Боголюбовский Володя

 

         "Родной куст и зайцу дорог",
         "Правда тяжелее золота, а всплывает"(русск. пог.)

         - А у вас двойник есть! Вернее – был. Мой дядька из Боголюбово! Просто одно лицо! – пристала я в автобусе к какому-то мужчине лет семидесяти.
         - Я тоже из Боголюбово! – охотно откликнулся он. Боголюбово – это большое село в сорока пяти километрах от Петропавловска-казахского. Мой отец и вся родня по отцу – оттуда. С мужчиной вышли из автобуса на одной остановке, и оказалось – живём по соседству, на одной улице, на разных сторонах. Я поинтересовалась, кто он такой и где работал? Оказалось – Владимир Гунченко, а работал на областной телестудии, ведущим специалистом по электронной технике.
         - Тогда я буду держать вас в поле зрения, ведь вы сможете мне помочь в случае нужды с компьютером! – и попросила его телефон. Он дал. У себя в записной книжке я записала "Володя боголюбовский". На этой почве мы дружили несколько лет, как земляки – иногда я звала его к себе, иногда сама к нему бегала с какой-нибудь флэшкой за советом. Он никогда не отказывал в помощи. Познакомила его со своей подругой Ниной, которой он тоже помогал с компьютером, а то, бывало, и на даче – вывезти урожай или устроить шашлыки.
            И вот на днях мы встретились с ним на автобусной остановке, поговорили. Он, как всегда, оживлённый, приветливый, полный планов... А через два дня мне сообщили, что он... умер.  Инсульт!
            Да, в последнее время на свадьбы не зовут, только на похороны, и часто... Мы с Ниной пришли в назначенное время – действительно, лежит... У своего подъезда, в последний раз... Людей много – бывшие коллеги, товарищи по гаражу, родные, сын Миша с женой – они живут в Омске. В последний путь проводить Володю мы с Ниной  тоже отправились. Оказалось, хоронить его будут около жены, в Кривозёрке – это километрах в пятнадцати от Петропавловска.
             Боголюбово, Кривозёрка, Полудино, Затон, Пресновка, Михайловка, Александровка, Ново-Павловка: все сёла вокруг Петропавловска - это бывшие казачьи станицы, из них родом и большинство  горожан. Ведь раньше все эти земли были сначала Тобольским краем, потом Омской губернией. Да, деды и бабки были землепашцами, а мы, их внуки, уже, можно сказать, и в деревне не бывали... Быстро меняется жизнь! Володя, деревенский мальчик,  овладел высокими технологиями, другие стали инженерами, врачами, учителями, я вот, можно сказать, писателем. А не будь Советской власти,  мы бы снопы вязали да коровам хвосты крутили...
            В общем, пока закапывали  Володю,  я походила по соседним могилам – всё русские фамилии, встречаются и знакомые. Многие, тоже горожане, захотели покоиться в родной деревенской земле, где появились на свет.
            Кривозёрка... Небольшое теперь село, с небольшим теперь кладбищем... А ведь оно старинное! И село, и кладбище должны бы быть огромными! Но заходят на не огороженное деревенское кладбище коровы, сшибают старые кресты с забытых могил,  время ровняет холмик, и на старые останки ложатся новые, и не в один слой...
            Однажды я приехала сюда из города, чтобы найти старушку Марью Дмитриевну, с которой познакомилась на базаре в Петропавловске, случайно. Она похвалилась, что её прапрадед ходил с Петром Первым на шведов, имел награды, которые она и хранит до сих пор. Старушку я нашла, награды она мне показала, 1720 года, с рельефом Петра, и хоть я предлагала ей немалые деньги, продать мне их отказалась. Того же мнения была и дочь её, взрослая женщина. "Ну хоть в музей сдайте!" - умоляла я их. «Сохраним для внуков» - твёрдо сказали они. Хотя я сомневаюсь, что внуки их могут назвать хотя бы время правления Петра Первого...

             Как же так получилось, что наши славянские предки освоили эти земли, ходили с русскими царями увеличивать границы Отечества, а последующие правители раздаривали земли налево и направо? И мы, потомки первопроходцев, считаемся сейчас казахстанцами, и не имеем вблизи города с русским названием ПЕТРОПАВЛОВСК ни одного казахского аула?


Рецензии