114-116. Когда душа возвратится в свой покой

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

"Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои."

Перевод первичного еврейского текста говорит несколько иначе: «Люблю я, когда слышит Господь голос мой, мольбу мою…».
Это значит ощущать Бога, прежде всего милость Его. Господь слышит его, то есть принимает его молитву, это передаётся Давидом через образ, в котором Всевышний приклоняет Своё ухо, чтобы услышать. Что такое человек, чтобы Бог так снисходил до него?! Только ради такого хочется полностью посвятить себя Богу и призывать лишь Его!

Это – состояние благоговения пред Богом. «И благоговение перед Господом есть начало мудрости, у тех, кто заповеди Его исполняет, разум верный» – уже воспел Давид в Пс 110:10.

"Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне."

«Я радуюсь» – начинается псалом. Но при этом Давид был в бедствии и страдании, в узах смерти и муках преисподней! Как же так?
Да, всё так, потому что упование на Господа воскрешает! Радость проистекает от осознания свойств и качеств Господа. Бог милостив, праведен и милосерд, Он хранит и спасает простодушных.

Теснота и скорбь – это то, от чего человек отталкивается, выходит из-под диктата мира сего; безысходность – повод, усиливающий молитвенную просьбу и ободряющий веру. На такую «правильную просьбу» является действенная помощь свыше – Давид это познал на собственном опыте.

Если изначально нацелил себя лишь на то, что всё происходящее в мире исходит из высшей силы, а все, что я чувствую, исходит от меня, то любое страдание – это сигнал, что необходимо себя исправить. И ты должен благодарить за такие состояния, ведь если исправишь их, то придёшь к духовной жизни, то есть к вечности.

"Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
Буду ходить перед лицом Господним на земле живых."

Волнение души, её тоска заканчивается, как только через дух в душе открывается Творец в своей благости. Бог услышал Давида и избавил его. Теперь Он будет «ходить перед лицом Господним в стране живых» – то есть в постоянном ощущении Творца и в духе.

Покой души наступает с раскрытием Творца – с началом ощущения Его присутствия, понимания Его с внимания Ему. Успокойся в Боге. Возвратись в Него, как в свой покой, ибо нет в мире покоя, – он может быть лишь в Нём.
Наверное, не существует более подходящих слов, которые можно было бы произнести, закрывая глаза перед ночным сном или в смертный час, чем эти: «Возвратись, душа моя, в покой твой!»

Так же потом призовёт нас Христос: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28).
Покой – это избавление души от духовной смерти и вечной муки.

«Буду ходить пред лицом Господним на земле живых» означает посвящение своей жизни Богу, земля живых – это земля милости, земля огромных возможностей, которую следует использовать. В Иез 26:20 землей живых был назван Ханаан, в котором всегда можно видеть пред собою Господа – это земля, данная Творцом специально для духовного исправления.

Самый духовно высокий смысл земли – это место, в котором происходит связь материальных ветвей с духовным корнем. Но происходит только в том случае, если мы соответствуем этой земле в духовном смысле (духовно живые) и становимся достойны её согласно своему исправлению.

Давид показывает, с какими благоговейными чувствами должны возноситься наши души к Богу – любя, призывая Его, покоясь в Нём и ходя пред Ним. Подобные «дыхания души» и есть её сЧАСТЬе.

"Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен.
Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.
Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?
Чашу спасения прииму и имя Господне призову.
Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его."

«Веровал я, когда говорил, измучен был я очень, сказал я в поспешности своей: все люди лживы» – так свидетельствует прямой перевод еврейского первоисточника.

В 115 псалме продолжается молитва, начатая в предыдущем.
Вера не оставила Давида даже в момент осознания им зла – в момент истины, самой серьёзной переоценки земной юдоли с высоты духовного видения.

Глубокой вере в Господа сопутствует сокрушенность сердца. «Между строк» здесь читается, что автор псалма осознал: в бедственных обстоятельствах лишь сердечная молитва к Богу может принести помощь и ощутимое облегчение.

Далее псалмопевец восклицает: «Что воздам Господу за все благодеяния Его?». В этом вопросе – наивысший элемент поклонения: в любящем Бога живёт и рвётся наружу желание ответить на Его благодать.

Самый первый отклик – принять чашу спасения и призвать имя Господне. Принять чашу спасения значит возблагодарить Господа за то, что Он нас спас. Призвать имя Господне – значит осознать величие Его спасения и выразить преданность Ему.
Это нужно не Господу – это естественное звучание голоса растущего духа, которое само по себе, по силе своей, вызывает дальнейшее возвышение и рост.

В прямой связи с чашей спасения стоит готовность Давида принять на себя перед всем народом Божиим обеты Господу. Они служат духовному укреплению тех, кто их произносит и тех, кто услышит их, потому что питаются от Духа и Его силой действуют.

"Дорога в очах Господних смерть святых Его!
О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.
Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.
Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его,
во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуия."

Большинство толкователей считают: признавая себя рабом Господним и сыном рабы Его, узы которого Он разрешил, избавив от опасности, Давид тем самым относит себя к числу святых Его. Смерть таковых дорога в очах Господних, и он провозглашает, что без существенной на то причины Господь не даст умереть избранным Своим.

Однако, если понимать избавление от смерти не тела, а духа, спасение от духовной смерти, то узы означают свойства, которые нельзя исправить без участия Творца. Они не дадут возвыситься до святости.

Воздать обеты пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди Иерусалима – это значит перед святилищем Господа возвысить получаемое от Него побуждение до непоколебимого устремления исправления своих ущербных свойств, вплоть до святости! Приблизиться к Творцу по своим свойствам, войти в Его присутствие – в Его духовное пространство, где постоянно ощущать Его величие и благость.

Он Бог безграничной милости и непоколебимой верности, и ощутивший это входит в Его присутствие с благодарностью. Ему не хватает лишь одного: принести жертву хвалы и призывать имя Господне – и ничего больше, в этом высшая радость как лучшее вознаграждение.

Духовный смысл послания Давида – в описании духовных состояний: когда Израиль (означающий «идущие прямо к Творцу») достигает направленного к Творцу желания (послушания Господу), он переходит в состояние «совершенный город», «ира шлема» или Иерусалим. Все эти состояния достигаются только из объединения, когда выстраиваются такие отношения, которые и называются «совершенный город», то есть место соединения между нами и высшей системой – Творцом. Иерусалим в духовном понимании – это символ объединения.

Другими словами, только через объединение против эгоизма люди раскрывают в своём сердце более высокую духовную ступень – Иерусалим.

"Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;
ибо велика милость Его к нам, и истина Господня — вовек. Аллилуия."

Призыв послания Давида весьма широк: ко всем народам и племенам – хвалить и прославлять Господа за великую милость Его и истину Его, которые вовек.

Это – именно духовное проявление, а не чувствоизъявление одного народа, пусть даже избранного. Замысел творения также не для одного народа, и основания радости и благодарности должны быть у всех, и в них должны ОБЪЕДИНЯТЬСЯ все народы, все племена. У всех – один Творец.

А прославить Бога всем народам в духовном смысле означает включить в исправление Духом Святым все свойства, которые не могли быть исправлены только Обетованием и Законом.

Этот 116 псалом краток, но не поэтому он поётся чаще всех других. В этом кратком псалме содержится суть Евангелия. Он понятен и отраден всем, кто из язычников, а таковых – большинство.

Апостол Павел указал смысл этого псалма в своём послании к Римлянам (15:11): Христос пришёл не для того, чтобы подтвердить заветы и обеты с патриархами, но чтобы всех спасти в истине милостью Своей и любовью Своей.
Однако Евангелие стало камнем преткновения для иудеев несмотря на то, что они сами вместе с Давидом пели: «Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена». На протяжении многих веков лишь в Иуде был известен Бог и прославлялось Его имя.
Но Евангелие Христа должно было быть проповедано всем народам, так как благодаря Христу пала разделяющая стена: те, которые были дальними, стали близкими, которые были последними, стали первыми (Мф 19:30)!
Сокрытое в пророчестве на многие века было явлено и свершилось, и язычники стали сонаследниками (Еф 3:3-6).

Благая весть Евангелия, разосланная всем народам, даёт им основание прославить Бога; а сила евангельской благодати трансформирует и расширит сердца, чтобы прославить Его. Особое благоволение испытывают те, кого Бог пригласил Своим словом и склонил Своим Духом прославить Его, и таким образом они стали Его славой и хвалой (Иер 13:11, Откр 7:9-10).

Именно в Евангелии такие атрибуты Бога, как милость и истина, сияют ярче всего, и этот псалом пророчески указывает именно на них, как на две великие истины, за которые язычники должны славить Бога, – за истину Божью и милость (Рим 15:8-9).

Нам в наше время уже представлено огромное пространство, занимаемое евангельской Церковью. Оно наполняется светом Творца несмотря на нападки тьмы.


Рецензии