Горящее небо над Яссами

     Советская 5-я воздушная армии почти три года провела в боях Великой Отечественной войны. О её боевом пути от Кавказа до Чехословакии полковник авиации в отставке Сурен Михайлович Давтян написал военно-исторический очерк в виде книги, которая называется «Пятая воздушная».

     Правда, книга не совсем достаточна по объему, в ней, к сожалению, рассказано не обо всех боевых операциях, в которых участвовала эта армия. Так, после описания боев над Правобережной Украиной в январе-феврале 1944 года сразу идёт глава о Ясско-Кишиневской операции в августе 1944 года.

     За рамками книги оказалось участие армии в Уманско-Ботошанской операции (5 марта — 17 апреля1944 года), в которой советские войска 2-го Украинского фронта продвинулись на 200—250, а местами почти на 320 километров, освободили огромную территорию Правобережной Украины и примерно треть территории Молдавской ССР, заняли северо-восточные районы Румынии. 

     В результате этого были созданы условия для успеха действий войск 3-го Украинского фронта в Одесской операции, а в более долгосрочной перспективе — для полного уничтожения южного фланга немецких войск в Ясско-Кишиневской операции.

     Однако до августовской Ясско-Кишиневской операции, известной также, как «Седьмой сталинский удар», было ещё первое советское наступление против Ясско-Кишинёвской группировки противника, которое происходило в период 8 апреля — 6 июня 1944 года. 

     К сожалению, тогда все попытки прорвать хорошо подготовленную, глубоко эшелонированную оборону противника были неудачны. Мало того, в конце мая — начале июня 8-я немецкая армия совместно с румынскими войсками провела местное наступление против 2-го Украинского фронта. Целью наступления было захватить господствующие высоты под Яссами.

     В ходе операций «Соня» (30-31 мая) и «Катя» (2-6 июня) немецко-румынским войскам ценой больших потерь удалось потеснить советские части. И хотя полного успеха противник не достиг, всё же советские войска вынуждены были перейти к обороне на этом участке фронта.

     Значительную роль в срыве советских планов сыграла авиация противника, которая нанесла существенные потери наземным войскам и частям 5-й воздушной армии, особенно за два последних дня мая 1944 года. Именно о результатах воздушных сражений этих двух дней мне и хочется рассказать. 

     Итак, с рассвета 30 мая 1944 года, после длительной артиллерийской подготовки, крупными силами танков и пехоты при поддержке массированных действий авиации, немецко-румынские войска перешли в наступление перед фронтом 52-й армии. В результате ожесточенных атак силой батальон — полк пехоты с группами 15 — 60 танков противнику удалось несколько потеснить наши части. За день ожесточенного боя сожжено и подбито 47 вражеских танков и самоходных орудий.

     Впрочем, потери бронетанковой и прочей техники противника меня в данном случае совершенно не интересуют. Для меня важны потери авиации обеих сторон.
 
     Для начала, приведу цифры потерь по данным 5-й воздушной армии. Правда, в документах этой армии присутствует изрядная путаница. Так, по одним данным, было совершено 637 вылетов, проведено 34 воздушных боя, сбито 50 самолетов противника, из них: 17 Ме-109, 8 ФВ-190, 6 Ю-87, 5 Хш-129, 4 Ю-88, 2 ИАР-80. По другим данным, летчиками было совершено 703 вылета, одержано 65 побед (21 Ме-109, 20 ФВ-190, 1 ИАР-80, 14 Ю-87, 5 Хш-129, 2 Хш-126, 1 Хш-123, 1 Хе-111). Наибольший успех выпал на долю капитана Н. Д. Гулаева, который одержал за день 5 воздушных побед.

     Немцы признают безвозвратные потери 7 самолетов (в том числе 3 Bf 109, 2 Fw 190 и 2 Ju 87), кроме того несколько самолетов были повреждены.

     Рассмотрим сначала общие фактические потери немецких истребителей:
     Один Bf 109G-6 W.Nr. 163194 «Schwarze 6» из 3./JG.52 был сбит русскими истребителями западнее Яссы, пилот Uffz. Josef Lechner получил тяжелое ранение и умер в лазарете.
     Авиагруппа II./JG.52 понесла следующие потери:
     Один Bf 109G-6 W.Nr. 163505 «Gelbe 7» из 6./JG.52 в 19 часов вечера в воздушном бою получил попадание в радиатор, пилот Gefr. Wolfgang Florian произвел вынужденную посадку в районе Яссы и пропал без вести.
     Один Bf 109G-6 был сбит зенитным огнем, пилот не пострадал.
     Один Bf 109G-6 получил повреждения, но не по боевым причинам.
     Из состава III./JG.52 в воздушных боях были сбиты два Bf 109G-6. Пилот одного из них ( Bf 109G-6 W.Nr. 165032 «Gelbe 11») Uffz. Heinz Junger произвел посадку на фюзеляж в районе аэродрома Роман и отделался ранением. Летчик другого истребителя Uffz. Karl Jennrich тоже был ранен.

     По поводу потерь пикировщиков следующая «картина маслом»:
     В авиагруппе I./SG.2 «Immelmann» один Ju 87D был сбит в воздушном бою, один Ju 87D получил повреждения в результате обстрела русской пехоты.
     Один Ju 87D, сбитый в воздушном бою, потеряла III./SG.2 «Immelmann».
     Из состава противотанкового отряда 10.(Pz.)/SG.2 «Immelmann» один Ju 87D-5 W.Nr. 130832 (T6+RU), подбитый истребителями севернее Яссы, перевернулся при вынужденной посадке. При этом погибли пилот Ogfr. Karl-Heinz Thyhatmar и бортрадист Ogfr. Hans Herold.

     Теперь упомяну о потерях самолетов-штурмовиков типа «Фокке-Вульф-190».
     Один Fw 190F-3 W.Nr. 316059 « Schwarze U» из состава 6./SG.2 «Immelmann» был сбит прямым попаданием зенитного снаряда, упал и сгорел в 3 км севернее Вултуру. Пилот Lt. Kurt Eckel погиб.
     Другой Fw 190 той же группы был сбит обстрелом с земли. Судьба пилота мне пока не известна.
     В группе I./SG.10 четыре Fw 190 получили повреждения, но не по боевым причинам.
     Один Fw 190 из III./SG.10 тоже был поврежден, и тоже не по боевым причинам.

     Штурмовики Hs 129 из противотанковых отрядов никаких потерь не имели. А вот по потерям других самолетов (Hs 126, Hs 123, Не 111) никакой информации пока не найдено.
   
     К сожалению, в отношении потерь румынской авиации ситуация довольно запутанная. По одной информации, было потеряно  14  самолетов,  а по другой  — 9 самолетов.  Есть  также  данные, что  боевые  потери  румынской  авиации составили  пять  самолетов,  в том  числе  три  SM-79  и один  IAR-81. Вероятно, несколько  других  самолетов  были  повреждены.  В общем, единого мнения среди историков нет.

     Тем не менее, упомяну сначала о известных потерях румынских истребителей.
     Командир Escadrila 67 Vаnаtoare/Grupul 2 Vаnаtoare Lt.  аv. Gheorghe Nacа на истребителе IAR 81С погиб в бою с советскими истребителями Р-39 «Аэрокобра».
     Один Bf 109G был поврежден.
 
     Считается, что три бомбардировщика JRS 79B из состава Grupul 2 Bombardement было сбито и два повреждено в воздушных боях с советскими истребителями. Удивительно, однако ни одной заявки на победы над самолетами этого типа «Сталинские соколы» 5-й армии не давали. Есть мнение, что их включили в победную сводку под обозначением самолета типа Ю-88. Однако перепутать трехмоторные JRS 79B с двухмоторными Ju 88 представляется нереальным. Хотя, кто знает? 

     Кроме того, ещё три Ju 87D-5 в ходе боевых вылетов безвозвратно потеряла румынская Escadrila 87/Grupul 6 Bombardement Picay. Ещё два Ju 87D-5 получили повреждения. О судьбе членов экипажей никаких сведений нет. Замечу также, что по противоречивой информации эти три «Юнкерса» были потеряны не 30, а 31 мая.

     В свою очередь летчики Люфтваффе заявили 68 побед в воздухе, а румынские летчики — 7 воздушных побед. Среди наиболее отличившихся немецких летчиков: Lt. Walter Wolfrum (I./JG.52), сбивший 11 самолетов, Lt. Otto Fonnekold (II./JG.52), одержавший 8 воздушных побед, Fhj.Fw. Hans-Joachim Birkner (III./JG.52), сбивший 5 самолетов. 

     Действительно, «Сталинским соколам» в этот день пришлось заплатить очень большую цену. Как было записано в боевом донесении штаба 5-й Воздушной армии «Не вернулись с боевого задания 30 самолетов, часть из них предположительно произвели вынужденные посадки на нашей территории». По другим данным, безвозвратные потери советской авиации составили 36 самолета. Причем, судя по всему, учтены только боевые потери. А ведь были и не боевые потери.

     Изучив «Журналы боевых действий» различных авиационных соединений и частей, а также данные Обобщенного банка данных «Мемориал», я составил примерный список различных потерь 5-й Воздушной армии за 30 мая 1944 года. Перечень потерь идет по порядку: сначала истребительные части, затем остальные авиачасти, кроме бомбардировочных, которые в тот день на боевые задания не вылетали.   

     Огромные потери понесли истребительные полки «Сталинских соколов».

     Начну с потерь прославленного 16-го гвардейского истребительного авиационного полка.
     Младший лейтенант И. П. Барышев при возвращении с задания из-за расхода горючего произвел вынужденную посадку на фюзеляж северо-восточнее Стынки (Яссы). Летчик вернулся в полк, чтобы назавтра... Впрочем, не буду забегать вперед.
     Другой летчик лейтенант В. Я. Примаченко, будучи подбитым ФВ-190 в районе Скулении, произвел вынужденную посадку на «Аэрокобре» в районе Мэлэсчшчи. Степень повреждения самолета не известна, а вот летчик был ранен.
     Получили повреждения в воздушном бою истребители капитана А. Ф. Клубова и лейтенанта Н. В. Кетова, но оба летчика смогли благополучно приземлиться на аэродроме.

     Трагикомический инцидент произошел в 69-м гвардейском истребительном авиаполку. Молодой летчик младший лейтенант Белоусов при выруливании на взлетную полосу аэродрома Гальжбиевка (Ямпольский район, Винницкая область), вместо щитков убрал... шасси! В результате самолет «Аэрокобра» потерпел аварию и ремонту уже не подлежал. К счастью, летчик не пострадал.

     100-й гвардейский истребительный авиаполк потерял не менее четырех «Аэрокобр».   
     Не вернулись из полета в район Яссы младшие лейтенанты В. Н. Гуров и К. Н. Швецов (Шевцов).
     Старший лейтенант В. П. Шкатов был сбит в воздушном бою, но спасся на парашюте.
     Младший лейтенант  В. А. Паршев будучи подбитым в воздушном бою произвел вынужденную посадку на фюзеляж в районе Романешти. Пилот не пострадал, а самолет был отдан в ремонт.

     Тяжелые потери в воздушных боях с Ме-109 понес 129-й гвардейский истребительный авиационный полк.
     Погибли в районе Яссы младшие лейтенанты С. В. Акиншин и Н. И. Громов.
     Оставив свои горящие «Аэрокобры», спаслись на парашютах в районе Яссы младшие лейтенанты С. З. Букчин и А. С. Козинов.
     Подбитые в воздушном бою, произвели вынужденные посадки на фюзеляж лейтенант Л. В. Задирако (южнее Кырлицы) и младший лейтенант В. Н. Чесноков (в районе Владени).

     Командир звена 152-го гвардейского истребительного авиаполка младший лейтенант Б. М. Кисилев, будучи сбитым в воздушном бою Ме-109 западнее Скулени, выбросился из Як-1 на парашюте, но парашют не раскрылся и летчик погиб.
     А к его однополчанину младшему лейтенанту Н. М. Павлову судьба была гораздо более благосклонна. Сбитый в воздушном бою северо-восточнее Яссы, он спасся на парашюте, хотя и был ранен. После выздоровления, счастливчик был уволен в запас.

     Печально обстояло дело в 153-м гвардейском истребительном авиационном полку.
     С боевых заданий не вернулись и считаются погибшими пилоты Як-1 младшие лейтенанты А. Ф. Захаренко, В. И. Зюзин, Г. Ф. Кащеев (Кощеев), И. Ф. Тришкин.
     Младший лейтенант Н. П. Пушкарев, по наблюдению других летчиков, был сбит в воздушном бою, выпрыгнул на парашюте и приземлился у самой линии фронта на территории противника в районе Радиул-Алдей. Видимо, приземление было неудачным, так как летчик погиб.
     Зато повезло младшему лейтенанту В. Г. Поварову, который, будучи сбитым в воздушном бою, остался жив.

     Заместитель командира эскадрильи 193-го истребительного авиаполка лейтенант А. Н. Спирин пострадал от зенитного огня западнее Вултурул. Упавший самолет Ла-5 сгорел, летчик погиб.

     На самолете Як-9 был сбит в воздушном бою в районе Тэтэрушул и погиб командир звена 427-го истребительного авиаполка старший лейтенант А. Г. Гапунов.

     Пять «Аэрокобр» и одного пилота потерял 438-й истребительный авиационный полк.   
     Младший лейтенант А. П. Скрипников (Скрыпников) погиб в воздушном бою в районе Яссы.
     Заместитель командира эскадрильи лейтенант А. А. Егоров, хоть и был сбит в воздушном бою, но остался жив.
  Сбитые в воздушном бою спаслись на парашютах младшие лейтенанты Андросенко (в районе Скуляны) и К. В. Мясков (в районе Яссы).
     Произвел вынужденную атаку в районе Яссы младший лейтенант Г. И. Водолажский. Самолет скапотировал, однако летчик не пострадал.
 
     508-й истребительный авиационный полк потерял несколько «Аэрокобр» и двух летчиков.
     Из воздушных боев в районе Яссы не вернулись и погибли летчики-стажеры младшие лейтенанты П. В. Калинин и С. П. Крылов.
     Два летчика — лейтенанты М. И. Орлов и В. А. Ковальков, после того, как были сбиты в воздушном бою, спаслись на парашютах.
     Лейтенант Н. Н. Осетров сбитый в воздушном бою с Ме-109 произвел вынужденную атаку на фюзеляж, при этом летчик не пострадал.
     Остался жив и лейтенант А. В. Хлопов, правда, обстоятельства этого случая пока не известны.

     Конечно, не обошлось без горьких потерь и у штурмовиков.

     Так, 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк потерял экипаж в составе командира эскадрильи старшего лейтенанта И. Г. Газизулина и воздушного стрелка старшего сержанта В. П. Журавлева. От прямого попадания зенитного снаряда их самолет Ил-2 взорвался в воздухе над целью севернее Яссы. Посмертно старшему лейтенанту Ибрагиму Галимовичу Газизулину было присвоено звание Герой Советского Союза.
     Огнем зенитной артиллерии был подбит Ил-2 пилота младшего лейтенанта О. Г. Чечелашвили и воздушного стрелка Булахова. Пилот произвел вынужденную посадку на фюзеляж восточнее Скулени, оба летчика остались живы.
     Экипаж пилота лейтенанта Шевченко и воздушного стрелка старшего сержанта С. А. Кобзарева, вероятно, был подбит зенитным огнем, и поначалу считался не вернувшимся с задания. Однако позже, оба летчика нашлись живыми и здоровыми.

     Похожая ситуация была в 144-м гвардейском штурмовом авиаполку.
     Во время нанесения штурмового удара по танковой колонне врага в районе Котул-Иван (севернее Яссы) прямым попаданием зенитного снаряда был отбит хвост одного Ил-2. При падении самолет взорвался и экипаж в составе пилота младшего лейтенанта Б. Д. Щапова и воздушного стрелка старшего сержанта Н. Ф. Дружинина погиб. Посмертно младшему лейтенанту Борису Дмитриевичу Щапову было присвоено звание Герой Советского Союза.
     Штурмовик пилота младшего лейтенанта Чернышева и воздушного стрелка Шепеля был подбит в воздушном бою. Пилоту пришлось произвести вынужденную посадку на фюзеляж восточнее Бучумяны. Зато оба летчика остались в живых.
     Экипаж пилота младшего лейтенанта Багута и воздушного стрелка Харжевского был сбит в воздушном бою в районе высоты 197. К счастью, летчикам удалось спастись.

     Некоторые потери понес также 155-й гвардейский штурмовой авиационный полк.
     Самолет пилота младшего лейтенанта Столбова и воздушного стрелка Самарина был сбит в воздушном бою и горящим рухнул северо-восточнее Скулени. Предположительно, оба летчика погибли.
     Вероятно, такая же судьба постигла экипаж пилота младшего лейтенанта Белушенко и воздушного стрелка Гришина, который был сбит в воздушном бою и на горящем самолете упал в районе Бахна.
     Двум экипажам Ил-2, подбитым в воздушном бою, удалось спастись, произведя вынужденные посадки на фюзеляж. Экипаж пилота младшего лейтенанта Момота и воздушного стрелка Платицына приземлился в районе Чирилень, а экипаж пилота младшего лейтенанта Мещерякова (Мищерякова) и воздушного стрелка Насурлаева — в районе Пробота.
     Кроме того, в воздушном бою был ранен воздушный стрелок Мищенко.

     Возможно, понесли какие-то потери также другие авиачасти, но сведений о них пока не найдено.

     На следующий день 31 мая 1944 года масштабные действия в воздухе продолжались. По данным штаба 5-й Воздушной армии летчиками было совершено 759 вылетов, проведено 40 воздушных боев, в которых сбито 64 самолета противника, из них: 29 Ме-109, 19 ФВ-190, 12 Ю-87, 3 Ю-88, 1 Хе-111 (в том числе летчиками-штурмовиками было сбито не менее 4 Ме-109, 4 ФВ-190, 4 Ю-87). В другом источнике утверждается, что летчики армии произвели 888 вылетов. Судя по всему, гораздо значительнее было и количество сбитых самолетов, но, к сожалению, точной информации об этом у меня пока нет.   

     Как обычно, данные противника кардинально отличаются от чересчур оптимистических советских данных. Так, по данным Люфтваффе безвозвратные боевые потери составили девять самолетов, в том числе три Bf 109, четыре Fw 190, один Ju 87 и один Hs 129, несколько других самолетов были повреждены.

     В иных источниках приводятся несколько другие цифры. Поэтому, расскажу о потерях противника более подробно, насколько знаю сам.

     Итак, две потери пришлись на Stab II./JG.52:
     Пилот Uffz. Wolfgang Hahne на истребителе Bf 109 G-6 W.Nr. 165058 (NP+ER) при сопровождении группы пикировщиков, был сбит в воздушном бою в районе Яссы и пропал без вести.
     Командир II./JG.52 Major Gerhard Barkhorn (273 воздушные победы) на истребителе Bf 109 G-6 W.Nr. 163195 «Schwarzer Doppelwinkel – schwarze 5» в воздушном бою с истребителями «Аэрокобра» был сбит и произвел вынужденную посадку на фюзеляж. При этом немецкий ас был тяжело ранен.

     Три самолета и одного летчика потеряла III./JG.52:
     Один из лучших асов группы Fw. Karl-Friedrich Schumacher (56 воздушных побед) из 8./JG.52 на истребителе Bf 109 G-6 W.Nr. 163165 «Schwarze 2» был сбит в воздушном бою с истребителями в 5 км юго-западнее Яссы, выпрыгнул с парашютом, но парашют не раскрылся и летчик погиб.
     Один Bf 109G-6 из III./JG.52 тоже был сбит в воздушном бою, но пилот не пострадал.
     Другой Bf 109G-6 из этой же группы получил повреждения на земле при авианалете.

     Истребитель-разведчик Bf 109G-6/U3 из 1./NAGr.14 упал и разбился, однако не по боевым причинам.

     Один пикировщик Ju-87D-5 W.Nr. 141097 (T6+CH) из 1./SG.2 «Immelmann» был сбит в воздушном бою и при вынужденной посадке в 5 км южнее Станцы разбился на 60%. При этом пилот Lt. Hans Schwirblat был тяжело ранен, в результате чего ему ампутировали левую ногу. А бортрадист не пострадал.

     Два Fw 190 потеряла II./SG.2 «Immelmann» от зенитного огня (один самолет был сбит, а другой — поврежден).
     Штурмовая группа I./SG.10 тоже потеряла два Fw 190F/G (один самолет был сбит в воздушном бою, другой получил повреждения не по боевым причинам).

     Странно, что немцы признают потерю одного Hs 129. Ведь по современным данным, в частности по исследованию известного английского знатока авиации Мартина Пегга (Martin Pegg) в этот день ни немцы, ни румыны потерь самолетов такого типа не имели!

     Точные потери румынской авиации пока неясны, но кое-что всё же известно.

     Например, есть данные о том, что было потеряно три IAR 81С (в том числе, один истребитель был уничтожен и один поврежден, кроме того, один IAR 81С был разбит при взлете).

     Два румынских Ju 88A-4 из состава Grupul 5 Bombardament были сбиты в районе Вултуру (9 км севернее Яссы) и ещё два Ju 88A-4 были повреждены. По некоторым данным, этих успехов добились летчики советского 16-го гвардейского истребительного авиационного полка.

     Возможно, были потеряны ещё три Ju 87D-5 из состава Grupul 6 Bombardement Picay, о которых я уже упоминал, при описании потерь 30 мая.

     Жаль, но никаких других данных о потерях противника мне пока найти не удалось.

     Ну, а теперь — о потерях «Сталинских соколов» 31 мая 1944 года.

     Начну с того, что летчики Люфтваффе в этот день заявили о 76 воздушных победах. Невероятного успеха добился Hptm. Wilhelm Batz (III./JG.52) – в 7 вылетах он одержал 15 побед. Снова отличился также Lt. Walter Wolfrum (I./JG.52) — он сбил 6 русских самолетов. А вот румыны не смогли сбить ни одного краснозвездного самолета.   

     По данным «Выписки из журнала боевых действий» 2-го Украинского фронта боевые потери 5-й воздушной армии составили 36 самолетов. Думаю, что с учетом небоевых потерь, а также поврежденных самолетов, общее количество потерь было ещё больше. Впрочем, не буду гадать, а перечислю всю имеющуюся у меня информацию о потерях самолетного парка и летного состава.

     Например, трагически закончились для молодых летчиков 9-го истребительного авиационного полка тренировочные полеты 31 мая: при выполнении учебно-группового воздушного боя в районе аэродрома Гальжбиевка (Ямпольский район, Винницкая область) столкнулись в воздухе и потерпели катастрофу две «Аэрокобры». Младшие лейтенанты С. Я. Забелин и М. Н. Пуговский погибли.

     На удивление высокие потери имел в тот день 16-й гвардейский истребительный авиационный полк, безвозвратно потерявший четырех однополчан. 
     Летчик младший лейтенант И. П. Барышев не вернулся с боевого задания в районе Яссы. Как выяснилось позже, он попал в плен. Вернулся из плена после окончания войны.
     Командиры звеньев лейтенант Н. А. Чистов и младший лейтенант В. С. Петухов погибли в воздушных боях с Ме-109 в районе Яссы.
     Лейтенант Н. П. Карпов, будучи сбитым в бою с Ме-109 в районе Редиу-Метрополий (Яссы), выпрыгнул из «Аэрокобры» на парашюте, но, к несчастью, парашют не успел полностью раскрыться, и летчик погиб.
     Зато повезло остаться в живых, после прыжков с парашютами, командиру эскадрильи капитану П. К. Еремину (сбит ФВ-190 в районе Скулени) и командиру звена лейтенанту С. М. Иванов (сбит Ме-109 в районе Шетрэдений).
     Подбитый в бою с ФВ-190, произвел посадку на фюзеляж, и остался невредим  младший лейтенант И. С. Руденко.
     Легко повреждены в бою самолеты лейтенанта И. А. Онищенко и младшего лейтенанта Г. Г. Стаценко.

     Серьёзные потери понёс и 100-й гвардейский истребительный авиаполк.
     Не вернулись с боевого задания из района Ясс младшие лейтенанты С. И. Волков, А. П. Каменский (Каминский), Г. Я. Осипов.
     Младший лейтенант В. А. Жигалов поначалу считался не вернувшимся с боевого задания из района Ясс, но позже был найден живым и здоровым. Что случилось с его «Аэрокоброй» — не известно.
     А младший лейтенант Б. Н. Лихонос, подбитый в воздушном бою произвел вынужденную посадку на фюзеляж в районе Скулени. При этом самолет был полностью разбит и ремонту не подлежал. Зато пилот остался жив.

     Две самолета «Аэрокобра» и одного пилота потерял 104-й гвардейский истребительный авиаполк.
     Погиб в воздушном бою младший лейтенант Л. А. Язов.
     В бою с Ме-109 в районе Яссы был сбит даже командир полка Герой Советского Союза майор П. П. Крюков, однако он успел выпрыгнуть на парашюте и спасся.
     Были легко повреждены в бою самолеты лейтенанта Турянского и младшего лейтенанта Самсонова.

     129-й гвардейский истребительный авиационный полк безвозвратно потерял не менее четырех самолетов Р-39 «Аэрокобра» и двух летчиков.
     Лейтенант Н. Ф. Бургонов, будучи сбитым в бою с Ме-109 в районе Яссы, попал в плен. Вернулся из плена по окончанию войны.
     В районе Скулени погиб в воздушном бою младший лейтенант В. К. Евсюков.
     Спаслись на парашютах, сбитые в боях, заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А. Л. Кармин и младший лейтенант И. И. Ипполитов.

     Не совсем понятна ситуация с потерями в 152-м гвардейском истребительном авиаполку.
     Дело в том, что с боевых заданий в тот день не вернулись два пилота: лейтенант Боринский и младший лейтенант Н. Г. Савченко. Насчёт первого, в документах написано, что он, предположительно, сбит в воздушном бою. О его судьбе ничего узнать не удалось. А по поводу второго, упомянуто, что на обратном маршруте он оторвался от группы и, вероятно сел в районе Бельцы. Позже он нашелся, а что стало с его самолетом Як-1 – сведений нет.

     Ряд потерь понёс 156-й гвардейский истребительный авиационный полк.
     Так, старший летчик младший лейтенант Т. Д. Назаров был сбит в воздушном бою и упал горящим в районе Кырпиций (Яссы).
     Младший лейтенант Захаренко, сбитый в воздушном бою, врезался в землю северо-западнее Чужа Вода. Возможно, летчик остался жив. 
     Спасся на парашюте младший лейтенант М. Г. Кузнецов, который был сбит в воздушном бою в районе Скулени.
     Можно сказать, крупно повезло младшему лейтенанту Б. И. Малахову. Подбитый в воздушном бою с ФВ-190 в районе Вултурул, при вынужденной посадке он дважды перевернулся. Самолет Як-1 был полностью разбит, зато пилот не пострадал.

     Помощник командира 438-го истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службе майор В. В. Соколов, сбитый ФВ-190 в воздушном бою в районе Яссы, выпрыгнул с парашютом из своей «Аэрокобры», но парашют, почему-то, не раскрылся. Лучший ас полка, имевший на счету 12 побед, разбился насмерть. 

     Чувствительные потери понесли летчики 508-го истребительного авиационного полка.
     Летчик-стажер младший лейтенант В. А. Сандалинов поначалу считался не вернувшимся с боевого задания. Чуть позже стало известно, что летчик получил тяжелое ранение, от которого умер 4 июня.
     Другой летчик-стажер младший лейтенант В. Д. Шкондин был сбит в бою с ФВ-190. Самолет «Аэрокобра» разбит, летчик погиб.
     Сбитый в воздушном бою младший лейтенант Н. М. Павлов хоть и спасся на парашюте, но был тяжело ранен. После госпиталя он был уволен в запас.
     Были также сбиты в воздушном бою, но спаслись на парашютах младшие лейтенанты А. П. Савченко и Хондин.

     Да, тяжело пришлось летчикам-истребителям. Однако тяжелые потери понесли и летчики штурмовой авиации.
 
     Начну с потерь 140-го гвардейского штурмового авиационного полка.
     Экипаж Ил-2 старшего летчика младшего лейтенанта Е. З. Буракова и воздушного стрелка старшины Г. Н. Столярова был сбит зенитным огнем над целью в районе Чужа Вода и пропал без вести.
     Младший лейтенант П. П. Иванников и воздушный стрелок сержант Гордиенко были подбиты в воздушном бою. При посадке самолет разбился, пилот не пострадал, а стрелок тяжело ранен.
     Штурмовик пилота младшего лейтенанта Стерликова и воздушного стрелка старшего сержанта М. А. Деменкова также был сбит истребителями противника. Пилот спасся на парашюте в районе цели, а стрелок погиб.

     Возможно, имел потери 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк.
     Самолет младшего лейтенанта Агафонова и воздушного стрелка Королькова,  предположительно, был сбит в воздушном бою в районе Вултурул. Судьба обоих летчиков пока не ясна.
     Как записано в документах, Ил-2 младшего лейтенанта Паращенко и воздушного стрелка Пичугина после атаки цели ушел курсом на свою территорию и пропал. Вероятно, он был подбит вражескими истребителями. Что стало с самолетом и членами экипажа, мне узнать пока не удалось.

     Довольно ощутимые потери имел 142-го гвардейского штурмового авиаполка.
     Один Ил-2 был сбит огнем мелкокалиберной зенитной артиллерии в районе Чужа Вода. Погибли старший летчик лейтенант М. З. Дубошин и воздушный стрелок старший сержант М. Д. Верис.
     В том же районе Чужа Вода был сбит в воздушном бою и врезался в землю самолет командира звена лейтенанта А. П. Моисеева и воздушного стрелка старшего сержанта А. А. Гришин. Оба летчика погибли.
     Ил-2 командира звена старшего лейтенанта К. С. Ануфриева (Онуфриева) и воздушного стрелка рядового Н. П. Чирикова, будучи подбитым в воздушном бою, произвел вынужденную посадку в району Скулени. Летчики уцелели, а самолет был списан, как боевая потеря.
     Другой экипаж того же полка в составе пилота старшего сержанта Демидова и воздушного стрелка сержанта В. М. Синюка, находился в воздухе над своим аэродромом в ожидании своих истребителей. Внезапно он был атакован и сбит «охотником» Ме-109. Я предполагаю, что немецким летчиком был Oblt. Wolfgang Nicolai (NAGr.14). Самолет произвел вынужденную посадку юго-западнее Пражила. Экипаж не пострадал, самолет был списан на запчасти.
     Штурмовик пилота младшего лейтенант Жигина и воздушного стрелка сержанта Журавлева, будучи подбитым зенитным огнем, произвел посадку на фюзеляж в районе аэродрома Пражиха. Экипаж не пострадал, самолет сдан в ремонт.

     К сожалению, 143-й гвардейский штурмовой авиаполк понёс тяжелые потери.
     Самолет пилота младшего лейтенанта Н. Н. Максимова и воздушного стрелка сержанта С. А. Колбасюка, при выходе из атаки был потерян из виду в районе Чужа Вода. Как выяснилось позже, оба летчика погибли.
     Пилот младший лейтенант И. А. Рудаков и воздушный стрелок сержант Н. А. Базанков, сбитые зенитным огнем, вместе со своим Ил-2 упали восточнее района Чужа Вода и погибли.
     Не вернулись с боевого задания пилот старший сержант И. А. Танхилевич и воздушный стрелок сержант А. П. Зотиков, чей штурмовик при выходе из атаки был потерян из виду в районе Чужа Вода.
     Штурмовик младшего лейтенанта Кукушкина и воздушного стрелка сержанта А. М. Ганжара (Гонжара) был сбит истребителями противника в районе высоты 197. По одним данным, пилот спасся на парашюте и прибыл в часть «со стрелком». А по другой информации, стрелок погиб. 
     Зенитным огнем был подбит самолет младшего лейтенанта (В. М.) Ильчика и воздушного стрелка рядового А. Л. Дыха. Пилот смог произвести вынужденную посадку на фюзеляж южнее Бугумяны. Оба летчика остались живы.
     В боях погиб воздушный стрелок сержант И. П. Кулага, другой стрелок — рядовой Дилов был ранен.

     Не менее двух экипажей недосчитался 144-й гвардейский штурмовой авиационный полк.
     Сбитые истребителями противника над целью в районе Чужа-Вода погибли пилот младший лейтенант Л. М. Кузнецов и воздушный стрелок рядовой А. П. Стенин.
     Над той же целью в районе Чужа-Вода зенитным огнем был сбит Ил-2 пилота младшего лейтенанта С. Г. Тихонова и воздушного стрелка сержанта А. А. Муштенко, которые считаются пропавшими без вести.
     Более счастливыми оказались пилот младший лейтенант Кириллов и воздушный стрелок Приходько. Их штурмовик был подбит зенитным огнем, но пилоту удалось произвести вынужденную посадку на фюзеляж севернее Глинуень. Летчики не пострадали.

     Погибли три члена экипажей Ил-2 из состава 611-го штурмового авиационного полка.
     Восточнее Чужа Вода самолет Ил-2 пилота младшего лейтенанта В. И. Козлова и воздушного стрелка ефрейтора Б. Ж. Жамилева был сбит огнем из танков и с пикирования врезался в расположении танков.
     При выполнении боевого задания в районе Яссы погиб также воздушный стрелок старшина А. И. Киселев.

     Кроме истребителей и штурмовиков, был потерян также один Пе-2 из 511-го отдельного разведывательного авиационного полка.
     Этот разведчик Пе-2 был перехвачен и сбит немецким асом Oblt. Helmut Lipfert (II./JG 52), одержавшим тем самым свою 120-ю воздушную победу. В район села Сингурены (Рышканы) экипаж «Пешки» выбросился с парашютами. Пилоту и стрелку-радисту посчастливилось благополучно приземлиться, а вот старший летчик-наблюдатель капитан Г. Г. Лядов погиб. Посмертно капитану Григорию Григорьевичу Лядову было присвоено звание Герой Советского Союза.

     К сожалению, не во всех случаях мне удалось точно установить безвозвратные потери летчиков и самолетов. Однако и без этого ясно, что советская авиация в боях над Яссами понесла тяжелейшие потери. В особенности это касается истребителей. Так, есть сведения, что для лётчиков 7-го истребительного авиационного корпуса день 31 мая оказался тяжелее предыдущего — в боях по всем причинам была безвозвратно потеряна 21 «Аэрокобра»! Ещё один истребитель совершил вынужденную посадку, а минимум шесть получили повреждения. Кроме того, было потеряно несколько истребителей Як-1 и Як-9.

     Главное — безвозвратно (в качестве погибших, попавших в плен или пропавших без вести) был потерян 31 летчик-истребитель! Для сравнения — немцы и румыны потеряли безвозвратно всего 5 летчиков-истребителей, то есть наши «Сталинские соколы» понесли потери минимум в шесть раз больше, чем противник. Уточню, что вывод делается на основе потерь только истребительной авиации, поскольку информация о потерях других видов авиации пока недостаточна.

     Вечером 31 мая в штабе 5-й воздушной армии состоялось совещание, на котором удрученные огромными потерями авиационные командиры приняли решение об изменении тактики действий. Был увеличен состав групп истребителей, которые стали ещё гуще эшелонировать по высоте. Считается, что всё это помогло в дальнейших боях. Но, как говорится, горький осадок от понесённых потерь остался надолго.

     В общем, про явно неудачные для нашей авиации дни воздушных сражений над Яссами 30 и 31 мая 1944 года предпочитали больше не вспоминать. Видимо, именно поэтому, в книге С. М. Давтяна «Пятая воздушная» об этом — ни слова...


Рецензии
Что то у вас цифры потерь противника не сходятся. За 30 мая потери за день - 3 Ме-109, а далее по тексту поштучно получается сбито уже 5 Ме-109?

Всего за 30 мая JG.52 потеряла безвозвратно 5 Ме-109, все в воздушных боях. Другие части 2 Ю-87, 2 ФВ-190, всего немцы 9 самолетов безвозвратно.
Румыны потеряли 5 SM-79 сбитыми ИА (из них 2 списаны после в.п.) - всех 16й ГИАП. Далее сбито 5 Ю-87 румын и 1 IAR 81, все кажется в в/боях. Всего румыны потеряли 11 самолетов.
Всего немцы-румыны потеряли 30 мая - 20 самолетов, 5я ВА - 36 самолетов. Если считать только сбитых в в/боях и предположить, что 5я ВА все потери понесла в них, то соотношение в воздушных боях 2 : 1, на 36 самолетов 5й ВА - 18 самолетов немцев и румын.

Дмитрий Марченко 2   19.12.2021 12:44     Заявить о нарушении
Цифры потерь ещё не окончательные, так как отсутствуют многие данные, особенно по румынской авиации.

Олег Каминский   20.12.2021 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.