Сказ 30. В тихом омуте...

Сказ 30. В тихом омуте...

Хроники Погребка.

    Редко на перекрестках судьбы вместе сходятся отвага, удальство безудержное и умение воинское. Но коли уж встретятся и союз заключат - рождается на свет существо вольное, дерзкое, да такое отчаянное, что  и вражьи полчища ему одному нипочем...

      Странная незнакомка сверкнула на кота глазами, но соизволила ответить.
     - Мир по дороге, незнакомцы! По какой причине домового из дома вынесло, и котов с таким длинным языком не видывала еще.
     - Мы тебе девица обозначились чин-чином, уж будь ласкова имячко свое назвать,- вежливо попросил Епифан.
     - Ярогнева,- неохотно  представилась она.
     - Вот уж родители удружили доченьке, долго, видать, имячко выдумывали,- насмешливо фыркнул Котя Андреич., - Где это видано, чтоб дитё так называли?
   
     Испуганный Фаня попытался прикрыть собой невежливого кота, но русалка почему- то не обиделась.
     - Это имя не мое урожденное,  матушка с тятей Нечаянкой назвали,- неожиданно мирно пояснила она.- Так откуда будете, пришлецы?
     - Мы то местные жители,- Домовой упорно не понимал, почему их считают чужаками.- А вот тебя что-то не замечали.
     - Я постоянно здесь проживаю,- упорствовала Ярогнева,- на верхнем берегу за яром деревня моя.
    Внезапно Котю Андреича осенило.
    - Вон оно что!- ахнул кот и торопливо зашептал Домовому,- Видать из-за камня волшебного, что ты мне насильно в лапы сунул - не только пространство сдвинулось, но и время. Перед нами, Фаня, - исторический экспонат, живший здесь давным-давно. Ярогнева  в прах должна была столетий пять назад еще рассыпаться, так нет же! Вот оно наше обычное счастье - сидит тут живехонька-здоровехонька, хвост распустила!
     - О чем вы там шепчетесь? Никак лихое задумали? - подозрительно вопросил исторический артефакт и потянулся за мечом.
    
     - Ярогнева, голубушка,- торопливо зачастил Епифан,- Ты оглядись, милая, все ли на месте во владении твоем? Где яр, о котором ты говоришь? Глянь - берега реки ровные, никакого яра не наблюдается.
     Девушка огляделась и ошеломленно, совершенно по- девчоночьи ойкнула.
    - А где?- пролепетала она,- Где всё? Яр? Деревня наша? Что сотворили, Чернобоговы дети?!- накинулась она на друзей - Отвечайте - какой морок-причес навели?
    - Морока нет, все на положенном месте,- попытался пояснить Котя,- А то, о чем рассказываешь, происходило давно, в прошлом. У нас из-за камня волшебного сотворилась неразбериха, поэтому ты здесь оказалась.
    - Вот оно что,- процедила русалка, - значит без черной волшбы не обошлось. То-то я гляжу - в моем омуте  другое устроение. Вместо нормального дома - то ли корзина перевернутая, то ли шалаш, а там спит убогий какой то. В драку еще полез...без меча то...
    - Так это наш Водяной,- обрадовался Котя,- Отсыпался как всегда, а ты бедолагу растревожила. А где он, кстати? Неужели ты его?..
   
    - Буду я неоружного , слабосильного мужичонка трогать, как же?- обиделась Ярогнева,- Слегка поучила уму-разуму, да отправила соседний брод осмотреть, чтоб без дела не болтался, да проветрился. Хотя,- девушка улыбнулась,- может и зарубила бы, да напомнил он мне человека одного, к которому давно сердце припало.
    Домовой торопливо растегнул суму , достал баклажку с медовухой, предусмотрительно захваченной у Шиши Еловича и ароматную краюху черного хлеба.
    - День долгий у нас намечается,- протянул он угощение воительнице,- Поэтому  предлагаю сесть рядком, поговорить ладком, преломить хлеб да пригубить доброе питье.
    Ярогнева кивнула и задумчиво отхлебнула из баклаги,- Епифан тут же протянул ей хлеб.
    - А законы прежние в здешних местах остались,- одобрительно заметила девушка,- Кто хлеб вместе преломит, да питье пригубит - никогда врагами не станут, подлости друг другу не учинят.
   Баклага и хлеб торжественно пошли по кругу. Друзья неторопливо ели и пили, внимательно приглядываясь друг к другу.

    -А теперь, - попросил Котя Андреич,- когда трапеза была закончена,- сейчас, когда мы , может не друзья еще, но и не враги,  расскажи нам все с самого начала, Ярогнева, а потом решим всем миром как с этим жить.
    Девушка кивнула и принялась расказывать.
    - Родилась я тогда, когда мамонька моя уже и не чаяла изведать счастливого материнства и роздала женские обереги да наряды старшим дочкам. А я появилась подарком судьбы, счастьем нечаяным. Вот Нечаянкой и назвал меня батюшка, чуть ум не обронивший тогда от радости.
     И росла я в ласке, да в холе и воли меня ни в чем не лишали, хотя зря, наверное, не лишали. Не было во всей деревни девки веселее да краше меня. И в купальском кругу, и за прялкой, и у печи- матушки - везде первая мастерица. Отец с мамонькой наглядется на меня не могли, пылинки сдували. Никто дерзости да вольности мои не укрощал...
     Ярогнева опустила голову и задумалась.
     - А еще,- продолжала она,- очень уж я воду любила,- если парилась-  до чертовой смены, до ясна месяца, чтобы стекла в баньке звенели и баеник вздрагивал,  а если в речке купаться - то  вовсе удержу нет. Вода и довела меня бестолковую до беды большой.
   
      Та зима снежная выдалась, а когда солнышко вешнее припекло -  снег реку напоил допьяна. Хмельная вода весенняя - буйная, дубы из земли выворачивает, да знай играется с ними. Но что значит опасность и страх для девки, которая уверена, что не умрёт никогда? Поспорила я с робятами, что реку в половодье переплыву. Они побились об заклад, потом сами напужались и отговаривать начали. Но разве меня удержишь? Недолго думая, в одной рубашонке бросилась в воду, поплыла рыбкой-щучкой - только коса по воде стелется. Поначалу легко было, гордилась собой... Даже не поняла, что тонуть начала, когда ноги свело, когда дыхание перехватило - не верила, удивлялась только.
   
    Потом стон душевный, темнота смертная...Очнулась уже такой.
    - Русалкой?- осторожно спросил Котя.
   Ярогнева протестующе тряхнула головой - Не русалка, нет... Русалками девки глупые становятся, которы от несчастной любви, али от жениха постылого сами в воду сиганули. Проку от них никакого, токмо шалости, слезы да озорство. Я стала Бродницей.
    - Погоди!- встрепенулся Домовой,- Бродницы... Мне бабушка сказывала. Бродницы - речные девы- воительницы.
    - Да!- глаза девушки гордо блеснули,- Мы броды от лихих людей защищаем, чтоб не смели реки переходить, да земли русские зорить. Помогаем также тем, кто в реке безвинно тонет. Случается, что воинам раненым подсобляем, потому что сведущи в целительском искусстве.
      
      Кот восхищенно присвистнул.
      -Ты говорила, что наш Водяной тебе с кем-то схожим показался,- тихонько напомнил Епифан,- расскажи...
     - Бой тогда тяжкий на реке шел,- принялась вспоминать бродница. Силе вражеской несть числа было. На вороных конях, в латы закованные, а сзади на седлах крылья черные, чтоб страху напустить. Только неведом страх людям русским, хоть невелика дружина , сдерживали они нечисть поганую. И я подсобляла как могла... Меня видеть не каждый может, а кто видел - ужасался или гордился силой неистовой водяной  богатырши. Удержали мы ворогов, а река их черную кровь смыла. Удержали, но и дружина наша почитай вся полегла в бою этом страшном. Князя я из реки вытянула, раны его перевила, руду-кровь заговорила. А он молчал, только смотрел... А глаза у него- омуты синие, прилука девичья,- Ярогнева вздохнула, - Имя свое сказал. Милодаром назвался. А потом - откуда не возьмись ворог на черном коне. Видать от отряда своего отстал. Меч выхватил... Я оружия своего достать не поспела, смогла только князя собой заслонить.
Потом темнота, вихрь неведомый - и здесь очутилась.
   
     Вначале думала - попритчилось, потом Водяного вашего встретила. И до чего ж он на князя Милодара похож, и лицом, и сложением, а особо очами  погибельными...
    - На кого я похож?- раздался веселый голос и в воде блеснули  синие глаза давнего знакомца.
    - Водяной!Как же я рад тебя видеть!-  воскликнул Котя Андреич.


Рецензии
Ярогнева - интересный образ. Не часто в современных сказках и фэнтези вспоминают о бродницах. Хотя всякий, кто знаком с летописями, хорошо знает - броды в междоусобицах русских князей играли важную роль. Тот, кто успел перехватить броды, часто имел преимущество перед противником. И во время бегства после поражения много воинов тонуло в реках, особенно в половодье.

Константин Рыжов   01.01.2022 08:36     Заявить о нарушении
Доброе утро! Но бродница вовсе не последний странный персонаж, явившийся в результате волшебной неразберихи.. Спасибо!

Валентина Пескова   01.01.2022 08:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.