Мастер по безделушкам. 17

17

 Часть скульптур остаются незавершёнными. Старшеклассники осиливают черновую работу, дальше — стоп!

 Я расстраиваюсь. Когда парень пропустил занятие, догнать трудно, но почему бросают почти законченные?

 Пытаюсь понять, в чём причина. Почему оставляют, когда начинается самое интересное?

 Спрашиваю у авторов незавершёнки:

 «Чего бросил? Прекрасно начал и образ хороший нашёл».
 Жмут плечами или отговариваются: «Не успел».

 Бывает, доделываю детские работы: «открою» чурке глаза, прорежу мимические морщины, придам выражение личине. Когда основной объём работы сделан, операции много труда не отнимают.
 Показываю автору — смотри, что получилось!
 Такой мне обычно:
- Интересная работа. Когда Вы успели?
 Я:
- Это твоя работа. Я лишь чуть-чуть резцом тронул.


 Со временем до меня доходит, что, всадив в своё творение часы труда, автор дорожит тем, что сделано, и не решается идти дальше — боятся испортить.
 Мои теоретизирования в области анатомии, рисунка и лепки мало помогают. Нужна практика. А где её взять? Уроки не резиновые. Вот бы сделать дерево мягким и податливым, а ещё лучше, чтобы было можно менять части лица, как на фотороботе, пока не получишь нужный результат.

 А почему, собственно, нельзя сделать личину составной? Отдельно вырезать основу: лицо овальное, круглое, квадратное или трапециевидное, отдельно изготовить глаза, нос, рот.

 Взял небольшую чурочку, разрубил, обработал, вырезал лоб, скулы, глазницы. Вот тебе лицо.

 Отпилил кусок сухой ветки наискосок — нос. Крылья носа можно сделать отдельно. Ещё два спила — глаза. Не понравились глаза круглые, сделал косой срез - получились глаза миндалевидные.

 Тонкий спил с отверстием — рот. Хочешь, верхнюю и нижнюю губы сделаешь отдельно из такого же древесного спила.

 Можно легко заменить любую часть лица, перемещать - выше, ниже. Посмотреть, как меняется от этого лицо, сделать его злым, улыбчивым, умным, глупым, удивлённым, каким угодно!

 Нашёл нужный образ, подогнал детали друг к другу — клей, крась! Можешь из кусочка меха сделать волосы.

 Так родилась идея занятий предваряющих скульптуру.


 Старик вспомнил коридор своей мастерской таким, как оставил: стены, до уровня плеча покрытые панелями из сосновых реек, выше стенды с детскими работами - резные разделочные доски, кухонные полочки, вешалки для полотенец, кружева прорезной резьбы, цветы и прихотливо изогнутые листья рельефов… и улыбки.
 На большом планшете, обтянутом кожзаменителем благородного серого цвета, составные личины. Проект «Подари свою улыбку».


 Говорят, произведение всегда похоже на автора, как сын на отца. Вот с планшета из панелей, некогда украшавших директорский кабинет, беззаботно лыбится круглолицый лентяй Пашка, иронично улыбается отличник и умница Ромка, два друга «молодца одинаковых с лица» Саша и Витёк, ещё один Саша, Коля, и ещё раз Саша, Володя.


 Шли годы. Лица на планшете менялись. В конце года учитель возвращал улыбки детям, надеясь в следующем году получить новые.
 У него в мастерской тоже была улыбка. Секретная улыбка.
 К двухсотлетнему юбилею солнца русской поэзии он принял участие в коллективной работе своих учеников «Сказки Пушкина».
 С планшета в резной рамке ухмыляется чёрт с печальными глазами, и резная же надпись на картуше из осины «Беса старого взяла тут унылость...»


 Память - странная вещь. Она как машина времени с плохим управлением. Хочешь вспомнить одно, в голову лезет о чём бы хотел навсегда забыть - досадные ошибки, неудачи, позорные срывы, желание всё бросить.
 Говорят: «У каждого врача есть своё кладбище». Я не врач, но моё «педагогическое кладбище» существует, и могил в нём немало…



 «Папа, почему в горах мух нет?»- вопрос сына застаёт меня врасплох. Конец июня. Учительский отпуск.

 Кириллу двенадцать, Аннушке одиннадцать. Мы идём строить зимовье на притоке Подкомарной за водопадами. Ну, не совсем строить — стены, крыша и печка там уже есть. Надо поставить нары, сделать столик, скамеечку, навесить двери. Мама с младшенькой осталась дома.

 Преодолеваем многочисленные броды через горную речку. Солнце золотым колесом катится по небу, беззаботно играет в водных струях. Ни один драгоценный камень не сравнится сиянием с их живым, переменчивым блеском. Рюкзак привычно давит на плечи, воздух приятно холодит голые ноги, уставшие за зиму от длинных штанов.

«Если всегда идти по внутренним сторонам поворотов дороги, путь окажется короче!»- говорю я. Мы с Кириллом переглядываемся и смеёмся. Дочь старательно выполняет наши «рекомендации».

 От странного озера, примостившегося в скалистом гребне, где по законам физики его не должно быть, режем склон к зимовью. Тропы нет. Выбираю путь по полкам, заросшим кашкарой, и вспоминаю Визборовское: «Дороги трудны, но хуже без дорог». Кустарник царапает голые ноги, но одеваться не хочется. Потерплю, шрамы украшают мужчину.
 Сверху видна алюминиевая крыша крошечной зимовьюшки с высокой печной трубой из жести. Нам туда.

 Летний день долог. Успеваем многое. Спать укладываемся на новые нары.

 Ночью с Байкала срывается буря. Жутко воет ветер. Скрипят и стонут кедры. Подточенный временем лесной великан падает на землю со страшным грохотом и треском. Вздрагивает земля. Я боюсь, что такая «дура» завалится на наш домик и жалею, что не спилил кедр на большом камне за зимовьем. Успокаиваю себя: «Ветер его завалит в другую сторону!»

 Буря принесла дождь. Капли барабанят по тонкому металлу крыши. «Папа, по стенке вода течёт»,- жалуется Анечка. «Откуда на стене вода?»- гадаю я.

 За дверью темень. Так темно бывает в пещере. Шумит, волнуется лес. Натужно скрипит старый кедр, жалуется на налетевшую бурю. Идёт дождь. Ветер с Байкала подхватывает тяжёлые крупные капли и поливает наветренную стенку нашего домика, как из пожарного брандспойта. Вот откуда вода!

 Делаю защитную стенку из оставшихся от стройки брёвен и большого куска полиэтиленовой плёнки. Без одежды холодно, но единственную куртку жалко мочить. Ничего, не сахарный, не растаю.

 К утру буря стихает. Просыпаемся от странного белого света в окне. Везде — на зелёной траве, камнях, деревьях сплошным ковром лежит снег.

 Так вот почему в горах и летом нет мух!


Рецензии
Интересный калейдоскоп, в котором можно найти много философских метафор.
Все начинается с вопроса о незавершенке "Часть скульптур остаются незавершёнными". Но ведь кто-то и Бога обвиняет в "незавершенке" в Его главном творении - ЧЕЛОВЕК. Написано "сотворил Бог человека по образу и Подобию Своему", так ведь это не так, речь то идет только о "написанном проекте", а реальность, СМОТРИ то совсем иная...
Потом технология "пластичной скульптуры", ах как хочется стать Магом, что бы все менялось от одной только мысли, если это не возможно, тогда хоть без тяжелого труда... Это желание видимо(постоянно творить, улучшать) - ген от Бога. Вот и не дает он нам спать спокойно...
Улыбки учеников - лучшая награда, перед которой даже высокие ордена блекнут.
И конечно вопрос:...почему в горах мух нет? может притендовать на коан - духовный ребус от которого может произойти Просветление. В одном я точно убежден, когда человек устремляется в высокое Трансцедентное, его там точно мухи не достанут...
Совершил путешествие в компании с Вами до зимовья с аллюминиевой крышей, с высокой трубой... Холодная вода, тернии кашкары, курумники...
Если сказка заканчивается : И я там был, мед пиво пил, по усам текло, да в рот не попало. То, здесь меня и ночной шквал слегка напугал и дождь замочил, а какой был белый снег!
А главное волшебство вашего повествования - читая я накакое-то время забыл всех мух :)

Игорь Щербаков   24.03.2022 10:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь за СОчувствие и СОпереживание. Зимовье стоит. По-прежнему ждёт хорошего человека печка с высокой трубой. Скоро загремят водопады, расцветёт кашкара. Будет лето и новые приключения. А без мух не было бы птиц. Потерпим?

Иннокентий Темников   24.03.2022 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.