнём с того, что есть два вида людей: для одних истина такая, какая есть, и она должна быть найдена и принята такой, не зависимо от того, нравится её принимать или нет. Другие сначала выбирают, что им нравится иметь истиной, и начинают за это бороться, приводя себя в состояние, когда им начинает казаться, что всё именно так, как им надо, и другие варианты даже и слушать не хочется.
    И вот встаёт, допустим, человек перед выбором, по какому пути ему пойти: осторожности и сомнения, или уверенности и фанатизма. Допустим, колдовство существует, и допустим, существуют ведьмы-колдуны, которые мутят какие-то там козни, которые приносят вред богобоязненным людям. Но это же не отменит того расклада, что если ты будешь казнить каждого подозреваемого, то среди них будут попадаться невиновные? Вот и встаёт вопрос: а как проверить – виновен или нет? Ну весит женщина меньше пятидесяти килограмм (считается, что метла выдерживает), ну находится у неё на теле какая-нибудь родинка, которую при очень сильном желании можно принять за метку дьявола, признается под пытками (во времена Хопкинса они уже были большей частью запрещены, но пытка сном разрешалась), ну будут свидетельствовать против неё недруги, но доказательство ли это? Вот и выбор тебе: или на осторожность присесть, или притопить фанатизмом.
    Перед борцом с колдовством встаёт дилемма: или ты проверяешь, а не заблуждаешься ли ты, критикуешь себя по каждому пункту, бичуя себя беспощадно за каждую возможность быть попутанным дьяволом и ошибиться, или от всего этого отворачиваешься, и стараешься вынести как можно больше приговоров, вешая себе награды за каждое дело, в которое ты веришь, и чем больше твоё «портфолио», тем более святым себя чувствуешь. И вот тут уже все выбирают по-разному: кому важнее всего чувство ответственности, выберут первый путь, а кому гордыню свою ублажить – второй.
    По сути, тот, кто выбирает невменяемую «святость», покупает удовлетворение для себя ценой причинения страданий другим, просто не отдаёт себе в этом отчёт. Так что тот, кто выбирает второе, свой выбор уже сделал, а дальше уже просто катится туда, куда его заведёт выбранная дорога. И вся эта дорого есть путь из пункта А в пункт Б, где в конечной точке назначения он должен прийти к совместительству «святости» и прибыли.
    Итак, допустим наш герой (будь то Хопкинс, или кто-либо иной – фанатичных борцов с ведьмами в истории немало было) свято верит в то, что делает праведное дело, и разуверяться в этом совсем не спешит. Это значит, что если ему будут приходить сомнительные мысли на эту тему, то он их будет под любыми предлогами по возможности отгонять. Допустим, он уже проделал какое-то количество дел, и теперь вопрос стоит уже не будет ли он героем или нет, а есть ли он уже таковой, или он уже злодей и грешник. Чем больше работы проделано, тем меньше резона допускать второе, а чем меньше резона, тем больше принципиальности продолжать идти прежним курсом. На этом пути он может рассуждать: «Я делаю праведное дело, значит, ошибки быть не может, но делаю-то я во славу Господа, а значит, он это курирует (а как же по-другому может быть?). А значит, если бы я ошибался, он бы меня поправил (послал бы знак), а если знака нет, значит, всё нормально. А значит, если предлагают деньги, это же не означает, что заказанный невиновен. Может, он виновен, как раз, и именно меня посылает Господь вершить правое дело. И если он не виновен, господь его как-то спасёт – поможет ему избежать приговора каким-то образом. А если этого не происходит, значит, всё нормально. Значит. можно продолжать в том же духе. И сколько бы я не искал новых заказов, можно брать деньги – это мне награда за то, что делаю столь важную работу…».
    Тут, конечно, уместно было бы спросить, а почему не может быть такого, что заказ с правдой не может каждый раз совпадать, а знака свыше не быть потому, что просто нет никакой связи того, во что ты веришь, с тем, что происходит? Но только таким вопросом он задаваться не захочет, потому, что для этого надо было изначально задаваться вопросом, а не перегибает ли он палку со своей святостью? А если он этого сразу не захотел, то какой резон ему теперь это делать, когда всё уже запущено гораздо дальше?
    Теперь мы знаем, что совместительство фанатичной веры с продажностью вполне реально. И даже если в большинстве случаев, на руководящих местах в организациях, занимающихся «охотой на ведьм», такие люди во главе не всегда будут стоять (там нужны более адекватно понимающие, что и с какими на самом деле целями они делают), но вот на подспорье в качестве помощников такие фанатики очень надёжны.


Рецензии
Тема для рассказа или большой повести.Психологического триллера.

Юрий Николаевич Горбачев 2   10.11.2022 19:13     Заявить о нарушении
Спасибо. Можете использовать)

Роман Дудин   10.11.2022 19:37   Заявить о нарушении
Пока много недоделанного...

Юрий Николаевич Горбачев 2   10.11.2022 19:39   Заявить о нарушении