Уровни Души в каббалистической традиции

Главный метод, которым оперируют Каббала и оккультная традиция, это метод аналогий: такой метод познания, когда мы от известного переносим свойства на неизвестное, понимая, что известное и неизвестное являются отражением друг друга. Например, понимая, что Человек есть отражение Бога и рожденной им Вселенной, мы можем через исследование, познание Человека начать приближаться к пониманию Бога и Вселенной.

И в этом смысле Познание и Творение тождественны. «Познавая, творю» и наоборот «Творю, познавая». Когда мы стремимся познать себя, природу, Бога, мы уже меняем нашу структуру на тонких планах, а, меняя себя, мы меняем и окружающий нас мир. В этом смысле всегда хорошо помнить, что микрокосм и макрокосм подобны. Что внутри, то и снаружи. Подобное притягивает подобное. «Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху» как написано в Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста.

Вообще надо сказать, что направление вектора познания имеет очень важное значение, возможно даже решающее. На познание чего, кого, каких процессов, смыслов направлено внимание человека?

В этой связи вспоминается, как много людей сейчас увлечены вопросами духовного развития. Кто-то занимается йогой, пранаямой, цигун, вегетарианством, медитациями и т.д. Кто-то увлечен прохождением всевозможных курсов и тренингов по развитию сверхспособностей, открытию третьего глаза, дыханию чакрами и т.д. Кто-то уже находится в какой-то системе, школе, направлении, подключенный к соответствующему эгрегору. Все в ком жива память (осознанная или безсознательная) об их идеальном, Божественном образе, о «Высшей природе».

Есть несколько секретов этой формулы тождественности Познания и Творения. Первый секрет - «познавая, творю». Познание оживает в нас через творчество, через осознание. Оно прорастает в нас, структурирует правильным образом только через творческое обогащение того знания, которое мы приняли. Процесс познания сродни Любви, Сотворчеству. В процессе познания любой объект познания включается в свое пространство, становится «родным». Второй секрет – «творю, познавая». Когда мы через творчество в любых его видах и проявлениях раскрываем скрытые смыслы, когда творческие действия становятся больше чем результат творчества, открывая новые грани и нас самих, и мироустройства. Творчество немыслимо без новых озарений, открытий, новых состояний.

Каббала позволяет человеку понять тончайшую взаимосвязь и системную структурность процессов, событий, явлений, которые происходят в мире, с человеком и в нем самом. На схеме Иннорационного ромба сознания, о котором мы уже говорили, Каббала соответствует стихии воздуха, ритму.

Краткая информация о Древе Сефирот. Древо Сфирот, Древо Жизни, Мировое Древо: это модель из 10 сфирот (Сосудов). По этой модели разворачивается Вселенная по воле Бога. Эта модель отражает модель мироустройства, устройства Человека, модель реализации как Божественной воли, так и любой автономной воли, в том числе воли Человека.
Надо сказать, что каббала выделяет два базовых принципа реальности: Свет и Сосуды. Свет подразумевает потенциал реализации. Сосуд вмещает его, придает ему форму и проявляет.
Каждая сфира – это, прежде всего, Сосуд, который несет свой аспект Света. Желания (или воли) становятся главными определяющими силами, которые образуют Сосуды.
Древо Сфирот представляет собой 10 сфирот, расположенных послойно (4 мира). Реализация воли Бога (или Человека) происходит через эти 10 центров (сфирот), 10 этапов. Существует также одиннадцатый этап или сфира Даат, которая является скрытой, и часто ее не указывают в составе сфирот.

Две крайние сфиры, противоположные друг другу, уравновешиваются в третьей. Так Хохма и Бина уравновешиваются в Даат, Хесед (Гедула) и Гвура уравновешиваются в Тиферет, Нецах и Ход уравновешиваются в Иесод. Малхут является отражением Кетер.
Движение по Древу происходит как сверху вниз, так и снизу вверх. Сверху (от 1-й сефиры к 10-й) происходит движение от идеальной формы энергии до ее проявления в физическом мире. Движение снизу вверх (от 10-й сефиры к 1-й) – это встречное движение ищущей души, идущей по Пути очищения и постижения Истины к Богу.
Движение происходит по 22 путям Древа, а если учесть и движение через сами сфирот, то получается 32.

Сфирот в правом столпе Древа раскрывают сумму возможностей. Сфирот в левом столпе ограничивают эти возможности согласно критериям, которые соответствуют цели и реальной применимости. Сфирот срединного столпа есть результат взаимодействия правой и левой сторон Древа.

Уровни Души в каббалистической традиции, изображение №2

Западная традиция различает уровни Души в соответствии с каббалистическими мирами. Рассмотрим их подробнее.

Гуф: тело. Согласно каббале, является точным отражением нашей духовной структуры в материи этого Мира. Соответствует сфире Малхут.

Нефеш: (неподвижность, инертность), этот уровень Души связан с инстинктами, с физиологией тела, привычками, страстями, желаниями нижнего уровня (еда, секс, комфорт и пр.), можно сказать, что это животная часть Души. Она соответствует Нижнему, или Лунному астралу, уровню применения сил, энергий, и сфире Иесод на Древе Жизни. Имеет женскую модальность. Настроен брать и получать.

Руах: (движущийся ветер, поток), этот уровень Души связан с социальной активностью, с установлением отношений, стремлением завоевывать новые пространства, статус, испытывать новые эмоции, желания, связанные с человеческой средой, с отношениями. Здесь любовь, ненависть, гордость, гнев и проч. Отвечает за процессы дыхания человека. Руах соответствует Высшему, или Солнечному астралу, уровню бурлящих сил, энергий. На Древе Жизни соответствует сфире Тиферет. Имеет мужскую модальность. Направлен во вне.

Нешама: (Божественный поток, Божественное дыхание), этот уровень Души связан со стремлением к осознанности, к познанию себя и реальности, как через рациональное, так и через интуитивное, экстрасенсорное восприятие. Надсоциальный уровень. Уровень развития сознательных свойств Человека. На этом уровне при достаточном развитии сознания способны возникать и так называемые сиддхи, сверхспособности, но они не должны являться самоцелью, иначе есть риск застрять на этом уровне и не задействовать раскрытие своих одушевленных свойств и так и остаться в автономном состоянии сознания и воли, хотя и возможно при этом быть вполне себе приличным Магом. Также для этого уровня характерно стремление аккумулировать Знания и создавать свою систему Знаний. Соответствует сфире Бина. Имеет женскую модальность.

В теле человека Нефеш соответствует животу и половым органам, Руах – груди, Нешама – голове. Следующие высшие уровни Души прямого соответствия в теле человека не имеют. Хая как правило, относят к ауре, к коконообразному энерго-информационному полю человека, а Ехида к области над головой. Также эти уровни являются Высшими, а значит в них уже нет отделения своей воли от воли Бога.

Хая: (Жизнь, Источник Жизни Высшего порядка), этот уровень Души проявляет свою волю как стремление к самореализации через сотворчество с Богом, проявление высших творческих способностей. Люди, у которых активен этот уровень Души выступают проводниками Божественного. Часто эти Люди разрабатывают что-то оригинальное, новое, совершают открытия, прорывы в разных сферах деятельности. Это уровень объективного творчества. Только объективное сотворчество с Богом способно преодолевать энтропию и силы хаоса этого мира. Это уровень раскрытия одушевленных свойств Человека наряду с образованными сознательными свойствами. Соответствует сфире Хохма. Этот уровень имеет мужскую модальность.

Ехида: (Единство), этот уровень андрогинный, содержит потенциал мужской и женской модальности, уровень воли к Единству, слиянию с Божественным Источником. Развитые собственные, сознательные и одушевленные свойства, способность управлять ими. Это уровень Единицы, уровень заполнения всех 10 сосудов Древа Жизни Божественным Светом. Этот уровень активен у святых, у мистиков, у пророков, у магов-теургов.

В большинстве своем у людей активны Нефеш и Руах. У творческих, думающих людей, людей науки, искусства могут быть активны Нешама и Хая.

Уровни Души в каббалистической традиции, изображение №3

Таблица на основе информации с сайта Эзотерической школы Путь Древа Жизни
Рассмотрим каббалистические миры и какие из них являются «родными» для каждого уровня Души. В любом подобном рассмотрении, рассматриваем ли мы Древо Жизни или каббалистические миры, или какую-либо другую схему, стоит понимать, что плоская схема линейна, в реальности же все многомерно. Итак:

Бесконечное (Эйн Соф): теоретический уровень, безграничный, непостижимый, неописуемый словами для сотворенного создания. Переход от него к другим мирам совершается через двойное «сокращение света» (цимцум), которое кладет начало ограниченной реальности.

Адам Кадмон (букв. «первичный человек»): первое и наивысшее проявление Бога в ограниченной реальности. Божественная Воля в виде общей идеи.

Ацилут (букв. «эманация»): мир божественных эманаций, принципов, архетипов. Божественная Воля в виде качеств и аспектов общей идеи.

Брия (букв. «творение»): мир, в котором впервые может существовать воля, воспринимающая себя автономной от воли Творца. Качества и аспекты облачаются в конкретные схемы, программы.

Ецира (букв. «формирование»): мир форм, образов, энергий и тонких сил. Схемы и программы приобретают формы и образы, энерго-силовую структуру реализации.

Асия (букв. «делание»): мир материи и грубых сил. Обитель элементарных духов. Реализация Божественной Воли.

Уровни Души в каббалистической традиции, изображение №4

К вопросу о воли и реализации желания

Как можно заметить каждый уровень Души является носителем определенного аспекта воли. Если на уровнях отделений (Асия, Иецира, Брия) это автономная воля, то на уровнях Хая и Ехида это уже воля слитая с волей Божественной.

Чтобы понять, как реализуется воля (будь то божественная воля, или автономная индивидуальная воля) в контексте Древа Сфирот, обратимся к понятию Эйн Соф (Бесконечное).

О Бесконечном нам нечего сказать, кроме того, что в Него включено все, что существует и может существовать; причем включено в настолько полном единстве, что границы между объектом и субъектом отсутствуют. Это Бесконечность своего рода безграничная пустота-полнота, которая в действительности является всем.

Переход от Бесконечного к ограниченным мирам совершается через двойное «сокращение» Света (Цимцум). После этого возникает пустое пространство, в котором создаются миры.

Первое сокращение Света (переход от Бесконечного к ограниченному) – это принятие закона, требующего трансформации Желания в Волю (Великое Делание).

Второе сокращение Света (происходящее при переходе от мира Адам Кадмон к Ацилут) – это принятие закона, согласно которому воля субъекта должна соизмеряться с воспринимающими способностями того объекта, на который он воздействует. Это закон приспосабливания, адаптации. Это некоторое уменьшение, сознательное ограничение Воли для обеспечения соответствия.

Свет Бесконечного (Эйн Соф) включает полный потенциал всего. Каждый Сосуд способен принять лишь ту часть Света, которая соответствует его свойствам. Таким образом, изначально Свет един, но вхождение в систему Сосудов дифференцирует его, выделяя в нем различные аспекты Света.
Бесконечное – это состояние, где желание и желаемое совпадают, находятся в одной точке. Все миры, созданные после сокращения, основаны на принципе отдачи и получения. В них желание и желаемое (Кетер и Малхут) – две крайние точки отрезка, протяженность которого представляет собой 10 сфирот.
Человек в своей жизни, что-то меняя в своей жизни или создавая что-то новое, или работая над своими качествами, постоянно применяет этот принцип двойного сокращения Света. Применение этого принципа определяет успех реализации любого желания. Как это происходит? Дело в том, что, если вдуматься, есть серьезное отличие между понятиями «желать» и «волить, проявлять свою волю». Желание подразумевает пассивность: чем больше человек хочет (но не имеет желаемого), тем труднее ему действовать. Человека переполняет желание и осознание отсутствия желаемого, он пока еще весь в этом желании, и еще не совершаются действия по воплощению желаемого. Это очень важное состояние, в нем происходит осознание того, что именно ты желаешь, своего рода проектирование образа желаемого. Воля подразумевает активность: чем больше человек хочет (опять же, не имея желаемого), тем сильнее это побуждает его действовать, воплощать желаемое. В этом прослеживается аналогия желания с Нефеш, а воли – с Руах.

Как же происходит трансформация Желания в Волю? Как мы уже заметили, желание появляется из-за фиксации сознанием «отсутствия чего-то». Как только сознание фиксирует это «отсутствие чего-то», возникает сосуд желания, который наполнен Светом и движущей силой Воли. Это в идеале. Не в идеале, когда сосуд желания становится «черной дырой», ненасытно поглощающей желаемое, и тормозящее человека на пути его развития. Важно уметь отслеживать каков сосуд твоих желаний, и по необходимости сознательно трансформировать Желания в Волю, чтобы действовать от полноты себя.

Успех реализации не может возникнуть без обоих сокращений, потому как в проявленном мире и во всех мирах, созданных Богом после «сокращений», желание и желаемое разделены 10 сфирот. Только в Бесконечном желание и желаемое совпадают, находятся в одной точке (так и хочется добавить, что эта точка есть Воля Бога).

В этом смысле, успех реализации какого-либо дела для человека - это принятие закона, требующего трансформации желания в волю (первое сокращение, переход от Бесконечного к ограниченному). А второе сокращение (происходящее при переходе от мира Адам Кадмон к Ацилут): это принятие закона, согласно которому воля субъекта должна быть соизмерима с воспринимающими способностями того объекта, на который он воздействует. Или говоря иначе, второе сокращение - это приведение воли к адекватности и адаптивности сообразно условиям.

Задача распределения уровней Души на свой уровень

Реализация воли согласно системе сфирот идет сверху вниз, а наполнение Светом растет снизу вверх. Об этом нам говорит Закон обратного соотношения Светов и Сосудов. Сосуды строятся сверху вниз, а Света входят снизу вверх. Т.е. Свет всегда входит, начиная с самого низшего Сосуда. Света (Нефеш, Руах, Нешама, Хая, Ехида) – это мера развития самих сосудов. Сосуды – это как силы, а Света – это как проявление этих сил (излучение).

Спуск по Сосудам при реализации Воли ведет к подъему Света (начиная с низшего Сосуда). Так, воля первоначально очень слаба, и она становится тем сильнее, чем ниже она спустилась, чем в более плотные уровни она вошла. Чем более ниже мы проводим Света, тем более высокие входят в верхний сосуд. Вот почему волю следует объективизировать, активно выражать, утверждать на более плотных планах.

Когда Свет излучается из всех сосудов, можно говорить о реинтеграции Души (гмар тиккун). Этапы наполнения сосудов Светом можно проиллюстрировать таблицей.

Уровни Души в каббалистической традиции, изображение №5

К вопросу о посмертии

После смерти физического тела Лунная часть Нефеш удерживает Душу в астрале. Когда страсти, желания, привязанности выхолащиваются, Душа освобождаясь от части Нефеш, поднимается выше в Высший астрал. Там Солнечная часть Руах отделяется от Нешамы, Нешама поднимается в Мир Брийя. Нешама освобождается от Хая, Хая поднимается в Мир Ацилут (мир Божественных эманаций и архетипов), а Ехида в Мир Адама Кадмона (мир Единой Божественной Воли).

Душа Человека, как ракета, освобождается сначала от одной ступени и оставляет ее на «своем родном» уровне, затем от другой, и так далее, пока не вернется к Богу. Это, конечно, в идеале, в том случае, когда все уровни Души развиты. В других случаях, Душа «пересобирается» заново из «компонентов» каждого уровня для последующего воплощения, пока не решит главной задачи – своей полной интеграции и соединения с Божественным источником. При достаточном развитии осознанности и многократном прохождении подобных процессов есть Души Людей (Сознательное Человечество), которые могут собирать условно «себя» для последующего воплощения. Этот феномен особенно распространен в тибетской традиции.

В древних манускриптах «Египетской книге мертвых» (оригинальное название «Книга о выходе к свету дня») и «Тибетской книге мертвых» («Книга естественного освобождения через понимание в Бардо») описывается подобный процесс «путешествия души после смерти». Обе книги настраивают сознание человека на одну цель: помочь сознанию обрести свою «истинную высшую природу», свое «наивысшее» состояние, которое египтяне называли «чистым духом», «Ах», а тибетцы – «природой будды».

Различие египетского и тибетского подхода в том, как заметил известный современный маг и исследователь Энмеркар, что в Египетской книге процесс идет от центра к периферии, а в Тибетской - от периферии к центру (см. http://www.enmerkar.com/myth/posmertie-i-knigi-mertvyx и Эти подходы существенно дополняют друг друга для формирования более целостного понимания процесса. Более подробно об этих традициях смотрите вышеприведенные ссылки и читайте в следующих наших статьях.

Но вернемся к западной традиции. Можно сказать, что Освобождение Души от Нефеш - это вторая смерть, тогда как первая смерть – это Освобождение от физического трупа (отжившего тела). Вторая смерть оставляет «астральный труп» на своем «родном» астральном уровне, уровне Ецира. Надо сказать, что похожие виды смерти происходят у человека постоянно и в условиях проявленности в физическом теле. Это отжившие программы, эмоционально насыщенные события, как положительно заряженные, так и негативно, это страхи, любовные приключения, влечения и пр. Всё это «астральные трупы». Психологи как раз работают с этими «астральными трупами». Но с ними можно работать и психомагически. В случае их сильной заряженности (+ или -) они плохо распадаются и могут мешать реинтеграции Души.

Под реинтеграцией Души понимается прямое взаимодействие уровней Души человека всех типов модальностей. Так в особых состояниях сознания одинаковые типы модальности могут взаимодействовать друг с другом без помех. Например, во сне Нефеш может связываться напрямую с Нешамой, если, конечно, «астральные трупы» не «застят глаза». Или Руах может взаимодействовать с Хая в особых состояниях вдохновения, переживаниях Божественного.

Реинтеграция Души

Если говорить кратко, поставив себе задачу Реинтеграции Души, всех ее уровней, первое, что следует сделать, это очистить свой астральный уровень от «астральных трупов» и в целом «зачистить астрал». Распад «заряженных» элементов способно высвободить огромное количество чистой энергии, которая изначально предназначалась для божественной реализации Души. Для этой подзадачи могут подойти практики «Перепросмотра», «Собирание Души», варианты астральной чистки.

После «зачистки» астрального уровня можно выходить на уровень ментальных конструкций, схем, программ. С ними можно работать через техники работы с ментальным уровнем.

Важно, чтобы эта работа сопровождалась поддержкой Свыше и СоТворчеством желательно живым словом (этот вид творчества на порядок сильнее других видов). Для событирования (генерации событий) важно сильное живое семантическое поле собственных живых слов (каузальный уровень). Живым словом Человек связывает себя с будущим по смыслу, который есть истинная причина.

Далее при работе с высшими уровнями основная суть заключается в том, чтобы проводить освобожденную энергию в высшие уровни, а идеи, смыслы высших уровней транслировать в более низшие уровни.

Сам процесс реинтеграции Души также тесно связан с количеством и качеством тех бинеров (противоположностей), которые «решает» сознание, пока не обретает целостность. Очень обстоятельно на эту тему написано в блоге Энмеркара http://www.enmerkar.com.

Возможно, не все вопросы в статье раскрыты максимально полно, но задел для последующих исследований сделан. Для желающих детально изучать каббалистическую традицию, есть Школа «Путь Древа Жизни», в которой организованы учебные курсы, начиная с начального уровня. Более подробно смотрите на сайте Школы: http://treelifepath.com

Спасибо за внимание.Полный текст статьи с таблицами смотрите по ссылке:


Рецензии