3. 3. 10 Высшие Аспекты Верховных религий
(стр. 155) «Изложение структуры Шаданакара достигло наконец той грандиозной сакуалы, которую мне приходится обозначить такими мучительно громоздкими определениями, как миры того, что можно было бы назвать Высшими Аспектами верховных религий. Их чистейшими трансмифами.
Много лет назад, задолго до Отечественной войны, когда я был ещё молод, мне явился непонятный, прекрасный и неотступно-настойчевый образ: как бы видимая из безконечного отдаления голубоватая пирамида из хрусталя, сквозь которую просвечивает солнце. Я чувствовал огромность его значения, волны благодати, силы и красоты, изливаемые этим светящемся средоточием, но понять смысл этого образа не мог. Позднее я думал, что это преломленный моим ограниченным человеческим сознанием отблеск Мировой Сальватэрры. Детская мысль! Тот, чьей души коснётся отблеск Мировой Сальватэрры, становится праведником и пророком. И уж конечно, её отблеск лишён всякого подобия чему бы то ни было земному.
Лишь много лет спустя и, в сущности, совсем недавно уяснилось мне, что эта пирамида – не одинока, что с нею как бы согласованы другие, и всего их пять, а шестой в Шандакаре никогда не будет. Но голубая действительно одна: остальные – других цветов, и невозможно сказать, которая прекрасней».
Цвет означает частоту вибраций?
«О, конечно, трансмифы «в себе» трансцендентны для нас; возможно, что «в себе» они не имеют сходства ни с какими геометрическими формами. Но моего сознания они коснулись именно как исполинские хрустальные пирамиды, и, по-видимому, в наличии именно таких образов есть глубокий смысл».
Не означает ли это, что другой человек может воспринимать их в другом образе?
«Позднее меня поразило другое: что одна из пирамид, меньших размеров, но удивительной, какой-то нездешней белизны, есть наивысший трансмиф религии, которую я лично никогда бы не мог отнести к числу мировых или верховных: трансмиф зороастризма. Недоумение это до сих пор не рассеяно. Я до сих пор не могу уяснить, каким образом эта локальная религия, исторически давно угасшая в Энрофе и, как мне кажется, не столь уж богатая мифологией, оказывается отражением такой колоссальной и только ею исповедуемой реальности. Называется этот мир Азур.
Другая пирамида, тоже небольших сравнительно масштабов, но золотая, мне понятнее. Это – наивысший аспект иудейства, тот аспект, который оставляет далеко внизу антихристианскую непримиримость своего земного двойника, тусклого и мутного. Этот золотой мир небесной славы, который сквозил в видениях великих мистиков Каббалы, в прозрениях пророков и для которого кропотливая пряжа Талмуда – как пыль долин для владык горных высот. Имя золотой пирамиды – Аз.
Исполинская пирамида, цвет которой напоминает наш сиреневый – наивысший аспект индуистского трансмифа. Сложный этот мир слоится, и внешний из его слоёв – конечная цель Веданты и Йоги, высший слой Синклита Индии, намёк на который мы нашли бы в индийской философии под именем Нируддхи. О другом слое – Эройе – и ещё об одном, имя которого я не имею права произносить, могу сказать только, что хотя в этих мирах обитают также и те, кто был когда-то людьми, но они здесь скорее гости. Последний из слоёв сиреневой пирамиды – Шатриттва, обиталище многих иерархий индуистского пантеона. Но говорить о точном соответствии образов этого пантеона иерархиям трансмифа можно только отчасти, в отдельных случаях. Под одним и тем же именем Кали-Дурги, например, в Энрофе почитаются инстанции совершенно различных высот, масштабов, ступеней космической иерархии: «Всенародной Афродиты» Индии до Приснодевы – Матери Вселенной».
Почему мифы? Миф – это не истина, а путь к ней, а путей может быть несколько.
«Не менее велика и зеленная пирамида – состоящий из двух слоёв, мир наивысшего аспекта буддизма. Распространено заблуждение о том, что будто бы буддизм, по крайне мере южный, атеистичен. В действительности на высших ступенях Хинаяны, как и джайнизма, никакого атеизма, конечно нет. Но, начиная с Гаутамы и Махавиры, мыслители и проповедники считали, что для масс лучше подчеркивать несущественность вопроса о Боге в деле духовного спасения, чтобы на Бога не перекладывались те усилия, к которым обязан сам человек. Да и как иначе могли бы осмыслит о Боге те, чья Нирвана – первый из двух слоёв великой зелёной пирамиды? Второй же слой принадлежит дхиани-бодхисаттвам, иерархиям, осуществляющим водительство людьми буддийских метакультур. С предельной серьёзностью следует относиться к утверждению духовных пастырей Тибета о том, что большинство далай-лам – перевоплощения дхиан-бодхисатвы Авалокитешвары. Буквальное понимание этого утверждения показало бы, что ясность нашего сознания ещё не превысила той ясности, которая достижима в определённых конфессиональных рамках; но если бы мы поняли, что тезис о перевоплощении Авалокитешвары в преемственном ряду далай-лам есть подогнанная под уровень народного понимания форма намёка на факт инспирации большинства далай-лам этой великой иерархией – мы были бы недалеко от истины. Предпоследний из тибетских далай-лам был инспирирован не вполне, а ныне правящий – не что иное, как подмена; отсюда и его поведение.
Голубая же пирамида, манящая меня двадцать лет, - Небесный Иерусалим – высший трансмиф христианства. Это – то, что стоит за такими утверждениями христианского учения, которые общи и для католиков, и для православных, и для лютеранина, и для абиссинца, и для будущих последователей Розы Мира. «Утверждения», - сказал я, но это не точно; потому что это единое для всех, общее для всех почти невозможно выразить в словесных формулах. Небесный Иерусалим – высший слой Синклитов христианских метакультур: и всё же это ещё не Церковь. Церковь – это высшие миры Шанданакара. И прежде, чем приблизить к ним это изложение, придётся обратиться вспять, глубоко вниз, в огонь и мрак, ибо без понимания устрашающих и грозных в своём могуществе демонических сакуал нельзя правильно приблизиться мыслью так же и к высшим слоям Шаданакара.
Метакультуры – внутренние сакуалы Шаданакара, представляющие собой как бы сегментарные членения некоторых его нижних слоёв. Метакультуры состоят из разного числа слоёв, однако каждая из них обладает непременно тремя: физическим – местом обитания в Энрофе, соответствующего сверхнарода, творящего свою культуру; затомисом – небесною страною просветлённых душ этого народа и шрастром – демоническим исподним миром, противопоставляемым затомису. Кроме этого, все метакультуры включают то или иное число слоёв Возмездия. Характер этих миров в каждой из метакультур варьируется в зависимости от хода метаисторических процессов.
Метаистория – 1) ныне находящаяся вне поля зрения науки и вне её методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывают в других видах пространства и в других потоках времени, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история; 2) религиозное учение об этих процессах.
Свидетельство о публикации №221121400332