Где начинается коммерция, там заканчивается поэзия

«Где начинается коммерция, там заканчивается  поэзия…»
======================================================
Интервью с поэтом Российского союза писателей Татьяной Михайловной Барышевой.
На заданные вопросы Татьяна Михайловна дала свои ответы.

 1. Какого Вы знака зодиака? Действительно ли и влияют ли звёзды на судьбу человека, в том числе на его творческие способности? Бывают ли поэты, предопределённые Судьбой?

   В древней Руси  не  принято  было сравнивать характер человека с характером животного. Гороскопы — это порождение китайской культуры. Привязка характера человека к определённому знаку зодиака принижает духовные возможности первого. Хотя, полагаю, что звёзды каким-то образом и корректируют судьбу человека в некоторой  степени, но хозяином своего выбора и своей судьбы всё же остаётся человек, сотворённый по Образу и Подобию Всевышнего, а не зверя.  На творчески способности да — звёзды влияют.
   Поэты, предопределённые судьбой, бывают. Каждому  индивидууму  предопределено что-то конкретное: стезя, идя по которой он может наиболее полно раскрыть свои творческие способности.  Необходимо самому  почувствовать эту свою конкретную  стезю -  предназначение. А поэт, если ему предопределено быть им, прежде всего вестник. То есть он идёт по жизни (и  в своём творчестве) на шаг впереди других,  тонко чувствуя те события, которые происходят в моменте «здесь и сейчас» и будут происходить в будущем. Такой способностью в  полной мере обладал А.С. Пушкин. Возможно, не точно процитирую, но кто-то из  великих сказал, что  поэт такой же человек, как и все, но в нём чуточку  побольше Бога (имея в виду более обострённую интуицию и способность  вестничества).

2. Расскажите о себе: откуда вы родом? Где росли? Что окончили?

   Родилась я в небольшом городке Урень Горьковской (ныне Нижегородской) области. Жила там до 12  лет. Училась на филологическом отделении  историко-филологического факультета Горьковского государственного университета, но  не окончила его, а  перешла на отделение правоведения  Горьковского факультета ВЮЗИ и  получила диплом юриста  по специальности «правоведение». Большую часть жизни прожила в г. Кстово Нижегородской области. Последние 18 лет —  в Сыктывкаре РК Коми, а год назад  снова вернулась в Кстово.

3. Расскажите немного о своей семье! А также о своём детстве, как росли, с чего началась любовь к литературе?

   Род моей  матери по бабушке  имеет дворянские корни, а  отец матери Бушаев Василий Михайлович  — из многодетной  купеческой семьи. Почти все сёстры дедушки были литераторами. Бабушка -учительница и одно время заведовала библиотекой. В доме было много книг, предпочтение отдавалось русской классике. Мы постоянно  читали.  Почти все  писали стихи: тётя,  дядя, сёстры, брат.

4. Что вы читали в юности? На каких авторах «выросли»? Насколько была в почёте литература в вашей семье?

   Мы —  дети —  купались в родительской любви. Стихи писать я начала ещё до школы. Могу предположить, что тяга  к  чтению книг  у  меня была всегда, а  любовь к  поэзии привила мне моя  мама Маргарита Васильевна. Она была прекрасным чтецом. И у нас совпадали вкусы на  произведения  многих авторов. Так через неё я познакомилась с творчеством Василия Фёдорова, Иосифа Уткина, Константина Симонова,  Владимира Солоухина, Эдуардаса Межелайтиса, Сергея Есенина, пятитомник произведений  которого  она подарила мне на шестнадцатилетие.

5. Ваш литературный дебют — когда он состоялся? И темы Ваших произведений — откуда они берутся: из богатого воображения и любознательности, или это художественная обработка реальных фактов? 

   Первое моё стихотворение было опубликовано в «Городецкой правде», когда я училась в  шестом классе. Я до сих пор помню некоторые строки из него.

                ***

  Как добрый дух зима примчала
  В санях на тройке вороных,
  Всё на пути околдовала,
  От рек до сосен вековых.

  Слегка пощипывает уши
  И холод лезет в рукава.
  Не уходи, постой, послушай:
  Мороз вступил в свои права!

  Застыла скованная речка,
  Молчит дремотно дальний лес
  И на краю дымится печка…
  Снежинки падают с небес.

  Они, кружась, как балерины,
  Ложатся тихо на поля,
  Стеля пуховые перины,
  Чтоб сладким сном спала земля.
 
   Темы произведений… Темы стихов идут сами по себе, откуда-то Свыше  (или из моих глубинных знаний — из сердца?). Как только возникает острое желание писать, тема появляется сама, как бы предлагая себя, остаётся только записывать. А рассказы это скорее художественная обработка реальных фактов.
 
6. Каким вы видите будущее русской литературы? Как, по-вашему, сегодня она переживает период подъёма, или наоборот?

   Полагаю, что русская литература всегда занимала и будет занимать  достойное ведущее место  в мировой литературе. И она переживает сейчас действительно начало  периода подъёма, пусть до пика этого подъёма ещё далеко. И не всеми это пока чувствуется, но явно, что  её  упадок уже позади!  Дело в том, что государство не  поддерживает писателей в смысле  материальной помощи в публикациях, а  типографии сейчас  частные… Одна надежда на интернет. Но иногда книгу хочется подержать в руках, почувствовать её запах. И получается парадокс: много талантливых писателей, пишущих на острые, волнующие всех темы, а до читателя эти писательские  мысли не доходят, хотя писатели и поэты вроде бы как и  «глашатаи», но с  закрытыми дверями...
 
 7. Кого из современных российских авторов вы цените?

    Много, всех не назовёшь (плюс к тем, кого упомянула  выше): Николай Рубцов;  Генрих Зорингер (Ухта);  Влада Эмет,  Александр Лобанов, Андрей Канев, Маргарита Прилуцкая, Евгений Суворов и Татьяна Анцупова  — все  шестеро  из Сыктывкара; Валерий Шамшурин и Юрий  Адрианов (Нижний Новгород)…

8. Что вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, элементарной грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще встречаются малограмотные учителя. Как с этим быть?

   Прежде всего научиться уважать свой язык.Это был первый и единственный язык, данный Богом землянам — коренным жителям планеты — русичам. От  него пошли много позже все языки. Я это знаю. Примите выше сказанное, как благую весть от  меня. Лучше я об этом скажу строками своего стихотворения:

                Русский язык

             Восемь тысяч столетий назад   
             Древнерусский язык на  Земле
             Зародился. Красив и богат
             Был он в той первозданной поре.

             Говорили на нём Боги-РА,
             Что спустились с Олимпа Богов:
             Наши пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра –
             Предки-русичи первых родов.

             Не Кирилл  и Мефодий – то бред,
             Чтобы нам затуманить мозги…
             Вся «история»  это букет
             Из надуманных мифов и лжи.

             Богом избранный русский народ
             На святом языке говорил,
             Что духовную тайну несёт
             От Онежской Губы до Курил.

             И теперь говорим мы на нём –
             Нашем  русском  родном языке,
             Засорив  иностранным словцом
             В данность моде, в угоду толпе…

             Похваляемся  словом иным,
             Что «ввернули» мы в русскую речь,
             Подменяем тюремным блатным
             Забывая, что надо беречь

             Нам язык, первозданный Творцом,
             Собирать по крупицам, хранить:
             Он в истории – наше лицо
             И его нужно нежно ЛЮБИТЬ,

             Очищать от заморских словес:
             Он богат – нет нужды подменять,
             Продавая его  «на развес»,
             Предавая, как родину-мать!

      Как повысить грамотность? Всё начинается с семьи. Приучать детей к любви  к  книге.  Ребёнок станет больше читать и грамотность сама придёт как «на автомате». Неграмотные учителя в школах и преподаватели в ВУЗах — это всё  «из той же оперы».
     Скажу больше (примите это тоже, как благую весть). Пройдёт какое-то время  и на планете Земля русский язык  станет международным для общения. А  ещё через какое-то время он станет вновь единственным. Да,да!  Так задумано Высшими Силами. Придётся потрудиться, ибо на чужом горбу в рай не въедешь! Задумано-то Высшими Силами, а исполнять нам.
 
9. Вы не можете не переживать за сегодняшнюю Россию. Что, по-вашему, её ожидает в будущем, учитывая её прошлое и настоящее?

   Последние несколько десятилетий мысли о России — Святой Руси  действительно не покидают меня. Россия — это моя любовь, моя боль. Россия должна вернуться назад в прошлое, то есть  стать  тем, чем она была для всего человечества в далёком-далёком прошлом, о котором молчит наша извращённая история. Россия есмь Мессия. А мы об этом забыли (информация  об этом есть у каждого в глубине  души, а вспомнить не хотим — ленимся. О чём нам  напомнил Николай Заболоцкий в своём гениальном четверостишии  о душе?  «Не позволяй  душе лениться. Чтоб в ступе воду не толочь, душа  обязана трудиться. И день, и ночь! И день, и ночь!»). Самое главное: нужно начать каждому с себя. Менять себя, начать жить по принципу: «Не навреди ( ни себе, ни ближнему, ни окружающему миру). Духовная эволюция — вот что спасёт Россию!
 
10 Нужна ли нам национальная идея? Какая?

   Несомненно нужна! В Национальной Идее должна  быть  ценностная Духовная  составляющая, чётко  отражающая, что каждый  человек и государство в целом думают и заботятся  о  всеобщем благе, свободе и  творчестве  каждого человека, ибо  цель  человека на Земле – СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.
       
   Стержнем общества должны стать РАВЕНСТВО, НРАВСТВЕННОСТЬ  и ДУХОВНОСТЬ.
   
   Поэтому  необходимы  изменения  базовых  ценностей: изменить Конституцию (обозначить, что наше законотворчество,  дела и поступки  не идут  вразрез с  Канонами Космоса). Пересмотреть школьные программы и, наконец-то,  дать  детям  Основы Высших Космических  Знаний: кто  такой  человек, для  чего  и с какой целью он пришёл  на  Землю.
   Необходимо  стремиться  искоренить   в себе: высокомерие и гордыню, навязывание  собственных взглядов и мнения, ненависть к живому  и неживому, насилие над  сознанием или  волей  другого человека, жадность, ярость, гнев, агрессию, ложь, разврат. 
   Национальная Идея  должна  быть понятна   и работать    во  благо  духовного и материального роста, ликвидации несправедливости.  Принцип: «Не навреди и во благо»  должен стоять  «во главе угла». И тогда  реальность постепенно перестанет  быть жестокой.  Изменим себя и мир вокруг нас изменится.
   Итак:  цель  Национальной Идеи –  на основе веры в Бога,  любви  и уважения  к людям  и окружающему  миру создать гармоничное, нравственное, духовное общество и  справедливое государство, чтобы оно создавало условия совершенствования  личности.
   Могучее Великое  государство  должно быть справедливым. С-пра-вед-ли-вость (с правилами вед и любовью)– это  такое устройство общества, которое выгодно всем и даёт  благо  большинству.
   Наша главная  задача в том, чтобы  стать  высоко духовными, научиться  контролировать  свои  желания,  мысли  и  чувства. Вера, любовь, соучастие, сопереживание  спасут мир. Народ устал  от  безнравственности. Если в стране  тотальная  беспринципность, равнодушие  и продажность исполнительной и карающей  составляющих власти, а законы  принимаются  под идеологию  бандитов и взяточников, то  ниже  уже  скатываться  некуда – скатились! Вот  почему народ  выходит на улицы.

11. Должен ли актёр, писатель, поэт, художник публично высказывать свою гражданскую позицию? Или они должны быть вне политики?

    Политика не бывает просто ради политики. Она выражает чьи-то конкретные интересы. Актёр, писатель, поэт, художник свою гражданскую позицию  высказывает (показывает) через свои произведения, картины, выступления. Если  культура будет «на высоте», то и гражданское общество будет «на высоте». Что такое культура? Это образец! Культ- у -РА (Ра — по мифологии — Бог солнца, Божественный Свет). А каким  «образцом» выступает в настоящее время так называемая  "субкультура»?  Поэт,  писатель, художник, актёр, как и любой другой  человек, даже в большей степени, просто обязан быть гражданином!

12. Как вы относитесь к написанию стихов «под заказ»? Можно ли относиться философски к коммерции в литературе?

   Писать стихи «под заказ» мне претит. А насчёт коммерции вот что скажу: где начинается коммерция, там заканчивается  поэзия (полёт души)  в широком смысле: будь то стихи, или картины, или музыка.

13. Кого вы бы назвали своим учителем — прямым или косвенным? На кого из писателей вы ориентируетесь или ориентировались в своём творчестве, если есть такой?

   Своими учителями я назвала бы своих родителей —  близких мне людей;  кроме того,  мудрейшего Льва Николаевича Толстого, а также преподавателя литературы  Игоря  Фёдоровича Красильникова из школы № 4 г. Кстово. Что касается Учителя Духовного, то это Господь Бог.  На кого из писателей ориентируюсь? Пожалуй, сама по себе, как подсказывает мне сердце.
 
14. Писатель и тщеславие — понятия совместимые? Нужны ли писателю премии и звания? Дают ли они что-то?

   Тщеславие — низкие вибрации и этим всё сказано. Что касательно премий и званий… Пока упавшая в грязь культура  не станет соответствовать своему предназначению — быть образцом, то, пожалуй,  премии и  звания (если они честно заслужены) являются своеобразным ориентиром  для  публики, не способной отличить запах  прекрасной розы от фекалий. Кроме того, самому писателю премии и звания  дают уверенность, что его каким-то образом  смогут услышать (различить) в  не всегда чистом потоке словесности. То есть они (звания и премии)  пусть  косвенно, но помогут читателю сориентироваться, что читать  (так сказать, отделить зёрна от плевел, ибо последних пока великое множество в своём разнообразии).   В будущем, когда  всё образуется,  а у читателя будет  вкус безупречным, возможно, эти звания и не понадобятся. А сейчас они нужны и писателю, и читателю, как костыли. Одним  — для поддержки, другим — для ориентира.
 
15. Как вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые условия, когда можно допустить её употребление?

   К ненормативной лексике в литературе отношусь отрицательно, ибо литература  всё-таки должна быть эталоном.  В быту — иногда вылетает.

16. А нужна ли литература человечеству как таковая? Или оно и так бы прекрасно обошлось, если бы не было, к примеру, Достоевского, Шекспира, Мураками?

   Она  (литература) учит мудрости,  гражданственности, чувству долга, воспитывает вкус к постижению прекрасного. Через неё мы проходим своеобразные уроки жизни, чтобы не всякий раз наступать на собственные грабли. Учимся любить, сопереживать, прощать. Безусловно, нужна!

17. У нас есть шанс остаться «самой читающей страной мира»? 

   Вне всякого сомнения!


   Благодарю Вас, уважаемая Татьяна Михайловна, за содержательную беседу.
   Беседовала член РСП Надежда Веклич.


Рецензии