За туманом

Было всего около шестнадцати часов и, не смотря на пасмурную погоду, январский день всё-таки еще не закончился. Море сильно шумело. Волны вздымались вверх, разбрызгивая соленые капли во все стороны. На душе было спокойно и абсолютно никаких мыслей в голове. Кажется, я ничего не замечала, кроме морской игры волн, пока рядом не подсел коренастый высокий мужчина лет «за пятьдесят» с тяжким вздохом. Этот вздох, словно стон, как-то не вязались с крупным, одетым в опрятный, но довольно старый костюм, мужчиной и мои мысли сразу заработали, а боковое зрение «стало поставлять пищу для размышлений». Очевидно, мужчина был чем-то очень озабочен, так как его лицо было грустным и уставшим, хотя когда-то, похоже, он был красив. Мелкие морщинки не портили смуглого лица, а придавали солидности. Серые глаза словно искали, на чем бы остановиться. Ветер с моря растрепал редкие, наполовину серые, зачесанные назад волосы незнакомца. Он еще раз вздохнул, посмотрев на море, потом опустил взгляд, словно что-то ища на земле и явно почувствовав, что его рассматривают, повернулся ко мне.
- Добрый день! Как сегодня штормит! – попытался завязать разговор мужчина. У меня не было никакого желания с кем-то общаться на улице, но из вежливости пришлось поздороваться и ответить: «Да, сегодня довольно прохладно!».
- Прохладно? – вдруг улыбнулся мужчина. – Я большую часть жизни прожил на Севере и могу точно сказать, что такое «прохладно»! Когда нет даже снега в январе – это не прохладно. Вы были когда-нибудь на Севере? – зачем-то спросил он.
- Нет, - коротко ответила я на вопрос и уже собиралась попрощаться, как вдруг мужчина быстро продолжил.
- Знаете, сразу после армии я уехал на Север. Тогда, в 80-е было модно ехать со стройотрядом или на край света. Была романтика. Но я поехал не только как сознательный комсомолец, мне хотелось «жить по-настоящему». Да, в то время уже пал «железный занавес» и мы, молодежь, были в восторге от «их» песен, джинсов, причесок, карате. Все казалось таким романтичным, «стильным», как у нас тогда говорили. Купить можно было все, но для этого нужны были деньги. «Достать вещь» значит купить через кого-то дефицитную модную вещь.
Я с удивлением уже открыто рассматривала сидевшего рядом мужчину. «Зачем он мне все это рассказывает?!». Но то ли из вежливости, то ли от растерянности я не решалась встать и уйти.
«Я был в Сургуте, Ухте, Магадане. В общем поездил. Но больше всех мне понравился Норильск. Я полюбил этот холодный северный город. Там у меня была работа. Там я женился. Там родился мой первый ребенок. Там я был счастлив». Мужчина вдруг замолчал и стал почему-то разглядывать свои руки.
Нужно было что-то сказать, но мне не хотелось поддерживать разговор с незнакомцем. Вдруг он продолжил: «А теперь я здесь…Совсем один…Совсем…».
- А где же Ваши близкие? – не удержалась я.
- Дети уже взрослые. С женой мы развелись несколько лет назад, - вздохнул он.
- А родители?
- Папа умер летом от ковида, а мама все болеет после этого. Вот привез ее сюда на море, чтобы подлечилась.
- Ну, значит, не совсем один! На море отдохнете и друзей найдете! – почему-то стала я его подбадривать.
- Может быть…В принципе, если честно, я больше ради этого сюда приехал. Не думал, что пенсия – это так страшно. Понимаете, у меня была работа, друзья, праздники, семья, деньги…Любимый город…Теперь ничего нет! Ничего! – мужчина вдруг сделался эмоциональным и меня стало все это злить.
- Простите, но куда же все и сразу подевалось после выхода на пенсию? Например, «любимый город» куда делся?
- Я уехал двадцатилетним пацаном из маленького городка с населением всего в двадцать тысяч человек. Родители мои остались там. Почти каждый год я приезжал к ним в гости. В Норильске у меня была трехкомнатная квартира с модной мебелью и коврами. Почти в каждом дворе были детские и спортивные площадки, много магазинов, центров. Было много друзей. Была модная одежда. Были сбережения. Бесплатные путевки в Сочи. Все было! Я чувствовал себя «на высоте». Казалось, что после выхода на пенсию начнется сказочная жизнь «царя».
- И что же с царем случилось? – сыронизировала я.
- Сначала, - усмехнулся мужчина, - я почувствовал, что «здоровье уже не то». Нет, я не болел чем-то хроническим, но стал сильно уставать, появилась бессонница, раздражительность, появились какие-то странные мысли о жизни… - он почему-то опять замолчал, а потом также неожиданно продолжил.
- Жена начала сердиться. Дочь все это мало интересовало, и она не вникала во все эти «разборки взрослых». Она жила какой-то своей жизнью. Когда я понял, что хочу чего-то другого, другой жизни, оказалось, что «не имею никакого отношения к этой квартире». Да, я сам дал согласие не прописываться в квартире, сам подписал приватизацию на жену…В общем, мне было под сорок. Я был еще полон сил и решил не опускаться – оставил квартиру жене и дочери. Появился новый смысл в жизни - заработать свою жилплощадь. Стало как будто даже интереснее жить. Через пару лет я встретил женщину, которая стала моей женой. Моя дочь почему-то всю жизнь «на меня в обиде». Сначала обижалась, что мы с мамой ругаемся, потом, что разошлись, затем, что я женился. Именно поэтому мы много лет не общаемся. А потом круг повторился с точностью!
- В смысле? – уточнила я.
- У второй жены была дочь от первого брака. Чуть младше моей. Сначала у нас были хорошие отношения, мне даже казалось, что она привязалась ко мне. Потом начались обиды непонятно на что, потом ссоры с женой, потом дележ квартиры и…я на улице.
Нет, я не стал судиться. Я поехал к родителям на родину. Просто не думал, что одиночество так страшно.
- Простите, - не удержалась я, - какое же одиночество?! Есть мама, дочери, две жены, пусть и бывших! А друзья куда подевались?
- Понимаете, все остались в Норильске.
- Тогда зачем Вы приехали в этот «забытый Богом уголок»?
- Здесь мои родители. Также я думал, что накопил приличную сумму и смогу купить на нее многое, ведь мне всего пятьдесят пять. Я купил три квартиры, дом, хорошую машину…
Мужчина продолжал перечислять, а я с удивлением его рассматривала: «Что этот человек рассчитывал купить на «приличную сумму? Любовь, счастье, дружбу, старость в кругу друзей и близких? Три квартиры и дом в глубокой провинции? Зачем они нужны?!».
- А почему Вы не купили, например, квартиру в Москве? Вот уж точно не соскучились бы и друзей не стыдно пригласить в гости!
Мужчина удивленно посмотрел на меня.
- Так мне бы и денег не хватило, да, и здоровье…Да, и родители у меня здесь в провинции…
Было видно, что мужчина ищет-подбирает оправдания. А меня поразила «приличная сумма» за потраченную жизнь и здоровье.
- Раз уж мы с Вами так разоткровенничались, скажите, на Севере зарплаты намного больше, чем в Москве?
Мужчина задумался.
- На заводе «Норникель» от пятидесяти тысяч начинается и выше, с гордостью произнес он. Правда, цены в два-три раза в магазинах выше, да, и билеты на поезд дорогие. Вот, например, съездишь с семьей из четырех человек на курорт летом, почти двадцать тысяч билет стоит на одного, то есть на семью восемьдесят. Восемьдесят туда-восемьдесят обратно. Плюс отдых и все, что копил целый год – в Сочи оставил! А еще и родных надо съездить навестить…»
Иногда хочется сравнить человека со страусом: чуть какой-то шум и…голову в песок! Да, наверное, легче, ничего не считая, мечтать о хорошей жизни и «светлом будущем», гробя свое здоровье, верить, что «не напрасно». Накопить на три квартиры в глухомани и страдать, задаваясь вопросом: «Почему я совсем один?». Жизнь сложная штука, но почему бы не взять ее в свои руки? Почему не жить так, как хочется тебе?! Почему не жить там, где хочется тебе? Почему не жить с тем, с кем хочется тебе? Зачем одеваться в старые вещи, которые давно вышли из моды и потеряли цвет? В которых вы выглядите, если не смешно, то просто жалко и безлико!
Мы стали прощаться, а мужчина вдруг произнес:
- Выходите за меня замуж! У меня все есть! Правда! Нам будет веселее вдвоем, ведь Вы, похоже, тоже одни.
Я стояла и подбирала слова. Как объяснить ещё не старому человеку, что у меня есть цель в жизни, что в свои «под пятьдесят» я продолжаю учиться и «одиночество» - это возможность читать, изучать языки, путешествовать и писать, осваивать музыкальные инструменты и рисовать. Реализовать все, о чем мечтал, но не успел, зарабатывая «на жизнь» и растя детей.


Рецензии