Общество взаимного кредитования
2.2.2. Общество взаимного кредитования
Объединение предпринимателей в потребительские кредитные кооперативы образовало еще одну форму кредитной финансовой организации, представленную в виде Общества взаимного кредитования (ОВК).
ОВК являются традиционно национальным видом кредитных потребительских кооперативов, получивших развитие в российской экономике. ОВК – это объединение малых и средних предпринимателей, желающих совместно решать проблемы, возникающие в процессе своей деятельности, путем взаимного кредитования.
Говоря о малых и средних предпринимателях, следует подразумевать категорию граждан, которая соответствует следующим характеристикам:
* в деле предпринимателя преобладает собственный капитал;
* предприниматель самостоятельно решает одну или несколько задач, находящихся в общей технологической цепочке его деятельности;
* использование наемного труда ограничено от 1 до 9 у малого и от 10 до 20 человек у среднего предпринимателя.
Законодательная база России в настоящий момент такова, что предприниматели малого и среднего звена бизнеса оказались самой незащищенной категорией граждан. Правовой вакуум рождает беспринципность многих контролирующих и инспектирующих органов, позволяя им использовать малый и средний бизнес в интересах собственного обогащения.
Отсутствие национального опыта в создании и ведении малого и среднего предпринимательства, в виду его полного отсутствия в течение более 70 лет, привело к тому, что новоявленные предприниматели, неоднократно набивая себе шишки, на собственном опыте, пока что самостоятельно, постигают нелегкую науку предпринимательства.
Специфика национального менталитета российских граждан и сами особенности малого и среднего предпринимательства не позволяют успешно имплантировать зарубежный опыт в развитие этой сферы. Практика показывает, что такая имплантация приводит только к неоправданной трате средств, требуя от инвесторов постоянной поддержки извне внедренного ими бизнеса.
Эти и некоторые другие причины, в конечном счете, являются основанием к тому, что руководители мелких и средних предприятий начинают объединяться для совместного решения общих задач. В настоящее время достаточно разнообразно представлены различные объединения предпринимателей – это Фонды, Клубы, некоммерческие партнерства и т.п. Среди объединений предпринимателей особо выделяются Общества взаимного кредитования.
В принципе, объединение предпринимателей в виде кооператива – это одна из традиционных форм объединения, прижившихся в России. Именно из-за своей эффективности такая форма объединения и была извращена номенклатурой до неузнаваемости, а слова «кооператив» и «кооперативщик» стали в России почти ругательным.
Возрождение кооперативов, существующих на кооперативных принципах, в России приходится на наше время, воссоздать и придать настоящую славу кооперативному движению – нелегкая, но вполне решаемая задача, которая стоит перед ее инициаторами.
В настоящее время объединение предпринимателей может произойти на базе решения следующих общих задач.
1. Задачи в области производства продукции. Несколько предпринимателей объединяются в кооператив, чтобы совместными усилиями произвести некий продукт, разделив технологическую цепочку на звенья и перераспределив контроль за выполнением каждого звена отдельному предпринимателю. Полученный продукт является результатом их совместного труда, а кооператив называется производственным.
2. Задачи сбыта продукции. В данном случае несколько предпринимателей объединяются с целью реализации чьего- то продукта труда. В этом случае происходит распределение ролей в процессе сбыта и конечный результат – реализованная продукции - является совместным. Данное объединение предпринимателей получило название торгово-закупочных кооперативов.
3. Задачи взаимного финансирования. Несколько предпринимателей объединяются с целью оказанию друг – другу финансовых услуг. Для решения предпринимательских задач часто возникает потребность в определенной сумме денежных средств. Причем, как правило, календарно планировать потребность в этих средствах бывает сложно. Все это связано с непредсказуемостью рыночных отношений. В то же время предприниматели почти всегда имеют определенное количество свободных денежных средств, которые не всегда затребованы их ежедневной деятельностью. Объединяясь в виде Общества взаимного кредита (ОВК), являющейся одной из форм потребительских кредитных кооперативов, предприниматели тем самым могут решать задачи по удовлетворению своих потребностей в определенной сумме денег и размещать свободные средства в таком виде общества.
Рассматривая ОВК как одну из множества форм объединения предпринимателей нельзя не отметить специфические особенности ОВК, выделяющие эту форму союза из ряда других объединений предпринимателей и особенно выделить ряд объективных предпосылок, способствующих появлению такого вида объединения.
Особенности ОВК:
1.Объектом, который служит основой для существования ОВК в рыночных отношениях, являются финансы. Опять же финансы как объект рыночных отношений является самым нейтральным из всех других групповых объектов рынка. Другие объекты рынка, такие как товарное производство и товарные реализации, очень подвержены конъюнктурному влиянию рынка. Финансы же остаются лишь средством, с помощью которого функционирует рынок и не подвержены такому фактору как спрос-предложение. Единственным моментом, когда деньги становятся товаром, является инфляционный скачок на рынке. Но эти моменты возможны лишь при наличии нестабильной экономики, когда вопрос об объединении уже не стоит.
2. Правовой основой существования ОВК являются общие Федеративные законы (Конституция РФ, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс). Специализированных законов, регламентирующих деятельность ОВК, не существует. Общая деятельность кредитного кооператива, являющаяся некоммерческой, и таким образом, не связанная с реализацией, позволяет широко применять разнообразные схемы для воплощения частной предпринимательской деятельности, не выходя при этом за рамки общефедеральных законов.
Особенности ОВК позволяют им органически влиться в рыночные отношения и успешно существовать в них в течение длительного времени, не испытывая постоянного давления со стороны конкурентов. Предпринимательская деятельность в ОВК отличается от такой же деятельности вне объединения тем, что деструктивное воздействие на объект рыночных отношений со стороны внешних факторов во много раз слабее. Да это и понятно – объединенные в определенную форму - предприниматели гораздо проще воспринимают воздействие рынка, нежели отдельно взятый предприниматель. Таким образом, объединенные в форму ОВК, чувствуют себя намного уверенней в своей деятельности, что позволяет ему развиваться активней, предпринимая более рискованные шаги.
Каковы же предпосылки появления ОВК? Для того чтобы их увидеть, необходимо ввести два определения – «горизонтальный срез рынка» и «вертикальный срез рынка».
Вообще, рынок необходимо рассматривать какую форму живой организации, средой обитания которого является социум (общество людей). Законы, действующие в социуме, рассматривать не будем по той простой причине, что общепринятых таких законов не существует, а толкование всяких частных законов приведет лишь к длительной философской полемике. Однако, предлагая рассматривать рынок как единый, живой организм, мы тем самым не вводим ни кого в заблуждение, ибо социум сам по себе есть живой организм, состоящий из бесчисленного множества отдельных индивидов, а в живом организме активно может существовать только форма живой организации. С другой стороны рынок можно рассматривать как отдельную форму существования социума. Рынок как форма живой организации имеет свою структуру. Если представить его в виде горизонтально-вертикальных связей, то на горизонтальном уровне будут находиться предприниматели, занимающиеся подобными видами деятельности (например, уровень производителей товара, оптовых продавцов товара, розничных продавцов товара и т.п.). Если выделить предпринимателей находящихся на одном уровне и занимающихся подобными видами деятельности, то это и будет называться «горизонтальным срезом рынка».
Опять же, есть группы предпринимателей, которые связаны между собой тем, что имеют дело с однотипным товаром. Понятно, что производство и реализация каждого отдельного вида товара специфичны – абсолютно по-разному необходимо организовывать производство и продажу таких изделий как автомобили, макароны, лекарства и т.д. Так вот, выборка предпринимателей, произведенная по принципу их общего отношения к определенной группе товара, и есть «вертикальный срез рынка».
Таким образом, рассмотреть предпосылки возникновения ОВК можно тогда, когда мы произведем «горизонтальный и вертикальный срезы рынка».
1 предпосылка, при «горизонтальном срезе рынка». В данном случае мы имеем множество предпринимателей занимающихся одним видом деятельности. Известно, что потребительские кредитные кооперативы эффективно действуют в составе той группы субъектов, которые имеют общие интересы (общность). Одной из таких общностей является предпринимательская деятельность на одной территории – для производителей это может быть аренда небольших производственных площадей на большом заводе. Для оптовых продавцов это может быть аренда складских и офисных помещений на отдельной оптовой базе. Для розничных продавцов это может быть аренда торговых точек (мест) на одной территории или у одного арендодателя, предоставляющего площади на торговых зонах и рынках. Выделенные общие интересы позволяют объединить нескольких предпринимателей в одно Общество взаимного кредитования. Руководитель ОВК в зависимости от потребностей и специфики каждого из видов существования группы предпринимателей разрабатывает и внедряет свою собственную и достаточно уникальную потребительскую программу. Участниками программы будут являться объединенные предприниматели, а объект, с которым работает эта программа, может быть самый разный – это может быть и арендодатель, этим объектом может являться и товарная масса и т.д. и т.п. Например, возможно объединение предпринимателей для совместного решения емких задач. Основой для такого объединения будут являться общие финансы, а также объекты, с которыми будет работать ОВК.
2 предпосылка, «вертикальный срез рынка». Объединение предпринимателей и в дальнейшем потребителей в «вертикальном разрезе рынка» еще получило название «корпоративным объединением». Суть данного объединения заключается в том, что создается определенная общность людей, общей целью существования которой является производство, продажа и потребление одной группы товара. В данном случае один из основных факторов, определяющих предпринимательскую (коммерческую) деятельность, деятельность «на свой риск», исчезает, т.е. деятельность по производству и продаже товара не становится в чистом виде предпринимательством, так как заранее известен целевой потребитель этого товара, потребности которого необходимо удовлетворить. Другими словами, продукт потребления производится по заказу конкретного потребителя и не выходит за границы определенного круга людей, входящих в так называемое «корпоративное объединение». Отношения в корпоративном объединении не подпадают в разряд «купли-продажи», так как сам процесс реализации не выделен явно, а в определенной форме отношений между пайщиками и вообще может отсутствовать. Такую определенную форму отношений может создать Общество взаимного кредитования, в котором процесс перемещения продукта от производителя к потребителю будет иметь форму взаимного кредитования предметами потребления и деньгами. Такая форма кредитования имеет место и может быть внедрена для любых групп потребителей. Особенностью формирования «корпоративных объединений» является то, что создать их на пустом месте практически невозможно. Данные объединения возможны лишь при наличии определенной общности потребителей. Объединение же потребителей и производителей в один союз – это уже второй шаг кооперации. Сложно выделить группу людей, характеризующуюся общими признаками в области потребления. Поиском признаков этой общности и должны заниматься руководители таких кредитных кооперативов, чтобы выявить, а затем и привлечь к себе в объединение максимальное число пайщиков.
В качестве инструментов для привлечения пайщиков могут быть выбраны самые разные средства. Главное в выборе средств - правильно оценить соотношение затрат, направленных на объединение и определить период окупаемости этих затрат. Если в качестве инструмента выбрать средство массовой информации, то это средство должно быть потребляемо потенциальными пайщиками, ибо неэффективное использование этого средства может скорее напоминать стрельбу из пушек по воробьям, чем кропотливую и целенаправленную работу по объединению людей. Такая форма союза как «корпоративное объединение» на базе кредитного кооператива в форме общества взаимного кредитования очень перспективна. Она может служить толчком к развитию кредитных кооперативов граждан в виде касс взаимопомощи, обществ микрокредитования и кредитных товариществ, другими словами будет являться причиной объединения граждан не на базе интересов потребления, а на базе использования совместных финансов для решения собственных социальных задач.
Понятно, что в данном случае кооперативы будут выполнять некоторую функцию государственных органов, чьей задачей является снятие социальной напряженности в обществе. Таким образом, власть, государственные органы, представленные Комитетом по экономике и отделом по поддержке малого предпринимательства, заинтересованы в создании и развитии такой формы объединения предпринимателей как ОВК. Непонимание отдельными представителями власти целей и задач кооперативного движения – это в первую очередь признак недальновидности чиновника и только во вторую очередь просчет руководителей таких объединений, которые неумело ведут диалог с государственными органами, не позволяющими им в полной мере раскрыть глубинную суть объединения граждан в форме кооперативов.
Принципы организации и управления в Обществе взаимного кредитования совместимы с общими принципами организации управления, принятыми в кредитной кооперации. Однако следует учесть, что специфика построения управленческой структуры зависит в первую очередь от потребительских программ, реализуемых в конкретном Обществе взаимного кредита.
Основой для функционирования ОВК, являются финансы. Паевой фонд, как правило, состоящий из денежных средств, пополняется за счет вкладов, поступающих от предпринимателей, членов ОВК, и являющимися на момент поступления свободными финансовыми ресурсами, а также за счет привлеченных средств, направляемых внешними инвесторами. Эти средства в первую очередь предназначены для развития деятельности конкретного предпринимателя.
Предприниматель, пайщик ОВК, может получить как краткосрочные займы из фонда собственных средств, так и долгосрочные займы из фонда привлеченных со стороны инвесторов средств.
Наличие нескольких каналов поступления финансовых средств усложняет процесс формирования резервных, страховых фондов, а также фонда развития. Как правило, эти фонды формируются за счет собственных средств, а также за счет возможных компенсаций за пользование долгосрочными займами.
Свидетельство о публикации №221121401727