Практика Тонглен

Тот, кто желает найти спасительное прибежище
Для себя и всех существ,
Должен применить священное таинство —
Поменяться местами с другими.

Шантидэва

В буддизме есть такая любопытная практика Тонглен на раскрытие всеобъемлющего сочувствия и глубинное переживание живой сияющей пустоты. На тибетском Тонглен означает «давать и брать».
Подробно она описана у Конгтрула Лодрё Тхае в книге «Великий путь пробуждения».
Западного человека не особенно знакомого с буддизмом с заточенным вниманием по принципу «тильки для сэбэ» это медитативная практика может несколько обескураживать своей особенностью брать на себя все страдания, беды и омрачения и полностью отдавать все свои заслуги, победы и приобретения на благо всех живых существ дабы они стали буддами и тогда, возможно, они помогут и мне просветлиться.

Её парадоксальность раскрывается опытным путём.

Если кратко, суть практики в том, что сначала мы сосредотачиваемся на дыхании, успокаиваем ум. Затем постепенно шаг за шагом как раскрытие лепестков цветка раскрываем сочувствие, коренящееся в самой сути нашего существа начиная с близких, родных, друзей, распространяясь на недоброжелателей, на явных и скрытых вредителей, на всех сансарических созданиях во всех шести локах, включая и «нас самих». Наблюдаем какие боли, мучения, страдания переживают все существа в обусловленном мире. Представляем эти муки в виде черного дыма. Желая освободить всех от боли, вдыхаем черный дым и растворяем его в сердце. При выдохе заполняем всё пространство ярким светом радости. В этом состоит процесс медитации: поглощаем с вдохом черный дым страданий и выдыхаем-излучаем ясный свет радости. Трансформирующее действие по преображению дыма страданий в ясный свет радости состоит в пропускании его через сердце как портал Сияющей живой полной пустоты. В этом действии на поток втягивания дыма страданий создается встречный поток излучения ясной радости из портала сердца.

Вот такая практика.

В книге Конгтрул призывает нас: никогда не пресыщайтесь и не довольствуйтесь своими достижениями в пробуждении и усилении бодхичитты. И это верно в части любой традиции: чем более мы исцеляемся, тем более серьёзные процессы для реинтеграции начинают притягиваться. Если мы считаем, что, отторгая якобы «неподходящие для нас вибрации», мы остаемся белыми и пушистыми, это заблуждение, всё отторгнутое становится исключенной энергией, которая этим отторжением еще вдобавок и усиливается, и не позволяет выполнять тем самым задачу по очищению и преображению проявленного пространства.

Каждый раз делая шаг, пусть даже маленький, на пути целостности и реинтеграции, мы будем сталкиваться с более крупными задачами до тех пор пока весь мир не станет целостным, исцеленным, прозрачным. И все процессы, которые происходят на планете – это показатель такого вызова как для всего человечества, так и для людей высокой степени реинтегрированности, гармоничности и целостности типа Далай-Ламы и Высших Учителей. И наша задача делать свой посильный вклад в это дело.

Поэтому хочется от всего сердца призвать таких людей: не надо отсиживаться в пещерах, надо жечь глаголом сердца людей! Даже у будды не получалось просветлять своих приверженцев одним своим присутствием, на что же надеяться нам? Когда голос истинных учителей и пророков станет слышен от края мира до края? ;


Рецензии