Ах, любовь, что ты сделала, подлая!? Паяцы, опера
"Паяцы", опера Леонкавалло, новая сцена Мариинского театра, 12 декабря 2021 года
Не скажу, что "Паяцы" - моя любимая опера. Веризм, как содержательная часть музыкальной драмы, где жизнь подается без прикрас, а часто особенно ярко высвечиваются ее неприглядные стороны, меня, скорее озадачивает и удивляет, чем трогает и радует. Временами даже пугает. Разборки с пононовщиной и убийством, пусть и из ревности, ни сочувствия, ни сострадания у меня не вызывают. Не люблю я и произведения без ярких положительных персонажей. В опере все по-своему несимпатичны, кроме, пожалуй, Сильвио (Владислав Куприянов), хотя и он пытается увести чужую жену, что не есть хорошо.
Но музыка искупает все!
Меня она восхищает в "Паяцах", она рассказывает о любви, как только именно музыка это может сделать, облагораживая любые человеческие проявления. А в этой опере это очень требуется. Любовь тут обретает совсем не благородные формы! И у Миграна Агаджаняна, дирижировавшего этой оперой впервые, это прекрасно получилось. Дебют вышел очень удачным, хотя интрига, кто будет дирижером в спектакле, сохранялась до последней минуты. Даже в программке дирижер не был заявлен.
Тем не менее оркестр под управлением Миграна Агаджаняна, отнюдь не новичка на этом поприще, звучал очень выразительно и эмоционально: и лирично, и комично, и трагично, и гротескно. В зависимости от происходящего на сцене. Красивые мелодии, сочный, немного тягучий звук. Завораживающая музыка!
Сюжет в опере жесткий, без какого-либо намека на романтизм, но с философскими и психологическими заходами! Не "На дне" Горького, конечно, но близко к тому.
В опере - спектакль в спектакле. Герои комедии дель арте, комедии масок, с их традиционными персонажами, игрушечными страстями и кукольными переживаниями, - против человеческой комедии, с ее реальными, противоречивыми людьми, нешуточными бурями и волнениями.
Главный "философ" - Тонио, (Владислав Сулимский), он же клоун Таддео в комедии дель арте, которую разыгрывают герои перед непритязательной деревенской публикой. В прологе Тонио словно открывает занавес огромной сцены под названием "Жизнь" (даже его наряд по узору повторяет рисунок знаменитого занавеса Мариинского театра), предварив все оперное действо заверениями, что жизнь - не театр и что у актеров есть душа, она болит и страдает, и в их груди бьется горячее сердце. И не надо путать жизнь и театр. У Тонио это самая большая и выразительная ария. Владислав Сулимский блистательно ее исполняет, радуя своим завораживающим баритоном и задавая высокую планку всему дальнейшему спектаклю. Явившись из зрительного зала и оглядев публику, он начинает излагать в арии то, что обычно сообщают публике перед представлением бродячих артистов - что же они увидят в их выступлении. И Тонио здесь не клоун Таддео, вечно кривляющийся на сцене и попадающий впросак, он, как сейчас говорят, модератор и комментатор происходящего, как в опере, так и на подмостках балагана Канио. "Добро пожаловать в наш раёк! Садитесь поудобнее, сейчас выйдут артисты!" - словно приглашает он зрителей. И нехитрая "комедия" с кровопролитием начинается! Любовный четырехугольник: Недда (Екатерина Санникова), ее муж Канио (Ованнес Айвазян), Тонио (Владислав Сулимский) и Сильвио (Владислав Куприянов). Их четверо, как и в разыгрываемой комедии масок. Это дзанни - слуги господ - Влюбленных (Inamorati) (мужчину часто зовут Сильвио): Коломбина, Паяц, Арлекин и Таддео. Но душевные терзания у каждого из артистов нешуточные. Недда любит Сильвио, а все трое любят Недду. При этом Канио еще и муж. Нравы простые, чуть что не так, хватаются за кнут, нож, строят козни. Лишь Сильвио выпадает из этой череды жестокостей, рождающих новые. Но он сам - ходячий раздор. Шутка ли, увести жену у ревнивца!
Главный змей-искуситель в опере - Тонио. Этакий Яго местного разлива. Он заваривает всю кашу и с наслаждением смотрит, как любовная история движется к кровавой развязке. По либретто, он уродлив, горбат и хром. Не Квазимодо, конечно, но внешность непривлекательная. Характер еще хуже - простоватый, напористый, деятельный, злой, хитрый, мстительный и подлый. Владиславу Сулимскому удалось все это передать в облике, повадке и в голосе Тонио. Как он доволен содеянным! Но сначала его сердце горит от любви - к Недде, жене хозяина бродячего театра. Она сирота, которую подобрал, приютил, обласкал и полюбил Канио. Может Тонио и не стал бы подличать, поговори Недда с ним по-человечески, не насмехайся она над ним, его уродством и его чувствами. Ведь и отказать можно без грубости и оскорблений. Хотя намерения рассерженного Тонио изысконностью не отличались: не хочешь добровольно, можно и силой взять! Но грубый отказ - и готов неугомонный безжалостный мститель! С каким злорадным хохотом он произносит последнюю фразу финала: "Комедия окончена!" над только что убитыми Неддой и Сильвио обезумевшим от ревности Канио! Тут и Яго отдыхает!
Канио (Ованнес Айвазян), владелец театра, отличающийся впыльчивым нравом, настоящий итальянский Отелло, безумно любит и ревнует жену, догадываясь, что взаимностью она ему не отвечает. Он наивно ждет от бывшей сиротки хотя бы уважения и благодарности. Да где уж! В любви это не работает! Но поначалу он лишь горько размышляет, что реальный человек не сможет, как паяц в уличном балагане, посмеяться над изменой жены и удовлетвориться, прочитав ей длинную нотацию и отвесив пару оплеух ее любовнику. В жизни все будет иначе. И без крови не обойдется. Настоящий пожар в душе Канио раздул коварный Тонио, дав ему убедиться в неверности Недды и ее желании сбежать с возлюбленным, с Сильвио. И разбушевались страсти! Убийство "голубков" - это лишь вопрос времени. И Тонио мастерски подзуживает! Безудержный душевный надрыв звучит у Ованнеса Айвазяна, сыгравшего роль Канио, в знаменитой арии "Смейся, паяц, над разбитой любовью". Ревнивец из него получился отменный! Яростный.
Недда Екатерины Санниковой - красивая, грубоватая, решительная женщина, но совершенно беспечная и бесхитростная. Действует почти в открытую, особенно не таясь. Умеет за себя постоять. Ей легко обидеть и оскорбить поначалу нерешительного Тонио, вздумавшего за ней приударить с дальним прицелом на возможную интимность. Она и от мужа отворачивается, дернув плечиком. Лишь Сильвио ей в радость, с ним она готова сбежать из постылой жизни в новую, счастливую. И, как бабочка, сгорает, гибнет вместе с Сильвио от руки взбешенного изменой мужа. Неужели, не знала, что так будет? Композитор наделил Недду лиризмом, умением видеть красоту окружающей природы, способностью любить и защищать свою любовь. Екаретина Санникова удачно все это воплотила в арии и сцене свидания с Сильвио (Владислав Куприянов).
Герой Владислава Куприянова по-крестьянски простодушен, мягок, не склонен к нервозности и ревности, но решителен и нетруслив. Для него композитор не создал каких-то заментых мелодий, но наделил лиризмом и страстностью, что певцу прекрасно удается передать. Он готов увезти Недду, мечтает о совместной жизни. Искренен. Он сам нарвался на нож Канио, бросившись к убитой Недде из толпы зрителей. Мог бы и отсидеться, ушел бы целым. Но он любит. И его любовь выглядит самой нормальной и привлекательной.
Я не рискну утверждать, что чем ниже стоят люди на социальной лестнице, тем меньше в их любви благородства и больше эгоизма, тем примитивней ее проявления. Среди просвещенной публики подлецов и "технологов" тоже достаточно. Как доказал Карамзин, "и крестьянки тоже любить умеют". Но в опере любовь, по большей части, какая-то изломанная, пугающая, отталкивающая. И даже опасная. Но опера на этот сюжет получилась очень мелодичная, ее музыка очаровывает и захватывает, западает в душу, особенно главная ария Канио. Ну, а сюжет... Видимо, это дань моде и конъюнктуре времени. Успех "Сельской чести" Масканьи сделал свое дело! Веризм на какое-то время захватил умы и сердца всех, причастных к искусству. Но музыка в "Паяцах" рождена человеком с явно благородной душой и горячим сердцем. Потому она и стала бессмертной. Потому оперу хочется услышать снова, и в очередной раз поддаться искушению последовать предложению модератора-комментатора Тонио в исполнении Владислава Сулимского, высказанному в прологе, погрузиться в жизнь актеров бродячей труппы, вовлеченных в бурные страсти любовного четырехугольника!
Свидетельство о публикации №221121401352