Смерть-65

3 книга:
Да, я застрял, устал – так что же? – глупо умирать из-за неумности своей…

Комм:
Очень уж умных смертей не бывает (может, еще будут когда-то?!) Сейчас, кстати, я лучше понимаю, почему тогда меня Бог проучил, почему провел через новое десятилетие глупости – без неудач я слишком быстро становлюсь хамоватым; при том, что  настоящей закалки так бы и не было; и настоящего контакта с реальностью – иллюзии тогда кружили меня… Боюсь, и сейчас я еще подвластен и иллюзиям и страхам и каким-то соблазнам… - окончательно   горбатого только  могила исправит!  (Любая каторга, если не ломает, то делает крепче – что, правда, значимо для нашей нынешней жизни, если только она когда-то кончается…)

4 книга:
Собака Тишка умирает, собака Альба цветет, играет… - но не с кем ей играть, впустую хвостом виляет, вечно ей "погоди" говорю… Как жутко собака Тишка умирает… И собака Альба когда-нибудь умрет. А сначала мы будем ухаживать за ней – допустим, тоже парализованной… Может, у меня четыре лишних компьютера и одна лишняя собака?...

Комм:
Собака Тишка умерла, собака Альба убежала и ее украли – свобода! (правда, есть две кошки, но они ж не лают…)  Собака Тишка, кстати, первой умерла – до этого у нас в Отарах все в безмятежной вечности  жили-поживали…

ЦИТАТЫ, Кураев:
Внешне в Чернобыле все спокойно. Но человек, пьющий тамошнее молоко - пьет смерть. Он дышит лесным воздухом - он вдыхает смерть. Он собирает грибы - он собирает смерть...

Комм:
Внешне в цивилизации все спокойно… (Чтобы скрыть все беспокойства, всегда существовали стены – а теперь еще и целый виртуальный мир за ними же… - так что, и в комнатах может показаться, что все спокойно! Наша болезненность и смертоносность загоняется вглубь…)

Инет, Флоровский:
Соблазн развоплощения отведен и отвергнут с полной решительностью уже у ап. Павла. «Ибо… не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. V. 4)… «Здесь он наносит смертельный удар тем, которые унижают телесное естество и порицают нашу плоть», – объясняет Златоуст. «Смысл его слов следующий. Не плоть, как бы так говорит он, хотим сложить с себя, но тление; не тело, но смерть. Иное тело и иное смерть; иное тело и иное тление. Ни тело не тление, ни тление не тело. Правда, тело тленно, – но не есть тление. Тело смертно, – но не есть смерть. И тело было делом Божиим, а тление и смерть введены грехом. Итак, я хочу, говорит, снять с себя чуждое, не свое. И чуждое – не тело, но тление… Грядущая жизнь уничтожает и истребляет не тело, но приставшее к нему тление и смерть»

Комм:
 «Если зерно, павши в землю не умрет, то останется одно» - и этим зерном является в том числе и наше тело… Мы должны быть достаточно решительны и смелы, чтобы достойно умереть… На вечную жизнь могло бы быть рассчитано только тело без жопы и прочего! Вообще, каким-то особенно прекрасным могут считать человеческое тело только неволосатые нарциссы!  (оно же  при жизни зарастает травой!) Нам вечно суют под нос тела юных  голых баб - но обязательно холеных и  обработанных в фотошопе, ведь иначе и у них легко заметить массу недостатков… Вообще, голый человек обычно вызывает чувство легкого отвращения, раздражения и смеха – которое приходится подавлять… И голая баба вызывает только похоть – и то, если  ей удастся пробиться через отвращение… Хотя с другой стороны, в какой-то первооснове и человеческое тело и все в природе очень красиво… - но значит ли это, например, что воскреснет каждый нежный листочек с деревьев?!... Безгрешный человек жил бы настолько правильно, так бы питался, жил бы на таком свежем воздухе, что никогда бы не умер телесно?! (В общем,  это все вопросы отвлеченные, очень далекие от нынешнего времени и места…)

3 книга:
«Наша цивилизация родом из Антики» - и всё, по-моему, уже тайна всякая снята; нет ничего таинственного и святого в цивилизациях и уже известно, что они умирают. Уже невозможно говорить про любовь  тому, кто знает через какую еблю происходит зачатие…

Комм:
Нет, тайн все равно очень много… Только недавно поразился книжке Брайсона: люди начинали с самого начала, с НУЛЯ, с собирательства, не знали как землю копать, что сажать… Может быть, первый построенный дом неизбежно ведет к первому построенному городу, а первый построенный город – это уже цивилизация, не может быть вне цивилизации ни городов, ни даже домов? Поэтому и цивилизации воскресают (пусть и не за три дня, а за тысячу лет…) Или же дело не в доме, а в поклонении бабе? В ориентации на всяческую гладкость и плавность – на «красоту»… Впрочем, баба как улитка – ее невозможно представить без теремка в качестве раковины… Среди домов, когда природа отодвинута, баба не может не побеждать? Она только природе проигрывает… (Сказал «А» - скажешь и «Б»)

4 книга:
Лешка, видимо, будет эгоистом и пофигистом – ну что же, я уже сейчас начинаю платить ему тем же!
Их квартира – странная загадка: все живут и ничего, один я из этой бетонной коробки, наглухо запаянной пластмассовыми окнами, как пуля вылетаю. Просто умираю, не до игр с Лешкой. Проветривания и увлажнения помогают всего процентов на тридцать. Придется форточку вообще не закрывать… А их ждет такое же высокое давление, как у  родителей. Если только они не пластмассовые сами…

Комм:
Подтверждаю и сейчас: такие бетонные коробки - сущие душегубки; на самом деле, эта их (наша) квартира – один из главных кошмаров в моей жизни… Хочется видеть родных, но я слишком рискую здоровьем… И, кроме Вовки, остальные его там тоже теряют – просто юны и обладают хорошим запасом… (У Вовки носорожья шкура, специфический, непробиваемый организм – такой же был и у папаши… Хотя в старости и ему придется несладко…)

ЦИТАТЫ, Ахмадулина:
Средь живых-прав навеки, кто волен,
средь умерших - бессмертен, кто прав.

Комм:
Воля бессмертна, жизнь права и так далее (но уже болезнь ставит под сомнение нашу правоту и волю…)

Инет, Розанов:
Смерть — конец. Параллельные линии сошлись. Ну, уткнулись друг в друга, и ничего дальше. Ни «самых законов геометрии».

Да, «смерть» одолевает даже математику. «Дважды два — ноль».

(смотря на небо в саду).

Мне 56 лет: и помноженные на ежегодный труд — дают ноль.

Нет, больше: помноженные на любовь, на надежду — дают ноль.

Кому этот «ноль» нужен? Неужели Богу? Но тогда кому же? Зачем?

Или неужели сказать, что смерть сильнее самого Бога. Но ведь тогда не выйдет ли: она сама — Бог? на Божьем месте?

Ужасные вопросы.

Комм:
 Все, кто верит в цивилизацию, не могут верить в Бога? Нет, верить все-таки могут, а вот знать Его  - нет… Цивилизация дуракоустойчива – это способ обеспечить и дураков с бабами (чтобы они не проснулись)… Смерть спрятана – и люди не становятся мудрыми и знающими даже в старости. Меланхолично умножают свою жизнь на ноль… (по-моему, и ужасаться они не в состоянии)

Может, труд отдельно и любовь отдельно действительно дают ноль, но труд с любовью – это уже явно что-то… (причем, я все-таки сомневаюсь, что возможны отдельно труд и отдельно любовь – это надо умудриться, чтобы стать таким роботом или же поэтом…)

3 книга:
Ради них не стоит жить, но ради них не стоит и умирать – пока займусь другим и, скорее всего, буду жить, а не умирать, всё больше жить, хотя - вопросительным знаком свешиваясь вниз, чтобы посмотреть на них, отсутствующим Богу, людям и себе не перестану задавать недоуменные вопросы…

Комм:
Я живу в танке только потому,  что вокруг почти что Марс. Проектирую и выращиваю такие снаряды – похожие на кокосовые орехи?! – которые смогут тут приняться, прорасти… (Т.е. рядом множество параллельных вселенных – и в некоторых почти что джунгли – правда,  и много-много диких обезьян – и только в той вселенной, где обитает моя духовная родня, ситуация настолько плоха… - при том, что я уверен, что именно за ней будущее, именно ее надо густо населить…)

4 книга:
Я ухожу, мой милый, умираю, меня в огне ты больше не ищи, словами другую крепко обними…

Комм:
Из чужой поэзии делаю свою? Нет, все это остается в рамках эксперимента над чужой поэзией – только ехидное выражение «словами другую крепко обними», кроме меня, вряд ли кто-то здесь мог употребить. Да и поиски в огне доступны далеко не каждому…

В огне мы умираем? Или в тумане пропадаем? Или окончательно заблуждаемся в лесу - где уже стемнело, ночь… (Или спускаюсь в подземелье? – свет сверху кончился, но ты еще идешь, конечно…)

ЦИТАТЫ, Бонавентура (Гофман):
Какие бы глазки не строила нам личина, она никогда не обходится без мертвой головы, и жизнь – лишь наряд с бубенчиками, облекающий Ничто, и бубенчики звенят, пока их не сорвут и не отбросят в гневе. Всё лишь Ничто, и оно удушает само себя, жадно само себя оплетает, и это самооплетание есть лукавая видимость, как будто существует Нечто, однако если бы удушение замедлилось, отчетливо проявилось бы Ничто, перед которым нельзя не ужаснуться; глупцы усматривают в таком замедлении вечность, однако это и есть доподлинное Ничто, абсолютная смерть, и, напротив, жизнь заключается лишь в непрерывном умирании.

Комм:
Чтобы понять этот сильный текст, надо везде добавить слово «цивилизация»: личина цивилизации, ее жизнь, ее Нечто и Ничто, ее самооплетание и непрерывное умирание (ну и бубенчики, конечно! Бубенчик мертв, но звенит как дюжина живых! – все это очень характерно…) …И те же экологи лишь пытаются замедлить умирание, а не перейти к настоящей жизни…

Инет, Розанов:
Смерть «бабушки» (Ал. Адр. Рудневой) изменила ли что-нибудь в моих соотношениях? Нет. Было жалко. Было больно. Было грустно за нее. Но я и «со мною» — ничего не переменилось. Тут, пожалуй, еще больше грусти: как смело «со мною» не перемениться, когда умерла она? Значит, она мне не нужна? Ужасное подозрение.
Итак, мы с мамой умрем и дети, погоревав, останутся жить. В мире ничего не переменится: ужасная перемена настанет только для нас.

Комм:
 Насколько действительно нам хоть кто-то нужен сам по себе, безотносительно приносимой пользы или привычки? Даже самые близкие родные нужны нам все же далеко не абсолютно. Если бы смерть была безболезненной и приятной, мы бы вряд ли  ужасались ей (может быть, даже завидовали?! И обязательно устраивали бы торжественный ритуал проводов, какой-нибудь хоровод с пением…)



3 книга:
Всё так ужасно, что  даже не представляю, как себя буду чувствовать, когда рядом со мной начнут умирать не приборы, а люди, хотя они и наебщики...

Комм:
Сколько прочности у меня еще оставалось в запасе в те ужасные времена? Явно был смертным тогда, сбитым летчиком, пробитым кораблем… (Кстати, очень вовремя  компьютер помог – и Вовка, как приложение к оному… Компьютер – с инетом – для меня был как вовремя брошенный спасательный круг… Хотя  в то время там только помойка была, наследие 90-ых…)

4 книга:
Мать уверена, что прожила жизнь «под сенью Бога», а сама полна скупости, жестоковыйности, гордости, нечестности, самодурства... Причем, ей действительно случалось обращать к Богу умирающих, проявлять смелость с гэбистами или говорить речи в собраниях(с речами ветхозаветного толка  у нее вообще полный порядок - даже в троллейбусах). Поучительный пример незаметного проникновения чего угодно в окна человека, пока он охраняет двери…

Комм:
Но намного ли лучше и я? И ведь ее достоинств я не проявлял ни разу… Ветхозаветные во все века  неизменно догматичны? - подозреваю,  есть догмы и у меня! Примерно как у либералов… Может быть, догматизм вообще умирает последним! – как то свойственно самым твердым предметам… Рабы характера?  - А я?! (к старости, правда, моя гневливость резко пошла вниз, но, наверное, это всего лишь влияние возраста…)

ЦИТАТЫ, Чиладзе:
я бессмертен,
 но от бессмертия смертельно я устал.

Комм:
Я  тоже устаю писать эти свои книги! (таскать эти сети, полные улова…) Умственный, духовный труд может утомлять ничуть не меньше, чем физический… (особенно устаешь бесплодно упираться в стенку! прокручивать! брать на себя больше, чем можешь снести…)

Инет, Розанов:
Сказать, что Шперка теперь совсем нет на свете — невозможно. Там, м. б., в платоновском смысле «бессмертие души» — и ошибочно: но для моих друзей оно ни в коем случае не ошибочно.

Все бессмертно. Вечно и живо. До дырочки на сапоге, которая и не расширяется, и не «заплатывается», с тех пор как была. Это лучше «бессмертия души», которое сухо и отвлеченно.

Я хочу «на тот свет» прийти с носовым платком. Ни чуточки меньше.

Комм:
 Да, я тоже думаю, что мой отец и мой брат сейчас где-то есть (отчего и не очень терзаюсь их отсутствием). Память о них не случайно полностью сохраняет свое крепкое ядро, свой уникальный, только им свойственный вкус (хотя наверняка где-то и существуют – или существовали – или будут существовать - крайне похожие на них люди…)

Что касается носовых платков или дырочек – мне ближе листочки и зверюшки! – то все же память обо всем этом на порядок более смертна…; и нас их вечность не касается… (Этот Розанов непомерно мелкий, жадный и упорный)

3 книга:
У нее крыша поехала, потому что от чтения текстов моих мозги закипели и пар ударил под крышу. Если б была крепка она, получился бы суп из мозгов, но и так я её  вполне понимаю. Стараясь не закипеть и держа крышу руками, я все же трачусь и её понимаю, но роняю огромный талмуд «Книги мертвых», что был у меня под рукой, после чего, наверное, не от любви умираю с резью в желудке от супа и крышей в кармане, что тоже напрочь ветром снесло, когда в противоположном полушарии у меня внутри закипело, а она, чтобы понравиться, выдала мне смеха копейку, распустив уже волосы вместо мозгов, на которые я, выходит, напрасно затратился…

Комм:
Вот она, польза от смерти  - пишутся гениальные тексты… Любой, умиравший от баб, если все же разберется в проблеме, будет до конца жизни уже гением по части смеха над ними… (Правда, если все-таки женится – то, в основном, про себя или в отсутствие женушки!…)

4 книга:
Негритянский парнишка-студент мерзнет вместе со всеми в автобусе… - какой «расизм» может быть в нашей замороженной стране, здесь вообще ничего нет по полгода, ни искусства, ни танцев, ни любови, ни моркови, и даже политиканы горлопанят, уверен, лишь для того, чтоб согреться (а кончится нефть, станем умирать и ломиться в чужие железные двери…)

Комм:
Так разгорлопанились нынче, так согрелись, что возмечтали, по-моему, будто уже тут Европа у нас (но слишком близко еще царство не только холодных, но даже и мертвых…)

ЦИТАТЫ, Даниэль Шагал:
Жизнь и смерть - всего лишь отвлеченные абстракции, умышленно инспирированные параболическими рефлекторами Б-га.

Комм:
По себе судит еврей… (тут каждое слово как самохарактеристика)

Инет, Айвз:
ТРОЦКИЙ: Так. Ладно. Двадцать первое августа 1940 года. День, когда я умру. Интересно. Подумать только — я пережил столько двадцать первых августа, точно человек переступающий собственную могилу…
МИССИС ТРОЦКАЯ: За тобой чудесно было быть замужем, Лев.
ТРОЦКИЙ: Спасибо, миссис Троцкая.

Комм:
 Эта мысль мне уже приходила в голову (еще не попала в книгу?!)

3 книга:
Я выполнил свой долг:  посмотрел кино, которое они снимали. А вчера  почитал книжку, которую написал один из них. Это было очень трудно, я буквально умирал и задыхался в той среде, которую они  вроде бы для своего отдыха и даже развития  разума создали. Глобализмы завалили их глыбами и, чтобы выбраться, они должны были отдать свою жизнь и превратиться в манекенов и манекенщиц. В 18-ом веке такие носили парики, но и в 20-ом кое-где все ещё писали в рифму стихи. Рифмы как парики.  Днем по образу и подобию своему творятся ими предметы, а вечером они приходят в большой предмет, состоящий из помещений, напичканных до невозможности манекенной мебелью, и  смотрят кино ни про что, потому что всё завалено глыбами…

Комм:
Прошло 20 лет и что же? – только вчера я буквально умирал, отводя на хоккей племянника. Хотелось взорвать всю эту индустрию как неслыханную обузу… (каждая секция должна сама заниматься сбором своих инсургентов! Разве сейчас мало транспортных средств и средств связи?! Только оптовый сбор малышни мог бы эту чепуху оправдать… Или же надо строить крупные малышковые комплексы, где все воспитатели и  секции  будут вместе…)

4 книга:
На самом деле жизнь моя видится сейчас как душевная боль по вечерам и ночам – пока не встану. Возгорание, гниение, воспаление на борту моей конструкции. Напрасно я в делах думал забыться и покупками украситься.   Сначала озабочивался покупкой, а потом  использованием купленного, хотя душе  не нужно было ни то, ни другое.  Считал, что человек только физически портится со временем –  душа   так же заболевает и умирает, а в построенном духе, как в ковчеге, спасается  часть…

Комм:
Да, я променял душу на дух, жену и общество на творчество. И дух творчества уврачевал мои болячки и воспаления. Душа вне теплицы обязательно болеет – а потом умирает и заменяется либо дубовым телом, либо дубовым духом… Моя душа внутри моего духа как внутри ореха… Часть души умерла, и только часть успела из теплицы перебраться в орех? Правда, он у меня большой, огромный – действительно, как настоящий ковчег… Даже слишком большой – наличной души для него теперь маловато, наверное, придется больше выращивать – например, в аквариумах и цветочных горшках…

ЦИТАТЫ, Д-р Питер С. Ракман:
Много лет назад в этой стране жил человек по имени Блек Джек Кетчел. Блек Джек Кетчел, родился в 1866 и был повешен в 1901 году. И Блек Джек Кетчел стал для меня воплощением совершенно плохого человека. У него не к чему было придраться, приятель. Его арестовали за убийство и грабеж. И до сего дня никто не знает точно, был ли он виновен в грабеже. Ох, ух, убийство. Знали, что он виновен в грабеже, но никто не мог доказать, что он действительно кого-то убил, но он убил пару человек. И он, естественно, до конца прикидывался невиновным, но он из тех, кто действительно убил бы. Но, как бы там ни было, его повесили. Этого приятеля повесили, его приготовили и спросили перед повешением: “Вам позвать священника?” Он сказал: "Нет, я не хочу никакого кристально чистого священника". Он ни о чем не хотел говорить ни с каким священником. Его спросили: “Какова ваша последняя воля перед смертью?” Он ответил: “Мое последнее желание, что бы кто-то играл на скрипке, когда меня будут вешать”. Он поднялся по лестнице, что бы быть повешенным, он взошел на вершину лестницы и спросил: “Зачем вы поставили вокруг ограждение?” Ему ответили: “Чтобы не было зрителей”. Он сказал: “Уберите его! Пусть видят, как вешают парня, который ни разу в жизни не убил человека”. Он взошел и затем сказал: “О’кей, ребята, давай полный ход! Я буду в аду, прежде чем вы позавтракаете. Давай полный ход, ребята, я буду в аду, прежде чем...” АП, они выбили подставку и неправильно рассчитали разновес и это оторвало голову от туловища. Какой несчастный человек. Вы говорите о качествах, там есть один “Давай полный ход!” Ход был полный, дружище! Тело свалилось, разновес был неправильный, полный ход! Голова, висящая вверху, и тело шлепнулось на... Это плохой человек, плохой парень, приятель. Умерший плохой смертью. 

Комм:
Империи создают только жесткие страны… Древняя Греция не могла создать империю, потому что была слишком мягкой – а гораздо более жесткие горцы-македонцы смогли… Хотя ведь там творил воинственный Гомер? Видимо, самые древние греки еще были достаточно жесткими… Все империи и все благополучные народы (хотя есть ли таковые вне империй?) размякают со временем…

Если на этом свете тебя наказывают несправедливо, то на том должна быть компенсация?! (Похоже, схватили какого-то пьянчужку из народа, может быть, даже бродягу – у которого, конечно, полно грехов, но вовсе не тех, в каких его обвиняют… Вечная басня про стрелочника…)
 
Инет, Чистяков:
Он умер на Кресте как преступник. Мучительно. Туринская плащаница со страшными следами кровоподтеков, со следами от язв, по которым современные патологоанатомы в деталях восстанавливают клиническую картину последних часов жизни Иисуса, – вот действительно подлинная святыня для ХХ века. Весь ужас смерти, никем и никак не прикрытый! Посмотрев на картину Гольбейна «Мертвый Христос», герой Достоевского воскликнул, что от такой картины можно веру потерять. А что бы он сказал, если бы увидел Туринскую плащаницу, или гитлеровские концлагеря, или сталинщину, или просто морг в детской больнице в 1995 году?

Комм:
 От многих художничков можно веру потерять – такой мертвечиной веет (да что там – я от обоев могу веру потерять!)

Думаю, Достоевский и в свои времена видел вполне достаточно всяческой боли и смерти (тем более, что на каторге был!)

А «плащаницу» надо, разумеется, сжечь  в рамках борьбы с суевериями…

Дураков и слабаков в морги водить? – боюсь, прибавится маньяков и  психованных… Вообще, искусственная воспитательность дает эффект только в виде того же флюса, с которым сравнивают всех специалистов… (Несколько специалистов – каждый из которых урод, имеет флюс специализации (видимо, вместо горба мудрости!) – образуют идеальное целое, ибо закрывают собой все 360 градусов человеческого кругозора и деятельности?!... Коллективизм столь актуален и ценен только потому, что каждый из нас – несовершенный урод и стремится дополнить себя тем, чего ему так не хватает, общаясь с другими?!)

 3 книга:
Есть программа обязательная, есть и программа произвольная. Как в фигурном катании – я теперь хочу не воли, а полного набора программ. Обучение компьютеру, языкам и прочие дела – это обязательная программа и она нужна. А без произвольной  будешь роботом. Сметь столь же важно как уметь. Сколько воли, столько человека, но все умения у человека от обязательной программы, а вся свобода – от меня. Я ничему был не в силах научиться, если в обязательной программе как на свободе не чувствовал себя. Замучивался к минуте третьей и дальше занимался мертвый, забыв, что даже улицу освещает наивное солнце. Очень наивное, его, как хочешь, рисуй, и всё выйдет удачно. Понятно, что желание умирать исчезает. Солнцепоклонники не самоубийцы, себя не убивают делами. С помощью языков и компьютера хочу сказать это всем иностранцам, засранцам, издателям, читателям, близким, знакомым, а также себе. Да, себя убеждать на трех языках будет клево. Трехголовым только б не стать. И сделать дела…

Комм:
Вообще, с годами солнце все меньше внимания мне уделяет (или я солнцу?!) Типа, мудрость есть, чего же боле… А мудрость и порыв – две вещи несовместны? (С порывами однако слишком трудно было б умирать…)

4 книга:
«Мам, ты, когда будешь умирать, все свои сбережения с собой, пожалуйста, возьми – чтобы нам, глядя на них, обесценившихся, не плакать горючими слезами»

Комм:
Кажется, она их потихоньку любимому сыночку раздает… (Копить, по крайней мере, слишком уж явно не стоит – все есть, никуда не ходит… Порывы жмотиться из-за каждой копейки, правда, возникают по-прежнему, но, видимо, быстро вспоминает, какие прячутся суммы…)

ЦИТАТЫ, Диникин Диа:
Тогда мне было шесть, я был мудр и уверен в своем бессмертии. Становясь взрослее, люди заметно глупеют, ограничивая себя по половому, социальному, профессиональному и прочим третичным признакам. Потом, легко предсказуемые и уже высчитанные, они тупо исчезают.

Комм:
Судя по всему, у этого Диа общая судьба… Констатация фактов – это одно, а способность с ними бороться – совсем другое… (Хотя я мог бы дать таким констататорам шанс!)

Инет, Чистяков:
За последний день я навестил трех больных: Клару (Марию), Андрюшу и Валентину. Все трое погибают – тяжело и мучительно. Клара уже почти бабушка, крестилась недавно, но можно подумать, что всю жизнь прожила в Церкви – так светла, мудра и прозрачна. Андрюше – 25 лет, а сыну его всего лишь год. За него молятся десятки, даже, наверное, сотни людей, достают лекарства, возят на машине в больницу и домой, собирают деньги на лечение – а метастазы повсюду. И этот день не какой-то особенный, так каждый день.

Прошло полдня. Умерла Клара. Умерла Валентина. В Чечне погибло шесть российских солдат – а сколько чеченцев, не сообщают… Умерла Катя (из отделения онкологии) – девочка с огромными голубыми глазами. Об этом мне сказали прямо во время службы.

Легко верить в Бога, когда идешь летом через поле. Сияет солнце, и цветы благоухают, и воздух дрожит, напоенный их ароматом. «И в небесах я вижу Бога» – как у Лермонтова. А тут? Бог? Где он? Если Он благ, всеведущ и всемогущ, то почему молчит? Если же Он так наказывает их за их грехи или за грехи их пап и мам, как считают многие, то Он уж никак не «долготерпелив и многомилостив», тогда Он безжалостен.

Бог попускает зло для нашей же пользы либо когда учит нас, либо когда хочет, чтобы с нами не случилось чего-либо еще худшего – так учили еще со времен средневековья и Византии богословы прошлого, и мы так утверждаем следом за ними. Мертвые дети – школа Бога? Или попущение меньшего зла, чтобы избежать большего?

Если Бог все это устроил хотя бы для нашего вразумления, то это не Бог, это злой демон, зачем ему поклоняться, его надо просто изгнать из жизни. Если Богу, для того чтобы мы образумились, надо было умертвить Антошу, Сашу, Женю, Алешу, Катю и т. д., я не хочу верить в такого Бога. Напоминаю, что слово «верить» не значит «признавать, что Он есть», «верить» – это «доверять, вверяться, вверять или отдавать себя». Тогда выходит, что были правы те, кто в 30-е годы разрушал храмы и жег на кострах иконы, те, кто храмы превращал в дворцы культуры. Грустно. Хуже, чем грустно. Страшно.

Может быть, не думать об этом, а просто утешать? Давать тем, кому совсем плохо, этот «опиум для народа», и им все-таки хотя бы не так, но будет легче. Утешать, успокаивать, жалеть. Но опиум не лечит, а лишь на время усыпляет, снимает боль на три или четыре часа, а потом его нужно давать снова и снова. И вообще страшно говорить неправду – особенно о Боге. Не могу.

Комм:
 Кто знает, где кончается Бог и начинается дьявол? С дьяволом ведь тоже все очень неясно… И ведь явно жесток был Бог Ветхого Завета, далеко не сразу захотел Он милости, а не жертвы…. Может быть, Христос умирал не только за грехи людей, но и за грехи Бога?! – который творил их по образу и подобию Своему и воспитал такими жестокими… Это был гордый Бог, каменный, железный, поклонявшийся одной только силе, требовавший лишь подчинения… Но сотворение человека плотяным уже было отступлением… Да что там: настоящим переворотом… Просто грехи наши тяжкие даже после переворота за нами тянутся… Бог как влюбившийся в человечество рыцарь – Он был железный, но эта любовь зажгла в Его груди мягкий костер… Мы в Нем – и поэтому Бог может достигнуть совершенства только вместе с нами! Мы сами должны сделать любящим и праведным этого Бога!  (Может, дьявол – это бес, которым одержим Сам Бог?! – и мы должны изгнать его костром своего ума и доброты!) ..Итак, первая человеческая революция была при сотворении Адама – мягкое тело. Вторая революция была при явлении Христа – мягкая душа. Осталась третья революция – связанная с мягкостью и гибкостью духа… Нужно преодоление губительного господства геометрии, догматизма и механической логики… Пока людей держат хотя бы одни из трех оков, им настоящего счастья не видать – хотя в этих оковах их уже хорошо кормят и прочее…

3 книга:
Так помочь нам с компьютером – тогда как другие девять надурили, а ещё девяносто  пытались надурить – а теперь вот оказалось, что он давно уже СПИДом заболел. Все хорошие люди чуть ли не умирают, а все плохие здравствуют и преисполнены энергией, могу вам это подтвердить. Хотя, может, все же умирают и они?! И выздоравливают хорошие, родные?!

Комм:
Какой период моей жизни не возьми, и вспоминать других людей не хочется… Похоже, все хорошие вымерли еще до моего рождения (и задолго – боюсь, еще во времена Толстого с Достоевским!)  Брат Вовка мог бы быть хорошим человеком, но такой же дуболом (попросту – дурак), как и его папочка… К тому же, помешался на.. хоккее! – вы не поверите, на чем… Хотя как технарь очень даже умный… – так всегда бывает, что технари в жизни дураки… (Говорят, Бог запретил людей дураками называть – но Он же не видел технарей!)

4 книга:
Киркоров избивал поклонниц прямо на концертах и вешал их  на случайных прохожих. Умирающий от рака Майкл Дуглас тоже плюет на Генпрокуратуру. И Артемий Лебедев, полапав голых стриптизерш сразу после встречи с больными детьми, признался, что он гораздо умнее евреев. Теперь помогает одной из них, украинской феминистке, показывать  сиськи посольству, чтобы свергнуть Лукашенко за то, что тот гораздо глупее плебеев...

Комм:
Киркоров, Майкл Дуглас и Артемий Лебедев (совсем уж фуфловый, но загадочный) вешали  поклонниц, голых стриптизерш и украинских феминисток на двери посольств, прокуратур, а то и прямо на концертах… (Пока Дуглас не откинулся, Лебедев не пропал, а Киркоров за ум не взялся – благо наука пришла ему на помощь…)

ЦИТАТЫ, Гельдерлин:
И нас охватывала удивительная торжественная скорбь, когда пробивший час расставанья омрачал наш восторг, и когда, бывало, я говорил:
- Вот, Диотима, мы опять стали смертными.
А она отвечала:
- Смертными? Да ведь наша бренность только мнимость, радужные пятна, мелькающие перед глазами, если долго смотреть на солнце!

Комм:
Да нет, мы сами мнимость и радужная пятна (и Гельдерлин испытал это на собственной шкуре…)

Инет, Чистяков:
Если апостолы утверждают, что Иисус умер на Кресте за наши грехи и искупил их Своею Кровию, то мы выкуплены (см. 1 Кор. 6, 20; а также 1 Петр. 1, 18–19), значит, мы страдаем не за что-то, не за грехи – свои, родительские, чьи-то. За них уже пострадал Христос – так учат апостолы, и на этом зиждется основа всего их богословия. Тогда выходит, что неизвестно, за что страдаем мы.

Тем временем Христос, искупивший нас от клятвы законныя честною Своею Кровию, идет по земле не как победитель, а именно как побежденный. Он будет схвачен, распят и умрет мучительной смертью со словами: «Боже, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?». Его бросят все, даже ближайшие ученики. Его свидетелей тоже будут хватать и убивать, сажать в тюрьмы и лагеря. Со времен апостолов и вплоть до Дитриха Бонхоффера, матери Марии и Максимилиана Кольбе, вплоть до тысяч мучеников советского ГУЛАГа.

Зачем все это? Не знаю. Но знаю, что Христос соединяется с нами в беде, в боли, в богооставленности – у гроба умершего ребенка я чувствую его присутствие.

Комм:
 Христос назван Спасителем, а Дух Святой только Утешителем – мне всегда казалось, что должно быть наоборот: Христос может только утешить, а спасает нас только духовная сила… Те же апостолы без силы явно шатались – и окрепли, спаслись в своей крепости только получив духовную силу, причем получили ее они явно уже после ухода Христа… Из Евангелий видно, что во времена Христа они еще были котятами, учениками, они чуяли силу Христа, но природу ее не понимали, пока она не коснулась и их… По-моему, и Сам Христос говорил, что Сам от Себя Он ничего не может творить – только с помощью действующего в Нем Бога и Духа… Христос – это путь ко спасению, а Дух – это само спасение… Христос – это путь к духу, к духовности, к настоящей силе. И кто пытается стать умный и духовным и сильным мимо Христа – а таких легионы – тот обязательно промахнется…


Рецензии