Формула любви

 - Хочешь большой, но чистой любви?
 - Да кто ж ее не хочет?
 - Тогда приходи как стемнеет на сеновал.

Это диалог из фильма с многозначным названием «Формула любви».

Действительно, кому не хочется «большой и чистой»? Герой фильма авантюрист, мистик и алхимик граф Калиостро девушку имеет, даже волен делать с ней, что хочет. Но хочет любви, Мария Ивановна же ничего кроме страха к Калиостро не испытывает.

И жизненный опыт у мужчины вроде бы должен быть, ему более 2000 лет. «Родился я в Месопотамии, - объясняет он, - 2 125 лет назад». И вот на старости лет захотелось этой «большой, но чистой» любви. Зарылся в разновеликих колбах и хочет найти формулу любви, чтоб осчастливить себя, Марию Ивановну и всех остальных на этом свете.

 - Люди перестанут страдать и будут счастливы.
 - Все?
 - Все. Поголовно.
 - А если кто-то не захочет жить счастливым?
 - Тогда он умрет. Все желания должны исполняться.

Круто заявлено! Поскольку антуражем диалога являются колбы и пробирки, то неплохо бы изобрести зелье. Подлил жене (мужу) в чай, кофе, коньяк, и все — ты счастлив, обладатель чьго-то сердца!

Заглянем в другое художественное произведение — комедию «Сон в летнюю ночь» Вильяма Шекспира. Царская чета  фей и эльфов, Оберон и Титания — поссорились. «Богатые тоже плачут»!?

Оберон просит беспечного эльфа Пэта смазать  соком волшебного цветка веки Титании, когда она будет спать. Проснувшись, она влюбится без памяти в первого, кого увидит. Конечно, этим первым будет он, и непокорная жена встанет перед ним на колени.

Но ведь мы-то знаем, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Пэт, развлекаясь, заколдовал еще ремесленника Ткача, самодеятельного артиста, заменив его голову на ослиную. Титания, проснувшись, первым увидела осла, а дальше, вы сами понимаете...

Но волшебная ночь прошла, ремесленник Ткач снова стал человеком, а Титания вернулась к мужу, умудренная новым житейским опытом.

Вывод: с любовным зельем может быть осечка.

Обратимся к науке. Повергнем алгеброй гармонию. Возможно, она поможет найти эту желанную всеми формулу любви.

«Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный
Предаться неге творческой мечты» - говорит Сальери.

(А.С. Пушкин. Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери)
 
Не получилось: Сальери остался в истории педагогом, прекрасным, но педагогом музыки. Хотя бы не убийцей на самом деле. А Моцарт без алгебры Моцартом (!).

Остановимся еще ненадолго на музыке! Чем не секрет для женского сердца?!

Одной любви музыка уступает,
Но и любовь мелодия»

(А.С. Пушкин. Маленькие трагедии. Каменный гость)

О, нет! Что сделал Каменный гость с Дон Жуаном, мы тоже знаем.

Остается мистика. Ведь сценаристы фильма «Формула любви» оттолкнулись от повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» («Лунная сырость» в начальном названии»)

Помещик Смоленского уезда Алексей Алексеевич без памяти  влюбился в Прасковью Павловну Тулупову.  «Дивной красоты лицо , гладко причесанные пудренные волосы, высокие дуги бровей, маленький и страстный рот с приподнятыми уголками и светлое платье, открывавшее до половины девственную грудь».

Проблема только одна — Прасковья Тулупова изображение на портрете. Графа Феникса (Калиостро) занесла в глубинку России необходимость как-то оживить сей предмет нескончаемой любви. Понятно, что случится такое может только в грозу с проливным дождем.

Ясно, что по закону жанра Калиостро появился не один, а с прекрасной, умной и несчастной женщиной по имени Мария. Его женой.

В отличие от фильма Калиостро действительно удалось с помощью мистических заклинаний материализовать Прасковью Тулупову. «Алексей Алексеевич, как во сне, подошел к портрету.  Из него быстро высунулась маленькая,  голая до локтя рука Прасковьи Павловны и сжала его руку холодными сухими пальчиками. Он отшатнулся,  и она,  увлекаемая им, отделилась от полотна и спрыгнула на ковер».

« Он сжал ее со всей силой и поцеловал в прохладные губы, и они ответили на поцелуй с такой неожиданной и торопливой жадностью, что он сейчас же откинулся: омерзением,  гадливостью, страхом стиснуло его горло».

Как видим, «большой и чистой» любви опять не получилось. Алексей Алексеевич сжег портрет вместе с библиотекой, в которой он так долго висел.

Фильм «Формула любви» вышел на экраны в 1984 году. Фильм замечательный!
Видела его много раз, и каждый раз как в первый. Про всех участников мне хочется сказать «сам» («Сама»).

Режиссер Сам Марк Захаров!
Сценарист Сам Григорий Горин!
Среди актеров:
Сама Татьяна Ивановна Пельтцер!
Сам Леонид Броневой!
Сам Семен Фарада!
И сам Александр Абдулов!!!  Думаю даже, что это лучшая его роль. Во всяком случае, самая экстравагантная из его ролей.
Прекрасно сыграны и другие роли.

А главная особенность фильма — Сама Ирония! Разговоры за столом, реплики Леонида Броневого и Тамары Пельтцер и «Уно! Уно!», песня, ставшая лейтмотивом всей этой ироничной истории с материализацией старой садовой статуи.

Придумали песню Юрий Ким и Геннадий Гладков по набросанным учительницей итальянского языка нескольким  словам и словосочетаниям. Рифмованный текст получился примерно такой.

Море. Красивая девушка.
Какая красивая песня!
Знай, что я тебя люблю, люблю всегда.

Девушка. Красивое море!
Верить. Петь.
Дай мне момент,
Который мне нравится больше всего.

Одино, одино, один момент
Одина, одина, одина, одно чувство
Одино, одино, один комплимент,
И проклятье, проклятье, проклятье.

В устах Абдулова (Жакоба) она прозвучала так. «Эта песня о бедном рыбаке, который поплыл из Неаполя в бурное море. А его бедная девушка ждала на берегу. Ждала, ждала, пока не дождалась. Тогда сбросила с себя последнюю одежду и тоже бросилась в бурное море. И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли».

В общем, всем желаю «большой и чистой любви» и возможности видеть такие прекрасные фильмы, как «Формула любви».

На фото: Александр Абдулов в образе Жакоба в фильме Марка Захарова "Формула любви" и обложка сборника Алексея Толстого "Граф Калиостро"(исполнитель роли Калиостро Нодар Мгалоблишвили).


Рецензии
Жаль, что неизвестны формула любви, средство Макропулоса, рецепты от ревности. А, может, наоборот, если б все это было, мы превратились бы в роботов, не испытывающих горе и радость, без слез и чувства счастья только от того, что он (она) просто посмотрела, оглянулась?

Мария Явич   23.02.2022 09:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.