Формула любви
- Да кто ж ее не хочет?
- Тогда приходи как стемнеет на сеновал.
Это диалог из фильма с многозначным названием «Формула любви».
Действительно, кому не хочется «большой и чистой»? Герой фильма авантюрист, мистик и алхимик граф Калиостро девушку имеет, даже волен делать с ней, что хочет. Но хочет любви, Мария Ивановна же ничего кроме страха к Калиостро не испытывает.
И жизненный опыт у мужчины вроде бы должен быть, ему более 2000 лет. «Родился я в Месопотамии, - объясняет он, - 2 125 лет назад». И вот на старости лет захотелось этой «большой, но чистой» любви. Зарылся в разновеликих колбах и хочет найти формулу любви, чтоб осчастливить себя, Марию Ивановну и всех остальных на этом свете.
- Люди перестанут страдать и будут счастливы.
- Все?
- Все. Поголовно.
- А если кто-то не захочет жить счастливым?
- Тогда он умрет. Все желания должны исполняться.
Круто заявлено! Поскольку антуражем диалога являются колбы и пробирки, то неплохо бы изобрести зелье. Подлил жене (мужу) в чай, кофе, коньяк, и все — ты счастлив, обладатель чьго-то сердца!
Заглянем в другое художественное произведение — комедию «Сон в летнюю ночь» Вильяма Шекспира. Царская чета фей и эльфов, Оберон и Титания — поссорились. «Богатые тоже плачут»!?
Оберон просит беспечного эльфа Пэта смазать соком волшебного цветка веки Титании, когда она будет спать. Проснувшись, она влюбится без памяти в первого, кого увидит. Конечно, этим первым будет он, и непокорная жена встанет перед ним на колени.
Но ведь мы-то знаем, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Пэт, развлекаясь, заколдовал еще ремесленника Ткача, самодеятельного артиста, заменив его голову на ослиную. Титания, проснувшись, первым увидела осла, а дальше, вы сами понимаете...
Но волшебная ночь прошла, ремесленник Ткач снова стал человеком, а Титания вернулась к мужу, умудренная новым житейским опытом.
Вывод: с любовным зельем может быть осечка.
Обратимся к науке. Повергнем алгеброй гармонию. Возможно, она поможет найти эту желанную всеми формулу любви.
«Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный
Предаться неге творческой мечты» - говорит Сальери.
(А.С. Пушкин. Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери)
Не получилось: Сальери остался в истории педагогом, прекрасным, но педагогом музыки. Хотя бы не убийцей на самом деле. А Моцарт без алгебры Моцартом (!).
Остановимся еще ненадолго на музыке! Чем не секрет для женского сердца?!
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь мелодия»
(А.С. Пушкин. Маленькие трагедии. Каменный гость)
О, нет! Что сделал Каменный гость с Дон Жуаном, мы тоже знаем.
Остается мистика. Ведь сценаристы фильма «Формула любви» оттолкнулись от повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» («Лунная сырость» в начальном названии»)
Помещик Смоленского уезда Алексей Алексеевич без памяти влюбился в Прасковью Павловну Тулупову. «Дивной красоты лицо , гладко причесанные пудренные волосы, высокие дуги бровей, маленький и страстный рот с приподнятыми уголками и светлое платье, открывавшее до половины девственную грудь».
Проблема только одна — Прасковья Тулупова изображение на портрете. Графа Феникса (Калиостро) занесла в глубинку России необходимость как-то оживить сей предмет нескончаемой любви. Понятно, что случится такое может только в грозу с проливным дождем.
Ясно, что по закону жанра Калиостро появился не один, а с прекрасной, умной и несчастной женщиной по имени Мария. Его женой.
В отличие от фильма Калиостро действительно удалось с помощью мистических заклинаний материализовать Прасковью Тулупову. «Алексей Алексеевич, как во сне, подошел к портрету. Из него быстро высунулась маленькая, голая до локтя рука Прасковьи Павловны и сжала его руку холодными сухими пальчиками. Он отшатнулся, и она, увлекаемая им, отделилась от полотна и спрыгнула на ковер».
« Он сжал ее со всей силой и поцеловал в прохладные губы, и они ответили на поцелуй с такой неожиданной и торопливой жадностью, что он сейчас же откинулся: омерзением, гадливостью, страхом стиснуло его горло».
Как видим, «большой и чистой» любви опять не получилось. Алексей Алексеевич сжег портрет вместе с библиотекой, в которой он так долго висел.
Фильм «Формула любви» вышел на экраны в 1984 году. Фильм замечательный!
Видела его много раз, и каждый раз как в первый. Про всех участников мне хочется сказать «сам» («Сама»).
Режиссер Сам Марк Захаров!
Сценарист Сам Григорий Горин!
Среди актеров:
Сама Татьяна Ивановна Пельтцер!
Сам Леонид Броневой!
Сам Семен Фарада!
И сам Александр Абдулов!!! Думаю даже, что это лучшая его роль. Во всяком случае, самая экстравагантная из его ролей.
Прекрасно сыграны и другие роли.
А главная особенность фильма — Сама Ирония! Разговоры за столом, реплики Леонида Броневого и Тамары Пельтцер и «Уно! Уно!», песня, ставшая лейтмотивом всей этой ироничной истории с материализацией старой садовой статуи.
Придумали песню Юрий Ким и Геннадий Гладков по набросанным учительницей итальянского языка нескольким словам и словосочетаниям. Рифмованный текст получился примерно такой.
Море. Красивая девушка.
Какая красивая песня!
Знай, что я тебя люблю, люблю всегда.
Девушка. Красивое море!
Верить. Петь.
Дай мне момент,
Который мне нравится больше всего.
Одино, одино, один момент
Одина, одина, одина, одно чувство
Одино, одино, один комплимент,
И проклятье, проклятье, проклятье.
В устах Абдулова (Жакоба) она прозвучала так. «Эта песня о бедном рыбаке, который поплыл из Неаполя в бурное море. А его бедная девушка ждала на берегу. Ждала, ждала, пока не дождалась. Тогда сбросила с себя последнюю одежду и тоже бросилась в бурное море. И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли».
В общем, всем желаю «большой и чистой любви» и возможности видеть такие прекрасные фильмы, как «Формула любви».
На фото: Александр Абдулов в образе Жакоба в фильме Марка Захарова "Формула любви" и обложка сборника Алексея Толстого "Граф Калиостро"(исполнитель роли Калиостро Нодар Мгалоблишвили).
Свидетельство о публикации №221121400895
Мария Явич 23.02.2022 09:47 Заявить о нарушении