Экуменизм, антиэкуменизм и полупустой стакан
Экуменизм и антиэкуменизм - это как история о наполовину полном стакане и наполовину пустом. Экуменизм делает акцент на первом, и принимает наполненную половину за целое, антиэкуменизм - принимает половинчатую пустоту за полную (кстати говоря, экуменизм, уничтожая грань между ортодоксией и ересью (раз везде можно спастись), уничтожает и само понятие «ереси», предполагая, что есть просто разные сорта ортодоксии, несмотря на все расхождения; при этом не понимают, что если все – ортодоксия, то в каком-то смысле тогда и все – ересь; ведь что это за ортодоксия, так сильно различающаяся внутри самой себя? ортодоксия, так сильно отклоняющаяся от самой себя – это ересь! антиэкуменизм, объявляя всех неправославных жителями ада, уничтожает различия между инославием, иноверием, атеизмом, язычеством, или даже сатанизмом – ведь все равно они все осуждены на адские муки, и тогда тоже нет ереси, потому что в адской бездне тонут все различия, - что ересь, что иноверие, что сатанизм). Однако на самом деле "стакан инославия" одновременно и полупустой, и полуполный. И тогда возникает тяжелый вопрос: говоря схоластическим языком, различие между православием и инославием - это различие в субстанции или в акциденциях? И, кажется, что ответ тут не будет однозначным. Например, в триадологии и христологии различия между православными, католиками и протестантами все же представляются больше различиями в частностях, чем в сути. А вот в сотериологии, - различия между православными и протестантами больше походят на различия в субстанции. Иными словами, для экуменистов расхождения христиан - как разные сорта колбасы, которые все могут быть одинаково вкусны и полезны. Для антиэкуменистов - это как разница между воздухом и металлом, или между здоровой пищей и отравленной. Но нередко кажется, что и экуменисты, и антиэкуменисты словно подзабыли, что спасение - это таинство. А таинство это мистика, где горизонт непостижимости всегда присутствует.
Экуменисты точно знают, что все и везде спасутся (ну или все хорошие). Антиэкуменисты точно знают, что все неправославные будут в аду (примерно как баптисты точно знают, что они все будут в раю). И вот ведь проблема: что о спасении человека можно знать точно? Православные верят в спасающую силу Церкви (получаемую ею от Христа), - т.е. можно знать, где истинная Церковь. Но если умер православный человек: всегда ли мы можем точно узнать, где окажется его душа после смерти? И где она будет после Страшного Суда? В подавляющем большинстве случаев - нет. Если только речь не идет о чудесах святых, которые, как полагают, доказывают, что святые находятся в раю. Наверно, можно утверждать относительно отъявленных злодеев, - что они, видимо, оказались в аду. Однако и святых, и суперзлодеев - очень мало. Куда попадают остальные - от нас скрыто. Тогда почему эту непостижимость спасения или проклятия мы не распространяем на всех людей вообще, и заменяем ее рациональным позитивизмом уверенности, что вот эти - точно в раю, а вот эти - точно в аду, охватывая при этом чуть ли не все человечество?
Свидетельство о публикации №221121400609