Письмо

Намедни я решил пробить одного художника, который появился в моей коллекции, по электронному каталогу музейного фонда РФ. Художника не обнаружил, но сделал другое открытие. Вбил в поисковик «Кузницын». Подумал, а вдруг всплывет какой-нибудь однофамилец. 
  И обнаружил в фонде Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина письмо моего отца Сергея Кузницына к Наталье Ильиничне Сац. Официальное название по каталогу – «Кузницын Сергей (актер). Письмо к Сац Н.И. с извинениями за недостойное поведение после спектакля».
     Текст письма (орфография и пунктуация сохранены): Дорогая Наталья Ильинична! Очень прошу Вас (по возможности) прочитать это письмо всему коллективу, т. к. я не имею ни морального, ни этического права допустить того, чтобы Вы уехали в трудную гастрольную поездку с болью в сердце из-за меня, поступившего по отношению к Вам недостойнейшим образом, не имея на это ни малейшего права!
   Прошлый раз после спектакля я был эмоционально перевозбужден. Меня занесло и понесло, поэтому все мои слова и действия были неосознаны, а когда я пришел в себя, было уже поздно.
   Я сейчас очень сожалею о случившимся. Я очень ценю то, что Вы для меня сделали, помогли раскрыться моим творческим возможностям в театре, и побывать в интереснейших гастрольных поездках. С глубоким уважением к Вам С. Кузницын.»
 Это случилось накануне гастролей в Болгарию. В тот злополучный день 17 ноября 1982 г. после вечернего спектакля состоялось собрание коллектива, на котором Н. И. Сац перечисляла, какие спектакли поедут (решалось все это Н.И. Сац единолично). И вот перечисляя, сказала: также повезем «Лопуха». Тут мой папенька встрял без позволения: Я попрошу, Наталья Ильинична, о спектакле, в котором я играю заглавную роль, говорить более уважительно. Что это за «Лопух»! Не Лопух, а «Лопушок и Лукоморья». Сац решила перевести это в шутку, сказала, обратив руки к небу: «О Господи! Боже!». В ответ отец произнес с нарочитой жестикуляцией (унизительно повторяя жесты Н.И. Сац): «Я тоже так могу! О, Господи!».  И понеслось! Сац бросалась на отца, но ее держали: Дайте мне эту сволочь!  Отец пытался пробиться сквозь многочисленных удерживающих»! – Вы шизофреничка, Наталья Ильинична!
- Убью! – Кричала Н. И. Сац. – Начался гвалд, кто-то отцу врезал. Вызвали милицию. Но Н.И. Сац дала понять, что все хорошо, и милиция уехала.
  На следующий день появился приказ об отстранении отца от гастролей. Впрочем, курица не птица… Как отец потом рассказывал (конечно выгораживая себя): Просто не хотелось ехать в какую-то Болгарию. Однако все решили, Кузницыну конец. Да и папа так подумал, сочинил покаянное письмо, которое теперь в фонде Бахрушинского музея.
    Но не тут то было. От гастролей папу отстранили, однако Н.И. Сац вернулась через две недели в прекрасном настроении. И скандала будто и не было. Чмоки-чмоки. То, что Н.И. Сац позволяла отцу, больше не дозволялось никому.

Иллюстрация Вари Наткиной.


Рецензии