Короновирус - Запахи и мы..

Чем пахнет еда (и не только) после ковида — пермяки поделились своей болью. Мы собрали огромное количество откликов по этой теме — делимся самыми интересными. 6 460. 53 Обсудить. ... До физиотерапии чудились повсюду запахи курева, запах пота изменился», — рассказал Роман. Запах рыбы и тухлятины. Пермяки ощущают запах рыбы от самых неожиданных продуктов, чаще это цитрусовые. Вот несколько историй: «Чистила мандарин, а был запах рыбы. ... «Прошел год после болезни — шоколад, огурцы, курица и яйца на вкус и запах тухлые. Арбуз с привкусом рыбы. Духи все на один запах, от которого тошнит», — жалуется пермячка Ольга. «Запах табака прям в носу стоит». Скрыть



Неприятный запах даже от людей». Как жить с паросмией после ковида
КОРОНАВИРУС
О
К
ОЛЬГА КАТАСОНОВА
21 ОКТЯБРЯ 2021
32535

https://spid.center/ru/articles/3652/

Перенесенный коронавирус может долго напоминать о себе целым рядом последствий — ученые и врачи используют термин Long Covid, постковидный синдром. Одной из таких неприятных проблем стало искажение запахов — паросмия. Некоторые выздоровевшие после коронавируса пациенты оказываются в окружении различных неприятных запахов, которые никто не чувствует, кроме них. Лечение — строго персонализированное, а кроме того, под паросмию могут маскироваться симптомы других опасных болезней. «СПИД.ЦЕНТР» поговорил с теми, кто столкнулся с искажениями запахов, и с врачами о том, что медицинское сообщество знает о паросмии на данный момент.
Татьяна живет в Подмосковье. Когда она ждала третьего ребенка, на пятом месяце беременности, она заболела коронавирусом. У нее пропало обоняние. «Сначала это меня радовало, так как я была слишком чувствительна к запахам, например, не могла ездить в общественном транспорте, — вспоминает Татьяна. — Но, конечно, было тяжело в быту: чуть не накормила детей тухлым супом. Спустя месяц после родов ситуация изменилась, ко мне стали возвращаться запахи. Но они были не такие, как раньше: все пахло чем-то химическим, тухлятиной и какими-то даже не существующими в природе запахами. Я помню момент, с которого все началось. Ночью я почувствовала резкий запах резины. Сначала я подумала, что он появился из-за детской ватрушки, на которой катаются с горки, — она стояла у нас в коридоре. Мы вынесли ватрушку на балкон, но запах не исчез. И кроме меня, его никто не ощущал. Потом неприятный, приторно-сладкий запах начал исходить от моих волос. Я убирала их в пучок, но это не помогало. Потом такой же запах я стала слышать и от продуктов. В итоге на время я перестала готовить и нормально есть. Спасалась доставкой готовой еды для домашних, а сама полтора месяца питалась овсянкой и медовиком, пила витамины, чтобы сгладить дисбаланс питательных веществ, но кожа все равно покрылась прыщами. В конце концов я стала чувствовать неприятный запах даже от людей, старалась не пускать никого в свою комнату. Когда случилась истерика из-за этого, я стала гуглить, что это вообще такое. Муж поверил, что бывает паросмия, только когда я скинула ему статью об этом».

Татьяна обращалась к врачу, однако он не решил проблему. Тем не менее, подвижки в лучшую сторону у нее сейчас есть. «Врачи мне не особенно помогли: кто-то не понимал мою проблему, один доктор посоветовал препарат для улучшения мозгового кровообращения, но он мне не помог. Сейчас наблюдаю небольшие подвижки в лучшую сторону — картошку начала есть», — делится Татьяна.


Коллаж: Анна Сбитнева
«Среди нарушений обоняния при Covid-19 в клинической практике мы чаще всего сталкиваемся с аносмией (полным отсутствием обоняния) и гипосмией (его существенным снижением), — объясняет кандидат медицинских наук, директор Ассоциации Развития Реабилитации, Физиотерапии и Абилитации Алексей Яковлев. — Паросмия — искажение запахов — встречается при Covid-19 несколько реже. Как и другие нарушения обоняния, паросмия развивается из-за способности вируса проникать в нервные клетки и вызвать так называемое “нейровоспаление” — это называется нейротропность вируса. Как правило, нарушения обоняния при Covid-19 носят непродолжительный характер и не требуют применения какой-либо специфической дополнительной терапии. В среднем нарушения обоняния развиваются на 3–5 день заболевания и сохраняются в течение первых 8–14 дней болезни. Большинство пациентов отмечает полное восстановление обонятельной функции к моменту, когда вирус элиминировался из организма. Тем не менее если обонятельная дисфункция сохраняется уже после получения пациентом первых отрицательных мазков ПЦР, это всегда повод для обращения к специалистам — неврологу и оториноларингологу». Яковлев говорит, что нарушения обоняния не всегда связаны с тем, насколько тяжело болел человек. Однако «известно, что вакцинированные пациенты в случае заболевания переносят Covid-19 в более легкой форме, т. е. любые проявления болезни носят менее выраженный характер, то же самое касается и нарушений функции обонятельного анализатора».


Алексей Яковлев. Коллаж: Анна Сбитнева
«Длительность нарушения зависит от тяжести повреждения. В течение 6 месяцев у 95% пациентов обоняние восстанавливается. Вкус обычно нормализуется намного раньше. С поствирусной аносмией врачи сталкивались и раньше (при риновирусной, аденовирусной инфекциях, парагриппе), но намного реже, — говорит врач-оториноларинголог, к.м.н. Анастасия Варвянская. — Метода, который бы мгновенно излечивал, не существует. К врачу нужно обращаться, если нарушения обоняния сохраняются в течение месяца либо беспокоит насморк, заложенность носа, боль. Врач проводит эндоскопическое исследование полости носа, оценивает обонятельную и вкусовую функцию. По ситуации может назначить дополнительное обследование и лечение».


Анастасия Варвянская. Коллаж: Анна Сбитнева
«Каких-либо утвержденных схем лечения стойкого нарушения обоняния у пациентов — реконвалесцентов новой коронавирусной инфекции Covid-19 — на сегодняшний день нет, лечение всегда симптоматическое и строго персонифицированное. Но нарушения обоняния могут быть следствием других заболеваний и патологий, некоторые из которых весьма серьезные. Среди неврологический заболеваний, при которых нарушение обоняния может быть одним из первых симптомов, следует выделить болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви, опухоли головного мозга. Все эти патологии требуют достаточно серьезной профессиональной диагностики», — обращает внимание Яковлев.

«Я переболела в июле — была сильная слабость, не могла вставать, я практически ползала по квартире, и сильно болела голова, — рассказывает другая выздоровевшая после коронавируса, Анна. — Когда все прошло, были признаки нарушений обоняния и вкуса, когда я ела яйца, но тогда запах был еще более-менее нормальным. А буквально три недели назад начались активные проявления: изменились запахи мяса, лука и яиц. От этих продуктов я чувствую резкий запах тухлятины, который вообще непереносим. Пока я не пробовала лечиться, я надеюсь, что это как-то пройдет само. Первое время я терпела, ела эти продукты через силу, просто не могла поверить, что все — я никогда не смогу ощутить их прежний вкус и что он теперь будет таким неприятным. Потом я поняла, что дальше это так не может продолжаться и надо просто исключить эти продукты из рациона. Хотя эти продукты — мои самые любимые, я раньше просто не обходилась без них, каждый день их ела. Теперь придется менять свое меню. Пока легче мне не стало — но это из-за того, что проблема со мной недавно. Проявлений паросмии я особенно не испугалась — неприятно, конечно, что есть такая побочка. Я уже слышала о такой проблеме, но не думала, что она будет у меня. Пробовала “маскировать” запах специями, но все равно все ощущается. Изменился еще запах овсянки, но в лучшую сторону — почему-то от нее сладкий запах, будто карамелью пахнет. Раньше овсянка не нравилась по запаху, а сейчас нравится».


Анна. Коллаж: Анна Сбитнева
«Еда не становится вредной из-за того, что мозг неправильно воспринимает запах. Главное, чтобы она не была протухшей, — объясняет гастроэнтеролог, к.м.н. Роман Карась. — Для подобных симптомов также обычно нет гастроэнтерологических причин. Потому что запахи — это мозг и нос.Но при наличии длительной паросмии вы ограничиваете себя в поступлении важных питательных веществ, что, конечно, скажется на здоровье. Попробуйте съесть пищу, которая пахнет гнилой рыбой или калом. Получится? Нет. Остается только выбирать продукты, пахнущие сносно, избегать провокаторов паросмии. Приятный вкус и запах повышают настроение, улучшают аппетит и доставляют радость. При паросмии все наоборот: грусть-тоска-печаль и даже снижение массы тела. Неправильно воспринимая запахи вы можете пропустить возгорание, вредные испарения/газы, испорченный продукт и даже потерять работу, если вы повар, парфюмер, пожарный. Возникают гигиенические трудности».

https://www.gazeta.ru/social/2020/12/28/13417592.shtml
Роман Карась. Коллаж: Анна Сбитнева
«Самолечение, в основе которого рекомендации из интернета, — весьма рискованный способ вернуть обоняние, — обращает внимание Яковлев. — Есть мнения практикующих специалистов, что нейропротективная терапия и витаминотерапия позволяют ускорить процесс восстановления обоняния, однако лечение всегда должно быть индивидуальным и план лечения должен составляться только при очном взаимодействии пациента с врачом».

Успех в лечении паросмии также зависит от психиологического состояния человека. Усугубить проявления может тревога, нарушения сна, депрессия и ипохондрические расстройства. «Работа обонятельного анализатора тесно связана с работой центров вегетативной нервной системы, поэтому любые имеющиеся у пациента дисфункции психоэмоционального плана могут способствовать более выраженному нарушению работы обонятельного тракта, в том числе в рамках развития синдромокомплекса постковидных расстройств (так называемый Long Covid)», — рассказывает Яковлев.

«Важную роль для пациентов с нарушением обоняния играет понимание и поддержка близких, возможность обсудить свою проблему с тем, кто находится в подобной ситуации, доступ к компетентным источникам информации по данной проблеме», — говорит Варвянская. Она также обращает внимание, что каждый случай паросмии — индивидуален, для постановки диагноза нужна консультация с врачом: «Начинать нужно с ЛОРа. Обоняние может нарушаться по разным причинам: заболевание носа/пазух, ОРВИ, травма, нейродегенеративные расстройства».


Коллаж: Анна Сбитнева
Перенесшему коронавирус Денису пришлось бороться с паросмией около семи месяцев. Он болел в декабре, а нарушения обоняния проявились в марте. «Я заметил проблему случайно, когда ел мясо, — рассказывает Денис. — Я подумал, что оно просто испорченное. Но совершенно другое мясо на следующий день воняло точно так же. И я понял, что какая-то проблема со мной, а не с едой. Первая мысль была, что у меня что-то с нервами или что-то не так с головой. Начал искать в интернете, что это может быть, и наткнулся в соцсети “ВКонтакте” на группу, где обсуждали, что искажения запахов появляются после коронавируса. И так у меня встало в голове все на свои места, я понял, что все это из-за “короны”. Непонимания со стороны близких не было. Поначалу на меня посмотрели как на немножко ненормального, но, когда я объяснил ситуацию, все нормально восприняли. Никто ни разу не говорил, что я себе что-то нафантазировал или придумал. Самой большой проблемой для меня была непредсказуемость при покупке продуктов: я не понимал, что я могу есть, а что нет. Поначалу казалось, что все просто: не могу есть молочку, мясо, лук, значит эти продукты нужно исключить, все остально есть. Но иногда начинали неприятно пахнуть какие-то продукты, от которых этого я вообще не ожидал, например, какой-нибудь овощ. И получается, половину продуктов дома просто выбрасываешь, потому что есть не можешь. Все покупки — это была лотерея». Денис не обращался в поликлинику, так как не был уверен, что его лечащий врач может помочь в этом вопросе.

«Сама эта проблема длилась около семи месяцев, самые ужасные — первые два, когда воняет реально все, начиная от молока и заканчивая соевым мясом, все, что содержит белок, лактозу, — вспоминает Денис. — Потом расширился спектр продуктов. Где-то в середине лета я начал пить молоко, от него уже не было сильного запаха. И постепенно, месяца за два, [неприятный] запах прошел совсем. Такая же история с мясом: поначалу ел только рыбу и колбасу, а потом уже начал есть свинину, хотя курица и говядина все еще плохо пахли. Нормально есть курицу начал в сентябре. Выздоровление прошло не резко — у меня это заняло около четырех месяцев. Если бы не было никакой информации о паросмии (а когда у меня началось, было мало информации), то было бы совсем ужасно — ходить и думать, что у тебя с головой что-то не так. И просто не знать, что делать, пройдет ли когда-то искажение запахов, это было бы очень психологически сложно. А когда я нашел информацию, почитал истории людей, у которых это проходило, это как-то и легче   Запах рыбы, табака и мертвечины вместо аромата духов, жареного мяса и бытовой химии – на это жалуются некоторые пациенты, перенесшие COVID-19. Все они при этом во время болезни страдали от аносмии — полного отсутствия обоняния. Медики рассказали «Газете.Ru», из-за чего развивается этот симптом и как можно ускорить процесс восстановления.
Одним из последствий коронавирусной инфекции может может стать искажение обоняния — этот симптом проявляется иногда у тех, кто перенес потерю вкусов и запахов, спустя недели и даже месяцы после выздоровления от недуга. Об этом «Газете.Ru» рассказали перенесшие COVID-19 россияне.

Ранее о данном последствии инфекции заявляли и представители американской благотворительной организации AbScent — фонд поддерживает людей с расстройствами обоняния, собирает информацию от тысяч пациентов с аносмией (потеря обоняния) и паросмией (искажение обоняния), чтобы помочь в разработке методов лечения.

По данным AbScent, многие переболевшие COVID-19 сообщают об «отвратительном» запахе рыбы или серы, а также о «сладковатом неприятном аромате». При этом в большинстве случаев симптом наблюдается у пациентов, которые во время болезни жаловались на полную потерю обоняния.

Так, 22-летняя Александра Кравченко (имя изменено) из Москвы рассказала «Газете.Ru», что заразилась коронавирусом в конце сентября — на третий день болезни у девушки полностью пропало обоняние, также она перестала различать вкусы.

«Так продолжалось примерно месяц. Потом внезапно за ужином я ощутила вкус грибов, очень обрадовалась, а запахи так и не возвращались. Еще через пару недель я побрызгалась духами и поняла, что смутно чувствую что-то, но этот запах был далек от того, как действительно пахнут мои духи. Неприятных ощущений это не вызвало», — поделилась москвичка.


Узнать больше
Со временем запахи у Александры вернулись в полном объеме, но в начале декабря – на третий месяц после выздоровления – девушка начала ощущать, что все большее количество вещей пахнет не так, как обычно.

«Однажды я шла по городу и поняла, что меня преследует приторно-сладкий запах смеси жженого лука, ацетона и гари. Это тяжело объяснить, потому что в природе такого запаха не существует. Выяснилось, что рядом курили сладкие сигареты с вишневым вкусом. Затем этот запах начал появляться, когда я пользовалась косметикой, чистила зубы, убиралась в квартире с помощью бытовой химии», — пожаловалась Кравченко.

По ее словам, данный симптом тревожит ее уже на протяжении месяца. «Хочется верить, что со временем это пройдет», — надеется девушка.

Похожая история произошла и с Екатериной Поповой из Пскова. «Ковидом я заболела в ноябре, обоняние и чувство вкуса полностью пропало примерно на третий-четвертый день. На данный момент я все еще не чувствую некоторые ароматы», — сказала женщина «Газете.Ru».



Я не могла спать — четыре ночи подряд я сначала не могла уснуть, а потом просыпалась среди ночи от запаха табака. Меня начинало тошнить от этого запаха, от недосыпа я стала нервной, хотелось плакать»,

— рассказала Екатерина.

Ей удалось справиться с этим симптомом самостоятельно. «Я решила сделать диффузор с маслом чайного дерева (взяла обычное из аптеки). Я дышала вечером им достаточно интенсивно, а на ночь ставила рядом с кроватью. Не знаю, совпадение ли это, но через пару дней запах табачного дыма исчез», — заключила Попова.

Анастасии из Екатеринбурга ждать, когда вернется адекватное восприятие запахов, пришлось около пяти месяцев. «Примерно через месяц после выздоровления от ковида я приехала в гости к другу и меня начало тошнить от запаха готовящейся еды. Было ощущение, что жарят человечину, ужасный запах гнили», — отметила девушка в беседе с «Газетой.Ru».

«Запах мертвечины» собеседница издания ощущала каждый раз, когда готовила мясо или яйца. На почве симптома у Анастасии даже начались панические атаки.

«Вначале я лечилась витаминами группы B, но ничего не менялась. Затем решила просто ждать, и действительно – пять месяцев мучений закончились, и все сошло на «нет». Думаю, из-за особенностей каждого организма может потребоваться разное время на восстановление рецепторов», — заключила она и добавила, что при столкновении с данным симптом особое внимание необходимо обратить на свое психологическое состояние.

Главный терапевт клиники «Семейная» Александр Лаврищев пояснил «Газете.Ru», что паросмия — искажение запахов — происходит потому, что коронавирус поражает не только ткани легких, но и нервную систему.

«При этом дисфункция обоняния является патологическим процессом, требующим времени, вирус же не сразу колонизирует весь организм», — уточнил медик.

Как заметила врач-инфекционист Анна Баландина, в ее практике паросмия встречалась лишь у тех, кто в остром периоде заболевания перенес аносмию – полное отсутствие запахов. «Поэтому могу предположить, что искажение обоняния связанно с постепенным восстановлением функций обонятельного нерва», — сказала эксперт «Газете.Ru».

С ней согласилась кандидат медицинских наук, невролог Гульнара Ахмадеева. По ее словам, в данном случае можно провести параллель со сдавливанием нерва при неудобном положении конечностей.

«В это время развивается анестезия – утрата поверхностной кожной чувствительности. По мере восстановления активного положения в руке/ноге постепенно появляются парестезии — не очень приятные измененные субъективные ощущения по типу ползания мурашек. А затем — чувствительность восстанавливается. Так и с обонянием», — объяснила врач «Газете.Ru».

При этом период окончательного восстановления обоняния разнится от случая к случаю. «Сроки наблюдения совсем небольшие, точно сказать, сколько времени требуется для устранения симптома нельзя. Но по моим наблюдениям, за полгода это точно проходит», — подчеркнула Анна Баландина.

В то же время ускорить процесс восстановления можно с помощью правильной стимуляции обонятельных рецепторов различными эфирными маслами, параллельно подключая зрительные и ментальные механизмы, визуализируя образы того, что вы нюхаете, считает Гульнара Ахмадеева.

Нелишним будет и обращение к квалифицированному специалисту. «Хороший ЛОР поможет снять отек с луковицы обонятельного нерва. Но в целом, у большинства пациентов данный симптом проходит сам собой», — заключил Александр Лаврищев.

воспринималось».

Можно ли с облегчением вздохнуть, если коронавирус позади? Как выяснилось, не всегда. Часто переболевшие жалуются на искаженное восприятие запахов (паросмию) и обонятельные галлюцинации (фантосмии). Почему так происходит и что можно сделать? Об этом нам рассказала врач-невролог «Клиники Эксперт» Тула Юлия Владимировна Рощупкина.

 

– Юлия Владимировна, что такое обонятельные галлюцинации, какими они бывают?

– Это обманы обоняния, то есть восприятие запаха, отсутствующего в реальности. Люди могут ощущать нейтральные, отталкивающие и приятные ароматы. Многие пациенты, перенесшие длительный COVID-19, жаловались на «отвратительные запахи рыбы, серы». Некоторые начинали чувствовать «сладковатый неприятный запах».

– Почему такие галлюцинации появляются после коронавирусной инфекции?

– Такой побочный эффект объяснили тем, что SARS-CoV-2 — это нейротропный вирус. Причиной искажения запахов всегда служит или повреждение обонятельных рецепторов, или нарушенная идентификация запахов корой головного мозга.

– Каков риск, что после болезни человек столкнется с обонятельными галлюцинациями? Можно ли как-то снизить эту вероятность?

– По мнению врачей, после выздоровления от COVID-19 многие сталкиваются с обонятельными галлюцинациями и паросмией. Чаще всего это происходит с людьми, в период болезни на какое-то время полностью терявшими обоняние. Порой у тех, кто ранее столкнулся с потерей обоняния и вкусовых ощущений, этот симптом появляется спустя недели и даже месяцы после выздоровления.

COVID-19 – весьма коварный недуг. Он затрагивает все органы, в том числе нервные окончания, из-за чего восприятие ароматов становится искаженным. Проявляется это не у всех переболевших, и причину этой избирательности до сих пор не удалось окончательно установить. Существует гипотеза, что обонятельные галлюцинации – это один из этапов восстановления нервной системы после болезни. Когда после фиксации первых клинических случаев пройдет не менее трех-пяти лет и можно будет получить достоверные статистические данные, мы, возможно, сумеем ответить на вопрос, как снизить риск паросмии и фантосмии.

– Пройдут ли галлюцинации и как скоро?

– По данным итальянских ученых, после COVID-19 нормальное функционирование обонятельных рецепторов восстанавливается в среднем за восемьдесят суток. Их коллеги из Германии говорят о шестидесяти сутках. А вот искажения из-за нарушенной функции мозговой коры могут продолжаться сколь угодно долго. Для людей, у которых вирус затронул корковую часть анализатора, на возвращение к привычным ощущениям может уйти до полугода. Средний срок возвращения запахов для них – один-два месяца.

– Есть ли какие-то рекомендации для восстановления нормального обоняния и избавления от галлюцинаций?

– Проблема крайне актуальна, но ученые пока не нашли для нее оптимального решения. Во всем мире продолжают изучать остаточные явления и особенности постковидной реабилитации.

Доктор медицинских наук, врач-инфекционист Наталья Воробьева говорит, что восстановление обонятельных и вкусовых нейронов и их рецепторов займет некоторое время, и это определяется процессами нейропластичности.

Чтобы вернуть обоняние, специалисты благотворительной организации AbScent, поддерживающей людей с паросмией и аносмией, советуют тренировать его: ежедневно по 20 секунд вдыхать эфирные масла розы, гвоздики и лимона. Нос и мозг будут словно заново знакомиться с запахами и запоминать их. Не забывайте о спокойствии и психическом здоровье: медитируйте, испытайте разные практики релаксации, обратитесь к психологу или психотерапевту. Иначе формируется замкнутый круг: значительные нарушения обоняния приводят к сильному стрессу, а стресс в свою очередь ухудшает самочувствие.

– К какому врачу идти, если галлюцинации не проходят?

– Как правило, если обоняние частично восстановилось, есть хороший прогноз для восстановления обоняния в целом. Если обонятельные нарушения оказались устойчивыми, надо обратиться к отоларингологу и неврологу, чтобы исключить другие вероятные причины фантосмии или паросмии.

При затяжном реабилитационном периоде пациенту могут выписать курс лечения, направленный на восстановление периферических нервов. Как правило, он включает антихолинэстеразные, специальные витаминные препараты и препараты, улучшающие микроциркуляцию.

– Опасно ли игнорировать обонятельные галлюцинации?

– Конечно, опасно! Ведь галлюцинации после COVID-19 часто бывают отсроченными, и люди иногда принимают симптомы другой болезни за осложнения перенесенной ранее коронавирусной инфекции.

Наиболее частой причиной обонятельных галлюцинаций считается поражение головного мозга. Оно может быть вызвано черепно-мозговыми травмами, онкологическими заболеваниями, поражающими тот или иной участок мозга, инсультами, нейроинфекцией.

Среди других неблагоприятных факторов отмечают:
•    психические заболевания (такие как шизофрения, расстройство личности);
•    эпилепсию;
•    интоксикацию организма;
•    влияние сильнодействующих лекарственных препаратов, психотропных или наркотических средств;
•    повреждения слизистой оболочки носовых пазух;
•    проблемы с зубами;
•    заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

Есть немало людей, которые в течение долгих лет закрывают глаза на обонятельные иллюзии, не задумываясь о грозящей опасности.

Существует три основных способа определить, чем вызван симптом:
•    МРТ головного мозга
•    КТ головного мозга
•    ЭЭГ
ВОТ   ЧТО ПИШЕТ  МОЛОДАЯ  ДЕВУШКА ....
_______________________________
В начале 2021 года мир для меня стал вонять помойкой.

Еда, автомобили, кафе и даже люди — все пахло отвратительно. Привычные блюда стали противными. Я больше не могла есть ничего с луком, чесноком, яйцами, курицей и свининой. А овощи и фрукты казались невкусными.

Я решила, что схожу с ума или у меня какая-то опасная болезнь. Но мой врач сказал, что это всего лишь паросмия — искажение привычных запахов. Она не опасна и бывает после ожогов слизистой носа, тяжелых инфекций и опухолей мозга. В моем случае это было осложнение после ковида. Причем оно проявилось не сразу, а через два месяца после выздоровления, и не прошло до сих пор.

Сначала я паниковала, но потом нашла в соцсетях сообщества людей, которые страдают от последствий коронавируса. У многих из них тоже была паросмия, и они делились друг с другом впечатлениями и опытом. Так я поняла, что не одна и что с болезнью все же можно жить.

Архив чата «После ковида (запахи, вкусы)» — «Телеграм»

Poslecovida — «Инстаграм»

Расскажу, как моя паросмия связана с ковидом, сколько я потратила на бесполезное лечение и как в итоге перестроила свой быт.

Я потратила на лечение паросмии 9375 Р
Психотерапия, 2 сеанса 7000 Р
Ноотропы в каплях «Семакс 0,1%» 1625 Р
Витамины группы В «Комбилипен» 500 Р
Ноотропы в таблетках «Милдронат» 250 Р
Тренировки вкуса и обоняния 0 Р
Поездки на Финский залив 0 Р
Вакцинация 0 Р

«Обоняние возвращается. Может быть, и тупость обратима?» Переболевшие COVID-19 психиатры — о последствиях коронавируса

Фото: Maxim Shemetov / Reuters

С начала пандемии прошло уже два года, а вопросов, связанных с происхождением вируса, путями его распространения, механизмом воздействия на организм, профилактикой и возможностями лечения становится только больше. Больше становится и всевозможных осложнений, реальных и мнимых, в том числе расстройств психического здоровья. «Лента.ру» собрала мнения психиатров о том, как COVID-19 и меры по борьбе с ним влияют на психику больных и здоровых россиян. Все собеседники — практикующие врачи-психиатры, каждый из них сам перенес коронавирусную инфекцию. Чтобы их рассказы были максимально откровенными, врачам была гарантирована анонимность.

«Психозы, когда голоса зовут, совершенно не исследуются»
Р. Ш., врач высшей категории, психиатр, заведующий московским ПНД:

— Важно не то, где вирус ползет, а центр ответа. И клиника [клиническая картина] дается не самим вирусом, а иммунным ответом. У всех по-разному, но суть — иммунный ответ.

На уровне мозгов вирус проникает везде и за счет иммунного ответа вызывает аутоиммунные васкулиты. Это давно признано. Эти васкулиты дают очень яркие психозы, и я считаю, что они связаны именно с ковидом. Но это совсем не исследуется, а исследуется «ах, какая идет невротизация, ах, какая депрессия!»


Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Вот это постоянно муссируется, описывается и популярно преподносится, но спроси меня — много я видел неврозов и депрессий из-за ковида? Нет! Нет! И нет! Это как на войне, когда вся малая психиатрия уходит. Как в блокадном Ленинграде, где не было никаких неврозов и депрессий. Крепок наш народ! А по публикациям — только это и муссируется, и создается впечатление, что из-за антиковидных мер в обществе сплошные неврозы и депрессии. А на самом деле это не так.

Ко мне годами невротики ходят — и бабки, и молодежь. Сейчас же у молодежи модно к психиатрам ходить. Подростки валом валят: «Ты чего, доктор, мне биполярочку не ставишь? У меня панические атаки, блин!» Ни один молодой не приходит без панической атаки. И уже наша пьянь отечественная подключается, у них тоже уже панические атаки и биполярочка. Но все это не имеет ни малейшего отношения ни к ковиду, ни к мерам по борьбе с ним.

Острейшие психозы — когда люди с собой кончают не по депрессии, а с какими-то яркими-яркими обманами восприятия, с бредом, с галлюцинациями, когда их голоса зовут, — все это совершенно не исследуется

Вот что у меня было, когда я в реанимации на ИВЛ лежал. Ориентацию я сохранял, но при этом в течение недели был убежден, а потом еще долго сомневался, что я уже был в этой больнице раньше, что я видел этих врачей, что мне уже давали эти таблетки, что точно были эти волонтеры, только они как-то слишком ярко были одеты и вели себя по-клоунски. Такое вот дежавю. Мне говорят: это у тебя была интоксикация, — но я-то знаю, что такое интоксикация и какие именно расстройства она вызывает. И это даже не делирий был, а что-то совсем другое.

За рубежом уже вообще нет психиатрии, одни заказные исследования препаратов, от которых больные с собой кончают, они же их растормаживают. Галоперидол инкапсулирует процесс, и больной сидит тихий, слюни пускает, и родственники довольны, и врачи радуются. А сейчас препараты слабые, они больных только растормаживают, поэтому идет череда суицидов.

«После ковида прошла депрессия — стала бодрой и активной»
И. М., психиатр, доктор наук:

— В принципе сейчас еще нет людей, которые понимали бы, как коронавирус воздействует на психику. Никто еще не изучил и не обобщил этот опыт — какие психические расстройства, насколько они связаны с ковидом, как он влияет на хронические психические расстройства. «Ковидный туман», о котором сейчас говорят неврологи, — это больше придумка. Прежде чем о чем-то заявлять, нужно это изучить, а пока очень мало времени прошло.


Фото: Евгений Софийчук / ТАСС

Я не прочел ни одной серьезной русской работы на эту тему. Было исследование когнитивных нарушений на большом материале, но там такую чушь написали... Я рецензировал эту статью, материал критики совсем не выдерживает.


В моей практике очень по-разному все проходит. У меня была пациентка с апатической депрессией. Так вот, после ковида у нее все прошло — стала бодрой и активной.

А бывает прямо наоборот. Если пожилой человек отрывается от нажитого стереотипа, ему очень сложно приспособиться к новым условиям, он декомпенсируется, и его состояние ухудшается. Уже первый локдаун на это сильно повлиял. К примеру, бабушка участвовала в программе «Активное долголетие», а потом была вынуждена сидеть дома четыре месяца, и за это время она разучилась делать множество необходимых ей дел. Из абсолютно сохранной стала дементной. И при этом она никаким ковидом не болела.

Чтобы психозы были ковидные — мне кажется, это надуманно. Надо разбираться — может, они и так заболели бы, без всякого ковида

Механизм психических расстройств — сосудистый. Нарушения, которые связаны с психикой, — это постковидные мелкие тромбозы по типу мелких инфарктов, вызывающих энцефалопатию. А обоняние нарушается, потому что у вируса тропность к этим рецепторам. Он в мозг не проникает, а бьет по рецепторам, и от степени их поражения зависит уровень расстройства. Хотя не исключено, что у тех людей, у которых после ковида развилась стойкая аносмия, и мозговые центры пострадали. Но в любом случае вирус поражает в первую очередь сосуды.

«До пандемии был вялым ипохондриком, а стал активным параноиком»
Л. Ц., психиатр, доктор наук:

— Исследования есть, но они очень ограничены. Если ориентироваться на свои наблюдения, странная история получается. Во-первых, очень много случаев манифестации психических расстройств после ковида: неврозы, депрессии, панические атаки, даже дебюты шизофрении. Но непонятно, связано это с ковидом или с тем, что люди перепуганы.


Фото: Anton Vaganov / Reuters

Во-вторых, у тех, кто уже давно страдал психическими расстройствами, после ковида состояние психики сильно ухудшается.

Реклама

Разместите вакансию со скидкой 75%
Бухгалтеры, дизайнеры, технологи, операторы колл-центра, менеджеры, юристы, инженеры, логисты и другие сотрудники ждут вас на Авито
Был у меня пациент — ипохондрик с вялыми фобическими расстройствами, чего-то там он периодически боялся, а как началась эпидемия — его в такую паранойю понесло... Он врач по профессии, правда, уже давно неработающий, так вот он каждый день обзванивал 10-15 ковидных клиник и выяснял, сколько больных попало, сколько на ИВЛ, сколько умерло за сутки. И так каждый день. Он считал, что эпидемия — это международный заговор. До пандемии был вялым ипохондриком, а стал активным параноиком. Вот такой красавец!

Многие из тех, кто переболел, очень сильно сдали. Я же их много лет наблюдаю. Так вот, на фоне перенесенного ковида у них идет резкое обострение основной симптоматики, плюс добавляется то, чего раньше не было.

У нас в стационаре в основном лежат пациенты с пограничной патологией: ипохондрические расстройства, навязчивости… Кто-то из них заболевал ковидом, мы их тут же выписывали, отправляли на лечение, а потом, когда они возвращались, у них шло резкое ухудшение.

Кроме того, все переболевшие жалуются, что память упала, что плохо соображают, раздражительность, астения…

Мы с мужем вместе сделали прививки «КовиВаком» — с большим трудом его достали, и через три дня он заболел. Я ходила на работу и хвасталась: смотрите, меня ничто не берет, я бессмертная! Потом подошло время, я сделала вторую прививку, принесла на работу справку, мне сказали, что я крутая, молодец, и через три дня я заболела.

Легкие были поражены всего на 25 процентов, но в качестве осложнения меня ударило по сосудам, начался жуткий васкулит. Уже в самом конце, когда температура была субфебрильная, утром просыпаюсь, смотрю в зеркало, а все тело покрыто красной вязью. Проходило долго и тяжело, были проблемы с кровью, вызывали скорую, кололи преднизолон, дексаметазон, антикоагулянты...

Я хоть и врач по образованию, но не понимала, насколько все стремно и что я могу сдохнуть. В зеркале я видела, что происходит с моей кожей, но ведь то же самое происходило и с другими органами. Системный васкулит поражает почки, печень, легкие. Обостряются хронические заболевания

После болезни я не сразу поняла, что плохо соображаю, меня больше астения беспокоила — еле ползала, постоянно спала. У меня в телефоне была игрушка вроде тетриса, я в нее играла-играла, потом заболела, а потом, когда поправилась, опять решила поиграть. И вдруг понимаю, что вообще играть не могу. У меня вся эта пространственная фигня полностью нарушена! А там же все результаты записываются. Я сцепила зубы, через силу, через неуважение к себе стала тренироваться и вроде выбралась. Хотя с памятью у меня и сейчас не очень хорошо.

А с обонянием еще и не такие приключения происходят. У нас есть научный сотрудник, его мало кто любит, так вот с ним случилась история. Когда он заболел ковидом, но об этом еще не догадывался, пришел в свой кабинет, а там воняет дерьмом. Конкретно. Он возмущенный выходит в отделение, а в отделении воняет дерьмом. Он говорит: какого хрена! Все на него смотрят как на придурка, но поскольку он ведущий научный сотрудник, не сопротивляются. Мол, сейчас поищем. Он выходит на открытую галерею, а там воняет дерьмом. И пока он болел, у него повсюду воняло дерьмом. Он знал, что это не по-настоящему, но куда деваться...

И со вкусовыми ощущениями случаются казусы. У нас один доктор узнал, что он заболел ковидом, когда вечером сел выпить рюмочку коньяка и вдруг понял, что пьет водку. Смотрит на бутылку — коньяк. Выпивает — водка! А у меня вкус фанты пропал.

«Отупение цветет пышным цветом»
Е. Ф., психиатр, врач высшей категории:

— Когнитивные расстройства после ковида, безусловно, присутствуют. Мне, например, стала не под силу многозадачность. Если я пойду на кухню взять пачку сигарет и вкусняшку для собаки, то обязательно что-то забуду. Принесу что-то одно и попрусь второй раз. Это уже в порядке вещей. Отупение цветет пышным цветом и, скорее всего, имеет сосудистую природу.


Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

На кардиомагниле стало лучше — это по сути кардиоаспирин, уменьшает вязкость крови. На фоне ковида я пробовала пить прадаксу, но начали кровить десны, синяки появились на ногах, стала есть аспирин — заболел желудок. Тоже бросила. А кардиомагнил хорошо пошел, за счет магния он не дает все эти язвенные осложнения, микроциркуляция крови улучшается, и с отупением стало получше.

Обоняние тоже пострадало. Вирус нейротропный — поражает рецепторы, проникает в луковицы обонятельного нерва. Когда на какой-то площади у вас тысячи рецепторов, тонкие ощущения запахов работают, а если часть из них поражена, тогда тонкое дифференцирование вырубается. У меня ни с того ни с сего стал появляться запах пластика. Но то, что обоняние обратимо, внушает надежду. Может быть, и тупость обратима.

У молодежи я такого практически не встречаю. И меры по самоизоляции они переносят легко. Тем, кто конституционально аутичен, вообще дистанционное обучение больше подходит. Они с удовольствием перешли на удаленку. Общительные гипертимы в сетях общаются, а потом — у них же нет такого жесткого запрета из дома не выходить. Они онлайн отзанимаются — и понеслись тусить. Особенно не страдают. А вот для людей старшего возраста, особенно общительных и эмоциональных, социальная изоляция — вещь тяжелая.

«С памятью интересные фокусы»
В. П., психиатр, кандидат медицинских наук:

— Насколько я знаю, психические расстройства у больных ковидом в острой фазе заболевания никто особенно не изучал. Не думаю, что психиатров в ковидарий вообще сейчас пускают, тем более научных работников. Что же до переболевших, то имеющиеся работы у коллег особого доверия не вызывают. Нужны серьезные исследования, подтвержденные случаи, контрольные группы — ничего подобного пока нет. Так, какие-то ссылки на непонятно кем и как сделанные выводы. С другой стороны, есть личные наблюдения: мы сами переболели и почти все наши родственники, друзья и знакомые. Так что уже можно сделать какие-то обобщения.

Мы болели год назад на даче. Модную заразу дети притащили из Москвы. Три дня небольшой температуры, на четвертый все проходит — и заболевает следующий. Я был последним. Пару дней полежал в кровати, стало скучно, взял бензопилу и шесть часов пилил дрова. Вечером была небольшая температурка, утром все прошло. Мы бы и не догадались, что это тот самый страшный ковид, если бы у меня запахи и вкусы не пропали. Жена утром творог деревенский достала, знаете, такой зернистый, а он как пенопласт...

Вкусовые ощущения постепенно вернулись, но только самые грубые: кислое, соленое, сладкое, горькое, более тонкой дифференцировки так до сих пор и нет. Не могу на вкус отличить черную смородину от красной, яблоко от груши, а текила приобрела какой-то резкий химический привкус.

С запахами еще хуже. Месяцев восемь-девять вообще ничего не чувствовал. Потом запахи стали возвращаться, но это уже не запахи. Как у Стивена Кинга в «Кладбище домашних животных» — мертвая кошка ожила и вернулась домой, но это уже не кошка

Я хорошо помню, что и как должно пахнуть, но пахнет оно теперь совершенно иначе и как-то очень криво. Вообще не чувствую дыма, табака, не могу отличить бензин от ацетона, ну и так далее.

Трудно сказать, где происходит ошибка — или на уровне рецепторов, или поражены оболочки нервов, или выбиты файлы обонятельного анализатора в мозгу? Но все это очень нехорошо. Вот представьте, что из пяти чувств у человека отвалились полтора-два, насколько должно пострадать его восприятие и как искажается при этом картина внешнего мира! Есть же множество профессий, где обоняние и вкус играют важную роль. Переболевшие окажутся теперь профнепригодными. Я думаю, что люди пока боятся об этом даже заикаться. Будут теперь притворяться: ах, какой букет!


Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Что еще? После болезни дети стали хуже учиться. Но следствие ли это ковида и дистанционки или просто распустились и стали больше лениться — неясно. Чтобы сказать наверняка, нужно провести исследование на большой группе переболевших одного возраста и статуса и сравнить результаты с контрольной группой тех, кто не болел. Пока этого никто не сделал. А значит, никакого лечения и профилактики последствий ковида не проводится.

Реклама

Разместите вакансию со скидкой 75%
Бухгалтеры, дизайнеры, технологи, операторы колл-центра, менеджеры, юристы, инженеры, логисты и другие сотрудники ждут вас на Авито
Когнитивные расстройства и ухудшения памяти совершенно точно есть. Работоспособность упала в первую очередь за счет снижения концентрации внимания. Книжки теперь по полтора месяца мусолю, две-три страницы прочту и отвлекаюсь, раньше такого не было.

С памятью интересные фокусы происходят. Никаких проблем с бытовой памятью, как это бывает при сосудистых расстройствах или деменции, нет. Точно помню, что куда положил, ничего не путаю, могу легко восстановить в деталях последовательность событий, но при этом стало сложно подбирать слова. Начинаешь фразу и с ужасом понимаешь, что не можешь ее закончить, потому что забыл какое-то слово, имя или название. Выкручиваешься обходными путями: «ну, эта штука, как ее...» И что характерно, это не зависит от утомления и усталости. Наоборот, чем больше работаешь головой, тем лучше все получается.

И да, раздражительность повышена. Есть такое дело. То, что психиатры называют «недержанием аффекта»: быстро обижаешься, капризничаешь, грубишь, но не застреваешь на этом. Каких-то других достоверных невротических расстройств — навязчивостей, депрессий, фобий, ипохондрии — я у себя и среди хорошо знакомых мне людей не замечал.

Что же касается массовой паранойи по поводу всемирного заговора, прививок, чипирования и так далее, то в обществе всегда имеется определенное число людей с конституциональной склонностью к паранойяльным развитиям. Фабула такой паранойи всегда актуальна, то есть зависит от текущей повестки: черти, гипноз, инопланетяне, ЦРУ, КГБ, лучи, евреи… Идиотизм же и непоследовательность мер, принимаемых властями по борьбе с эпидемией, их только провоцируют. Примеров достаточно.

Болеют многие, восстановление происходит медленно, в результате в обществе накапливается критическая масса тупящих, раздражительных, агрессивных людей с искаженной картиной мира и расстройствами памяти

Надеюсь, что постепенно все это восстановится, хотя абсолютной уверенности нет. Год прошел, а вкус и запах текилы так до сих пор и не вернулись.

Записал Петр Каменченко


Рецензии