Сибирские сказания. Богатство

     Идёт по таёжной дороге путник и вдыхает едва уловимый аромат цветущей медуницы. В траве кузнечик стрекочет, на пихте свиристель посвистывает дрожащим голоском, а в тени столетнего кедра сидит молодой якут в нарядной ырбаахе* с вышитым белэпчи* и радостно машет рукой:
     – Эй, добрый человек, хочешь стать богатым?
     – Кто ж не хочет? Я лично не встречал такого.
     – Тогда прогони тень из-под дерева и получишь ларчик с золотом.
     – Шутишь? Как я её прогоню? – усмехнулся он, но задумался и, сдвинув кепку на затылок, глянул на крону дерева. – Если только кедр срубить.
     – Зачем такое крепкое дерево губить?
     – А по-другому тень не прогонишь, – развел руками юноша и хитро сощурил глаза. – Э, да я понял, это шутка такая! Считай, что заценил твой юмор.
     – Какие шутки?! Готов сию же секунду всё золото отдать.
     – Так давай.
     – Бери, если сможешь унести.
     Хоть и широк тот в плечах, да не в силах поднять был ларчик. Видя бесполезные потуги, якут открыл крышку и щедро насыпал червонцы ему в руки. Но золотые монеты соскользнули с ладоней и вернулись на прежнее место.
     – Да ты трюкач, мужик! А если, я сам возьму?
     – Бери, сколь хочешь.
    Путник загрёб большую горсть, но не успел поднести к дорожной сумке, как червонцы выпорхнули из рук, словно пёрышки, и с тяжелым звоном попадали, будто примагниченные.
     – Это что за фокусы?! Не хочешь отдавать, так и скажи!
     – Обижаешь, друг. Ей богу, хочу отдать всё. Но пока ты не прогонишь тень, богатства не видать, как своих ушей.
     – Но это невозможно!
     – Чтоб невозможное стало возможным, садись на моего оленя и скачи к сопке, что на востоке. Найди там белого шамана и попроси научить, как тень прогнать. Да поспеши, пока не опередил кто-нибудь.
     – Попытка – не пытка.
     Юноша вскочил на оленя и поскакал на вершину сопки, где в полуденных солнечных лучах сидел под кедром старый шаман, прислонившись спиной к стволу, и наслаждался весенним теплом.  Одет в куму (плащ шамана), а на широкой талии красовался белэпчи с узором, как у того якута с ларцом, да и лицом похож, только годами старше. Наверное, отец его, решил путник и тут заметил, что под деревом совсем нет тени:
     – Уважаемый шаман, скажи, как смог ты из-под дерева тень прогнать?
     – Очень просто. Спел всемогущему Солнцу мантру. В ответ на мой призыв Огненное Ярило проникло сквозь ветви лучами и тень исчезла.
      – Умоляю, поведай мне эту мантру!
      – Отчего бы не поведать доброму человеку.
      И белый шаман с открытой душой доверил ему сокровенную тайну.
      – Надо же, как просто? – воскликнул путник, вскакивая на спину оленя.
      – Куда же ты? – крикнул вслед шаман. – Я ещё не всё сказал.   
      Но тот на всех парах уже летел к якуту. Примчался, а мужичка нет, лишь ларчик в тени. Ну и хорошо, подумал он и сразу приступил к ритуалу. Сел рядом и, направив ладони к Солнцу, пропел священную мантру. В ответ на громкий зов появились мощные лучи и пробили зелёную листву, озаряя землю так, что тень пропала. 
       Торжествуя, что всё получилось, поставил на колени драгоценный ларчик и открыл тяжёлую крышку. Новенькие червонцы, играя блеском, ласкали взор и пленяли душу. Юноша с наслаждением стал пересыпать их в ладонях, как вдруг былая тень вернулась, и ларчик соскользнул с колен. Хотел вернуть, да не смог его приподнять, решил пересыпать золото в сумку. Монеты высыпались из рук обратно, крышка захлопнулась и больше не открывалась.
     – Какой же я глупец! Надо было уйти с ларцом, как только тень исчезла. Придётся всё снова повторить.
      Как назло, слова мантры позабыл! А тем временем тень становилась всё темнее и плотнее, обволакивая тело невидимыми щупальцами. Холодно душе, неуютно, а уходить не хочется, ибо желание иметь богатство настолько сильно, что не отпускает. К счастью, вернулся молодой якут и, широко улыбаясь, спрашивает:
     – Ты чего, такой грустный?
     – Да вот, вцепилась в меня тень проклятая.
     – Ох, беда, беда! – заохал якут, качая головой. – И зачем ты умчался, не дослушав шамана? А он ведь предупредить хотел, чтоб на червонцах вниманье ни в коем случае не держал.
     – И что теперь мне делать?
     – А я скажу, но сначала убери с крышки ларчика руки и закрой глаза.
     – Ишь, какой хитрый. Я закрою глаза, а ты его хвать под мышку и ускачешь на олене? Ищи, свищи потом.
     – Как ты мог, так подумать? – не на шутку обиделся якут. – Хотел помочь от чистого сердца. А ты? Ну, и выпутывайся, как знаешь, а я поскачу домой.
     – Стой! Вернись! Всё сделаю, как велишь, только помоги. Меня тьма-тьмущая так сдавила, что дышать больно.
     – Тогда, друг, доверься мне. Положи руку на сердце, закрой глаза и скажи три раза небу: «Небесная Мать, пожалуйста, наполни меня Светом Любви.» 
     Путник, смиренно положа руку на сердце, закрыл глаза и трижды произнёс чудесные слова. Тело сразу освободилось от тёмных пут, и где-то глубоко внутри ярко вспыхнул чистый Свет Любви. Испытав огромное счастье, он мгновенно осознал, что истинное богатство хранится в сердце! Теперь ни страшны были ни враги, ни беды, ибо чувствовал Небесную Защиту. Накинул за плечи дорожную сумку и отправился в путь, даже не взглянув на ларчик.
     С тех пор прошло много времени, но до сих пор никто не знает, сколько раз побывало золото в руках любителей разбогатеть, известно лишь одно, что и поныне сидит молодой якут в тени могучего кедра зимой и летом да предлагает всем стать богатым.

*ырбааха - длинная рубаха до колен
*белэпчи - вышитый заботливыми руками матери или сестры пояс-оберег


Рецензии
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.