Зачем нужна экономическая дипломатия?
Между тем, в глобальном масштабе быстро развиваются торгово-экономические и инвестиционные взаимоотношения между странами, идет жесткая борьба за сферы сбыта и рынки, особую актуальность приобретает защита своих производителей и выстраивание эффективной государственной политики с целью продвижения национальных интересов. В этих условиях в неравном положении оказались развивающиеся и бедные страны, где под давлением импорта и жесткой конкуренции внутреннее производство неуклонно снижается, что отражается в торговом балансе и волатильности национальной валюты.
Тем не менее, решительные экономические реформы, ориентированные на рыночную экономику развитых стран, также как и продуманная стратегия развития, основанная на развитие производства и создание благоприятных инвестиционных условий могут активно содействовать более быстрой интеграции государства в глобальную мировую экономику, наращиванию производства и расширению сферы оказания услуг, открывают простор к активизации многосторонних связей между странами, расширению региональных торговых соглашений с целью устранения барьеров для международной торговли и инвестиционных процессов.
С другой стороны, глобализация мира усиливает экономическую взаимозависимость государств друг от друга, особенно зависимость от региональных факторов. Вот почему экономическая дипломатия сегодня приобрела центральную роль в дипломатических отношениях, а границы между традиционными политическими и экономическими партнерами становятся более тонкими и прагматичными. Кажется, времена, когда взаимное сотрудничество развивалось на основе традиционной дружбы, братства и добрососедства, уходят в прошлое и это мы должны осознать и проводить свою внешнюю политику прагматично, с учетом наших национальных интересов.
Экономическая дипломатия сегодня- это не только продвижение собственных экономических интересов в мире посредством торговли, инвестиций, но и участие конкретного государства, его амбиции в международных проектах и интеграционных процессах, это чать глубоко продуманной внешней и внутренней политики, рассчитанная на многие года вперед, направленная на защиту национальных интересов.
Но, насколько наше государство представляет возможности и риски экономической дипломатии во внешней политике, международных делах, двусторонних отношениях сказать трудно, потому что наше государство еще не обладает достаточным опытом в данном направлении, в ее методах, способах, средствах и, в конечном итоге, в достижении эффективных результатов.
И здесь все зависит от того, как политическая элита общества воспринимает эту сферу и какое место готова уделить ей в государственной политике с учетом стратегических целей развития.
К сожалению, в нашей стране ошибочно полагают, что экономическая дипломатия- это удел бизнеса и экономического блока исполнительной власти. Однако, традиционные инструментарии в реализации экономической дипломатии наглядно свидетельствуют о том, что эта сфера является составной частью внешней политики, международной деятельности любого государства и что это направление по своей значимости более политическая, нежели чисто экономическая деятельность.
Причем, экономическая дипломатия, особенно на начальной стадии своей реализации, и в дальнейшем закономерно приобретает политико-дипломатический характер, хотя ее основу и содержание составляют чисто экономические составляющие и зависит от деятельности больше бизнес и торгово-экономических структур, чем государственных органов. И здесь процесс двигается успешнее там, где взаимоотношения государства и бизнеса, парламента и правительства находтся на высоком уровне, подкреплены дружескими межгосударственными отношениями и подписанными международными договорами и соглашениями.
Сегодня все больше и больше главным трендом в международных отношениях выступают даже не политические или военные интересы, а экономические. Таким образом, можно смело утверждать, что сейчас национальный флаг реет там, где присутствуют торгово-экономические интересы государства.
Классическим примером того, что экономическая дипломатия является большой политикой и используется отдельными странами для продвижения своих экономических интересов являются США.
Как известно, Вашингтон значительно влияет на мировую политику, на внутреннюю и внешнюю политику многих стран, в том числе через ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк и ряд других организаций, а также благодаря активной экономической дипломатии. Осуществлению экономической дипломатии США способствует финансово-экономическая мощь страны и созданная Вашингтоном глобальная экономическая система с особой ролью американской валюты. Все основные достижения американской внешней политики опираются на прочный экономический фундамент. Если в Европе политические отношения шли впереди экономических связей и создавали фундамент для продвижения экономических интересов, то для США, наоборот, была характерна опережающая экономическая экспансия, результаты которой позднее закреплялись в виде соответствующих политических и юридических отношений.
Поэтому, для США экономическая дипломатия и использование экономических рычагов для достижения внешнеполитических целей является главной и приоритетной. Это четко осознавалось американскими лидерами: еще 13 марта 1943 г. Гарриман отмечал, что доллары являются одним из наиболее эффективных орудий для воздействия на политические события в мире. Стратегические цели экономической дипломатии США, начиная с плана Маршалла, неизменны по сути и всегда направлены на достижение и поддержание американского лидерства.
Что касается национальных интересов Кыргызской Республики в современных условиях, то надо ее определять с учетом того, что дальнейшие процессы глобализации будут сопровождаться обострением международной конкуренции и вынуждать государства в активном продвижении и защите экономических интересов на мировом рынке. И здесь не обойдется без государственной поддержки деятельности тех отечественных компаний, которые работают на экспорт и присутствуют на мировых рынках. Речь не идет о подмене рыночных принципов хозяйствования, речь идет о повышении конкурентоспособности национальных производителей, работающих в жесткой конкурентной рыночной среде.
Укрепление национальной конкурентоспособности предполагает комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих мер как в области внутриэкономической (содействие технологическому развитию, инновационной деятельности), так и в области внешнеэкономической (продвижение экспорта, улучшение условий доступа на внешние рынки, привлечение зарубежных инвестиций, технологий) политики. Именно эти задачи стоят перед национальной экономической дипломатией.
Мы живем во время бесконечных возможностей. Для тех, кто имеет необходимые знания, компьютерные навыки и доступ к глобальной информационной инфраструктуре, почти нет ничего невозможного. При овладении всеми этими элементами, даже организация предприятий малого бизнеса или собственного производства в развивающейся стране может стать успешной на глобальном рынке - особенно если вы заручитесь надежной поддержкой, профессиональной и эффективной экономической дипломатии.
Свидетельство о публикации №221121400156