Флаг России

Сценарий документального фильма "Флаг России"

«Не сохранилось ни одного документа, с точной трактовкой цветов флага России. Поэтому любая версия имеет право на существование».
Государственный герольдмейстер Г.В. Вилинбахов.

Глава 1

Флаг - есть явление древнее, и крайне важное. Без него немыслимы цивилизация, культура, и само государство.
Флаг - есть святыня, как, по сути, так и по функции.
В древности это было изображение божества охранителя племени, которое на тот момент являлось родоначальником нации. Было оно из камня, дерева или металла, но уже тогда помещённое на древко. Его несли в бой впереди, что бы силою своею оно смутило, опрокинуло и повергло в бегство ряды врага. Но при этом его берегли и охраняли так, чтобы противник не смог им легко завладеть. А сила его священная укрывала всех воинов.
Повсеместно присутствовал этот символ уже в более поздние времена, у античных народов, в частности в римской империи. Именно там впервые произошло перенесение изображения божества на ткань. Был это вексиллум легиона, от которого в дальнейшем произошла всем нам известная, церковная хоругвь. А на ней Господь Иисус Христос, или Дева Мария. Облик Бога новый, под стать новой вере.
У византийцев, от которых Русь восприняла православие, что для нас, как вы увидите далее, очень важно, это была икона Матери Божией.

Глава 2

В средние века на боевых знаменах, первоначально изображались Святые Покровители, позднее же гербы государей и территорий. А начала нового времени уже появляются полотнища гербовых цветов. Сам по себе термин «флаг» появится гораздо позднее, и в первую очередь будет обозначать принадлежность корабля к торговой кампании, а впоследствии к государству.
Но главным элементом на флагах продолжает оставаться именно герб. Однако геральдические фигуры всегда располагались на цветовых полях, которые постепенно и стали ассоциироваться с национальными цветами. Таковыми государственные знамена и флаги остаются до конца восемнадцатого века. Но по мере обмирщения сознания, в эпоху возрождения герб начинает отделяться от знамени что, собственно, и станет началом пути к государственному флагу.
Впервые, флаг государства без изображения герба появился во время национального восстания народа Нидерландов против ига испанских королей в шестнадцатом веке. Когда семь восставших провинций создали независимое государство, они избрали для цветов своего флага три горизонтальных полосы. Синяя и белая, являлись гербовыми цветами графства Голландия, а верхняя на тот момент была совсем не красная, а оранжевая, и являлась цветом гербового поля вождя восстания, принца Вильгельма Оранского.
Форму этого флага, но совсем не цветовую гамму, через полтора века и использует Петр Великий в сочинении одного из основных национальных символов России. А красная, привычная для нас полоса флага Нидерландов сменит оранжевую, лишь в 1795 году, то есть практически через сто лет, после появления созданного Петром Великим Российского флага.

Глава 3

В современно мире наличие флага кажется само собой разумеющимся. Но в конце семнадцатого столетия всё обстояло совсем иначе. Для Петра было важно дать символ, который объединил бы всех подданных воедино, и на западе он этот символ наблюдал, это был флаг.
Во Франции, на белом поле, цвета Христовых риз три золотые лилии, символ благовещенья. У англичан три гербовых креста королевств, соединенные вместе в тот самый флаг, который всем нам хорошо известен, и существует, по сей день. Оранжево-бело-синий, светский флаг Голландии. А у нас ничего.
Но почему белый, синий и красный? Ведь именно их, возьмёт царь Пётр для создания первого флага России. Историки уже давно ломают копья, пытаясь объяснить, что же обозначают эти цвета, которые выбрал величайший реформатор для создания своего творения. На сегодняшний день существует огромное количество трактовок, и объяснений. От совершенно абсурдных, до вполне логичных и близких к истине. Пересказывать все эти варианты не имеет смысла, тем более что они есть в открытом доступе, и при желании найти их будет совсем не сложно.
Создавая флаг, Петр отталкивался от двух начал, что, впрочем, он делал всегда, в своём созидании новой России. Форму он брал на западе, а содержание, сокровенную духовную суть он брал нашу, родную, народную.
Сегодня зайдя, в любой православный храм, вы обязательно увидите в нём образ Божией Матери и, как правило, не один. Существует множество изводов этой иконы, с любым сочетанием цветов, так было и в Петровское время, и задолго до него. Но есть один вариант, существовавший как на Руси, так и в Европе, и великий Пётр не мог его не знать, поскольку вопреки распространенному мнению о его атеизме, на самом деле, был человеком глубоко верующим.
На голове Богородицы, как снежный покров, белый плат, омофор же её синий, а платье красное. То же самое он видел и в светско-религиозной живописи, на картинах кисти итальянских, голландских и французских мастеров. Одеяние Божией Матери, вот что на наш взгляд, отражают цвета флага Российского, и поэтому, именно их поместил великий Пётр в сочиненный им флаг. Самая большая небесная защита укрывает нашу землю, а Россия, как издревле считалось и есть дом Пресвятой Богородицы. И все, находящиеся под этим флагом, отныне под покровом Божией Матери пребывать будут. Вот почему государь поместил его на корабли зачинаемого им флота, самого дорого для него детища на тот момент, ибо флот был будущим России, который должен был вывести её из сухопутного состояния на просторы морей и мирового океана.
Пройдет всего лишь несколько лет, и в своём неуёмном творческом порыве, Пётр сочинит новый флаг, военно-морской, посвященный Святому апостолу Андрею, первому просветителю в Христианстве земель славянских. И с тех пор синий крест Андрея Первозванного, на белом полотнище, защищает наши военные корабли, а на морях, куда вскоре устремятся наши купеческие суда, всему свету будет явлен флаг Божией Матери. Что бы во всех частях света знали, что она незримо присутствует с нами, и защищает Россию.
И поскольку флаг этот первоначально использовался, как символ торговых судов, во многих источниках вы можете увидеть, что он именуется, в том числе и коммерческим, что как многие думают, понижает его значение. Напротив, во всём мире на тот момент, флаг торговый и являлся флагом национальным, то есть народным флагом.

Глава 4

Нельзя не упомянуть в этой истории и другой известный всем флаг, существовавший в отечестве нашем. Черно желто, или черно-оранжево-белый, он же «императорских цветов».
Объявление сенатом государства Российского империей, а государя императором, не могло, не отразится и на её символике. Эти цвета так же появляются во времена Петра Первого, в виде желтого полотнища с черным двуглавым орлом и белыми картами морей в лапах и клюве. Но цвета эти не имеют никакого отношения к русской традиции, это цвета императора священной римской империи, и по аналогии с ними возникает штандарт государя, но не государственный флаг, а тем более не национальный.
Более того, символ этот был чужд простому народу, поскольку черный и желтый цвета издревле олицетворяли на Руси скорбь и измену.
Привычный для нас, трёхполосный черно-желто-белый флаг появляется лишь в 1858 году, то есть через сто пятьдесят лет после бело-сине-красного, с легкой руки барона фон Кёне, известного нумизмата и геральдиста Российской империи.
Символ этот был утверждён в том же году, указом императора Александра Второго, как флаг гербовых цветов и просуществовал наравне с бело-сине-красным флагом до 1883 года, пока не был отменен, императором Александром Третьим.
Этот непродолжительный период можно назвать временем двух символов, когда произошло своего рода разделение.
Использование флага гербовых цветов распространялось преимущественно на правительственные учреждения, в то время как подданные русского царя могли использовать только национальный, бело-сине-красный флаг. Дело в том, что такового понятия, как «государственный флаг», в то время ещё не существовало. И флаг национальный автоматически являлся основным государственным символом. В отличие от флага гербовых цветов, который по его сути можно определить, скорее, как административный. Но окончательное разрешение вопроса, связанного с положением этих двух флагов, произойдёт лишь при императоре Николае Втором. Для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге будет созвано Особое Высочайше утверждённое совещание, под председательством генерал-адъютанта Константина Посьета, которое, 5 апреля 1896 года сделает следующий вывод: «Флаг бело-сине-красный имеет полное право называться Российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными, флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований».

Глава 5

Наступает трагический в истории нашего отечества 1917 год.
Но, несмотря на то, что февральская революция обрушилась на Петроград лавиной красных знамен, национальный флаг, тем не менее, выстоял. На состоявшемся 6 мая заседании Временного правительства было принято решение, что вопрос о государственном гербе и национальном флаге будет отложен до «разрешения Учредительным собранием». Весь 1917 год, бело-сине-красный флаг так и остаётся фактическим государственным символом России, и существует не только до Октябрьского переворота, но и даже какое-то время после него.
5 января 1918 года, открывается Учредительное собрание, но как мы знаем, его первый день работы станет его же последним днём. Большевики четко дадут понять, что ни с кем делиться властью не собираются. Окончательное упразднение одного из основных символов Российского государства, созданного Петром Великим, произойдет 13 апреля 1918 года, когда выйдет постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, за подписью Якова Свердлова, об учреждении нового, красного знамени. То, что это цвет крови, пролитой пролетариями в борьбе за свои права, объяснение вторичное, появившееся примерно в эпоху второго интернационала. Скорее этот цвет символизировал пожар мировой революции, который, разгоревшись в Европе, готов был охватить всё человечество.
Вообще коммунистам и их вероучению всегда была присуща враждебность идее национальной. И красный цвет понимался ими, как цвет партийный, под который соберутся пролетарии всего мира, и у которых, как известно отечества нет. Недаром же на окончательном гербе Советского Союза, серп и молот были наложены на весь земной шар. Да и название нового государства: Союз Советских Социалистических Республик не несло в себе никакого национального признака. Ведь в составе этих республик, в конце концов, могли оказаться все, кто угодно.
Потребовалось всего двадцать лет диктатуры коммунистической партии, чтобы поколение, родившееся и выросшее после октября 1917 года, в новой обстановке, когда из мировой революции ничего не вышло, стало считать красное знамя государственным. А Европа же, породившая вирус коммунизма и сознательно заразившаяся им Россию была до смерти перепугана. Она понимала, что их зараза, брошенная на нашу почву, очень легко может вернуться обратно. И с присущим ей лицемерием, стала именовать красное знамя русским. Но когда развалилась монополия коммунистов на политическую власть, это знамя мгновенно полиняло, и ему на смену вновь пришли, а точнее будет сказать, вернулись три цвета, белый, синий, и красный. Но об этом позже.
В период Гражданской войны, национальный флаг становится основным символом «Добровольческой», или как её именовали большевики, «Белой армии». Наряду с вновь созданными полковыми знаменами, многочисленных воинских формирований «Белого движения», трёхцветное полотнище олицетворяет собой утраченное Российское государство, в противовес красному знамени новой Советской России. А также присутствует в виде нарукавных шевронов, различной формы, и иных отличительных знаков.
И это было закономерно, ведь «Белое воинство» считало себя как наследницей русской императорской армии, так и Российской Империи в целом.
После поражения в гражданской войне, бело-сине-красный флаг будет сохранен белой эмиграцией, как символ России уже не существующей, но, тем не менее, способной возродиться. И все семьдесят лет советской власти, белоэмигранты и их потомки будут жить с верой в то, что это рано или поздно произойдёт.

Глава 6

До сих пор не умолкают многочисленные голоса тех, кто самозабвенно и целенаправленно занимается искажением нашей истории. И они довольно регулярно называют Петровский бело-сине-красный флаг «власовским».
Давайте раз и навсегда разберемся с этим, довольно несложным вопросом.
Во время Великой Отечественной войны существовал ряд русских воинских формирований, на стороне Третьего рейха заявлявших, что они воюют против СССР и коммунистической власти, но по сути воевавших против собственного народа. И это не только «РОА», то есть «Русская освободительная армия» под командованием генерала Андрея Власова.
Существовали ещё и «Русский охранный корпус», сформированный преимущественно из русских эмигрантов под командованием генерал-лейтенанта фон Штейфона. Дивизия «Руссланд», впоследствии «Первая Русская национальная армия» Бориса Смысловского. Воинское формирование «Казачий стан», а также «Комитет освобождения народов России».
Но в сознании людей, не интересующихся данными подробностями, все они объединены в одно единое целое, и существуют, как «власовцы». И вот тут стоит отметить, что все, национальные воинские части в составе немецкой армии, которых было довольно много, использовали символику, с национальными цветами своих народов, за исключением одного единственного народа, русского.
В 1942 году, на стол к рейхминистру оккупированных восточных территорий Альфреду Розенбергу легло девять эскизов, созданных русским художником эмигрантом Алексеем Родзевичем. Все они были выполнены в стиле традиционного русского флага и содержали в себе цвета: белый, синий и красный. Но ни один из этих эскизов, рейхминистр не одобрил, поскольку отлично понимал, что старейший национальный символ России на службе у вермахта не просто не желателен, напротив, может привести к любым, непредсказуемым последствиям. А именно: русские люди на оккупированной территории воспримут его, как объединяющий символ, и своего рода обещание, что после победы над Сталиным Россия будет восстановлена, как независимое государство. В планы поработителей это никогда не входило.
Если говорить на эту тему непредвзято, то стоит, конечно, отметить, что единичные неофициальные его появления среди русских формирований, имели место. Здесь можно вспомнить и парад в оккупированном Пскове 22 июня 1943 года, и участие «РОА» в Пражском восстании, и освобождение Праги в мае 1945 года. Но это лишь примеры частных, не официальных инициатив, ответственность за которые может быть возложена лишь на их инициаторов. А символом так называемых «власовцев», станет другой флаг, Андреевский, тоже сочиненный Петром Великим, и до 1917 года существовавший в качестве основного военно-морского флага Российской империи. Вот его использование, Альфред Розенберг одобрит. И он, хоть и ненадолго, но станет официальным флагом «Комитета освобождения народов России».
В 1992 году, Андреевский флаг вернётся на своё законное место, и вновь станет знаменем военно-морских сил Российской Федерации. Но почему-то его, никто «власовским» не называет, трусливо осознавая, что военные моряки найдут, как ответить на подобного рода оскорбления. И очернительству будет подвергаться именно Петровский бело-сине-красный флаг, который, как мы увидели, на службе у третьего рейха, никогда официально не состоял.

Глава 7

Первый шаг на пути к возвращению Российского национального флага происходит ровно через семьдесят лет после его отмены. В городе, ещё носящем тогда имя вождя мирового пролетариата, Владимира Ульянова-Ленина.
7 октября 1988 года, в День Конституции СССР, более десятка независимых общественно-политических организаций, на стадионе «Локомотив», проводят митинг по вопросу того, «Какой должна быть реформа политической системы?» Это мероприятие, впервые за все годы советской власти, проходит не под привычными красными знаменами, а под гордо реющим над выступавшими, бело-сине-красным флагом, поднятым членами организации «Демократический союз».
В это же время, активизируются так же, и так называемые национально-патриотические объединения. Небезызвестное общество «Память», тоже начинает использовать национальный флаг, но не в традиционной его трактовке, а внеся собственные изменения, и добавив на полосы щит с изображением Святого Георгия Победоносца. Не отстаёт от них и «Народно-трудовой союз», осуществляющий свою деятельность под бело-сине-красным флагом, но с начертанным на нём золотым трезубцем. И те, и другие заявляют, что эти флаги являются их партийными знаменами, и вскоре Петровский национальный флаг начинает восприниматься в народе, как символ демократической оппозиции, ведущей свою борьбу против диктатуры коммунистической партии. То есть, по сути, и националисты, и демократы в эпоху «Перестройки», делают ровно то же самое, что и их противники, пришедшие семьдесят лет назад к власти, большевики. Как мы видим, о возвращении национального бело-сине-красного флага в том качестве, в котором он существовал более двух столетий, до 1918 года, речь пока не идёт.
Но, тем не менее, начиная с осени 1988 года, и вплоть до официального признания, в 1991 году, знамя, сочинённое Петром Великим всё чаще и чаще, начинает появляться на улицах городов Советского Союза, тем самым напоминая его жителям, что подлинные национальные символы стереть из народной памяти ещё никому не удавалось.
В конце восьмидесятых годов прошлого столетия, из небытия появляется и черно-желто-белый флаг. Который, как мы помним, никогда не был ни национальным, ни государственным. Теперь же он используется преимущественно монархистами, и сторонниками иных консервативных объединений, которые противопоставляют его как флагу бело-сине-красному, так и демократическому движению в целом. Но, не смотря на противоречия, на многочисленных митингах того времени, эти два Российских флага, как правило мирно соседствуют, в противовес одному общему противнику - интернациональному знамени, цвета пожара несостоявшейся мировой революции.

Глава 8

Весной 1989 года, в Ленинграде возникает инициативная группа «За возрождение русской национальной символики».
Но довольно скоро организация откажется от такого сложного названия, и сменит его, на более доступное для восприятия: историко-патриотическое объединение «Русское знамя».
В день международной солидарности трудящихся, на Дворцовой площади, члены этого объединения, находясь в колонне демонстрантов, неожиданно разворачивают и поднимают бело-сине-красные знамена. Акция вызывает замешательство на правительственных трибунах, а сотрудники милиции просто не успевают вовремя среагировать. Это событие, станет одним из ключевых моментов в истории возрождения Российского национального флага. Именно 1 мая 1989 года впервые в Советском Союзе прозвучит заявление, что Петровский флаг, не может быть применим как символ, ни к политическим партиям, ни к общественным движениям.
Он должен вернуться на свое историческое место, в качестве государственного и национального флага Российской Федерации!
27 мая, в годовщину основания града Святого Петра, объединение «Русское знамя» первым в СССР объявляет и осуществляет акцию по сбору подписей под обращением в Верховный Совет РСФСР, за официальное признание русского национального бело-сине-красного флага.
Каждое воскресенье у памятника миноносцу «Стерегущий», рядом с Петропавловской крепостью, они устраивали пикет, в котором проводили свою культурно-просветительскую деятельность, где помимо сбора подписей шла непрерывная разъяснительная работа об истории и значении подлинного флага России. Члены объединения предлагали свой путь развития нового, только формирующегося общества - путь возрождения нашей страны через возвращение национального самосознания русского народа, его духовных ценностей и исторической памяти, его святынь и традиций.
На протяжении полутора лет, площадка у памятника «Стерегущему» становится одним из важнейших центров патриотического движения Ленинграда. По периметру размещаются плакаты и стенды с изображениями русской национальной символики, а над участниками пикета наравне с несколькими бело-сине-красными знаменами, развеваются военно-морской Андреевский флаг, и Петровский гюйс.
Помимо этого, объединение «Русское знамя» первым устраивает дни памяти павших воинов русской армии и флота, незаслуженно забытых героев, защитников Отечества. Проводит панихиды по русским императорам. Принимает участие в перенесении мощей Святого Благоверного князя Александра Невского, из музея религии и атеизма, в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Выступает на праздновании юбилея Полтавской виктории и дня военно-морского флота.
И всё это, неизменно происходит под Российскими национальными, бело-сине-красными стягами, постоянно напоминая и государству, и обществу что флаг этот, Петром Великим сочиненный, и является основным традиционным символом нашей страны.

Глава 9

Естественно, коммунистическая партия не могла смириться с теми переменами, которые происходили на том момент в общественной жизни Советского Союза.
Подвластные ей средства массовой информации, клеймили позором «Иванов не помнящих родства», совсем забыв, что именно большевики лишили нашу страну своих корней, своих традиций, своей веры, и по факту как раз-таки они являются теми самыми, пресловутыми «Иванами». Они постоянно напоминали, что их партийное, красное знамя, это знамя великих побед и трудовых достижений, и мы не будем с этим спорить, но… Если положить на чашу весов все победы нашего Отечества, свершившиеся под бело-сине-красным флагом, за его более чем двухсотлетнюю историю, они окажутся в разы весомее всего, что было достигнуто в годы советского периода нашего государства. Но теперь правящая партия стала понимать, что казавшаяся несокрушимой система рушится, и уже ничто не сможет её спасти.
В августе 1990 года на очередном заседании Совета Министров, депутат Верховного Совета СССР Виктор Ярошенко предложил вернуться к традиционной государственной символике, и восстановить в своих правах национальный бело-сине-красный флаг. Его инициатива не осталась без внимания, и послужила толчком к образованию межведомственной государственной комиссии, которая одобрила это предложение и вынесла его на утверждение в Верховный Совет РСФСР.
Надо сказать, что сам Ярошенко, дожидаться официального решения по этому вопросу не стал, и самостоятельно повесил национальный трёхцветный флаг в своём кабинете, тем самым, дав понять своим коллегам, что для него этот вопрос уже решенный.

Глава  10

В конце 1990 года, создается, правительственная комиссия по обсуждению вопроса национально-государственных символов РСФСР. Надо заметить, что к этому времени, многие республики Советского Союза свои национальные символы, уже восстановили. Тогда же появляется рабочая группа «Круглый стол», под руководством председателя комитета по делам архивов, Рудольфа Пихоя. Возникает множество предложений о том, какой должна была быть символика Российской Федерации, но из них следует выделить три основных направления.
Первое, это взять символы РСФСР, убрать оттуда политические эмблемы, такие как серп и молот, красную звезду, девиз «Пролетарии всех стран соединяйтесь», и оставить то, что от них останется. Второе направление, создать совершенно новые варианты, ничего общего не имеющие ни с так называемой «царской», ни советской символикой. И третье, это путь восстановления именно исторических символов России.
Тут то и пригодятся несколько десятков тысяч подписей, собранных историко-патриотическим объединением «Русское знамя», в течение предыдущих полутора лет. И они, безусловно, внесут свой скромный вклад, в принятие единственно правильного решения.
Итогом работы «Круглого стола», к марту 1991 года, становится следующее предложение: В качестве государственного флага Российской Федерации восстановить бело-сине-красный флаг, а в качестве герба золотого двуглавого орла на красном поле. Но, поскольку до выборов президента России оставалось менее трех месяцев, правительственная комиссия временно отложила решение этого вопроса, чтобы не усложнять и без того напряженную ситуацию в стране. По этой причине, включение в проект конституции предложения о принятии нового государственного флага Российской Федерации состоялось лишь в июле 1991 года. Буквально накануне событий, которые изменят весь дальнейший ход истории.

Глава 11

19 августа 1991 года. Коммунисты предпринимают последнюю попытку удержаться у власти, но с самого начала ведут себя неуверенно и нерешительно. И это не случайно, ведь только люди, проводившие на государственном уровне политику атеизма, могли назначить начало переворота на один из важнейших православных праздников, день Преображения Господня. Понятно, что церковных календарей у них не было, но выбор именно этой даты с самого начала обрек их на поражение. Основными центрами сопротивления путчистам становятся Москва, и Ленинград. Тревожное ожидание и непредсказуемость происходящего толкает людей на площади. Возникают стихийные митинги, возводятся баррикады, все уверены, что вскоре, поддержавшие ГКЧП воинские части и милиция начнут кровавую расправу над народом, который устал от коммунистического рабства, и впервые за все годы советской диктатуры массово поднял голову, не желая в сотый раз быть обманутым. К счастью, эти ожидания не оправдались. На этот раз у коммунистов просто не хватило духа применить силу против не поддержавшего их населения. А если и хватило бы, ещё не факт, что милиция, и армия, стали бы выполнять их очередные преступные приказы.
С самого утра 19 августа, бело-сине-красное знамя становится основным символом сопротивления путчистам. Люди в срочном порядке, сами шьют трехцветные флаги, и эти, самодельные символы народного единства появляются на каждой улице, на каждой баррикаде, в руках защитников Верховного совета, и Мариинского дворца. На всех митингах, у рядовых граждан, не желающих более жить под партийным красным флагом тех, кто в очередной раз попытался загнать их в светлое коммунистическое будущее.
Но, несмотря на то, что бело-сине-красные флаги, самим народом, были вывешены уже везде, над Верховным советом в Москве, и над зданием мэрии и Ленсовета в Ленинграде, продолжали развеваться красные знамена РСФСР.
Днём двадцатого августа, после многотысячного митинга противников ГКЧП, на Дворцовой площади, члены уже известной нам организации «Русское знамя» вместе с лидером Христианско-демократического союза, Виталием Савицким прибывают в Мариинский дворец.
Они предложили Ленинградскому совету народных депутатов водрузить над дворцом принесённый нами национальный бело-сине-красный флаг, как символ России, вновь вернувшейся к своему историческому пути развития.
Но в ответ услышали, что это провокация, и пока в стенах Мариинского дворца заседает всенародно избранный городской парламент, над зданием мэрии и Ленсовета будет находиться красный флаг РСФСР. Не будем судить их строго, ведь на тот момент, исход путча был еще не ясен, и осторожные депутаты просто не понимали кто же в конечном итоге победит. Но, тем не менее, хоть предложение «Русского знамени» и было отвергнуто, флаг, принесенный ими, был взят, и заперт в сейфе, до лучших времен.
«Лучшие времена» наступают буквально через день.
Когда всем становится окончательно понятно, что нерешительная попытка коммунистов взять реванш проваливается окончательно и бесповоротно.
22 августа 1991 года, Верховный Совет РСФСР постановляет: «До установления специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос - официальным национальным флагом Российской Федерации».
В этот же день, в спешном порядке флаг из сейфа изымается, а мэр Северной столицы, Анатолий Собчак отдает поручение, пригласить членов историко-патриотического объединения «Русское знамя» для участия в торжественной церемонии поднятия нового, трёхцветного государственного флага, над зданием мэрии и Ленсовета.
Что и было сделано членами этого объединения, в 17 часов того же дня, во время митинга на Исаакиевской площади в честь победы над путчистами.
Вошел в историю и флаг из кабинета депутата Виктора Ярошенко. По просьбе председателя Совета Министров РСФСР Ивана Силаева, он предоставил его для первого официального поднятия в качестве государственного флага России над зданием российского парламента в Москве.

Глава 12

1 ноября 1991 года, на пятом съезде народных депутатов бело-лазорево-алый флаг, уже законодательно утверждается государственным флагом РСФСР.
За его утверждение проголосует подавляющее большинство. А в конце того же года, название «РСФСР» исчезает, и на смену ему приходит новое - «Российская Федерация», или Россия.
Соответственно у нового государства появляется и новая конституция.
Накануне её принятия, 11 декабря 1993 года президент Борис Ельцин подписывает указ «О государственном флаге Российской Федерации», в котором он определяется, как: «Прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.
Спустя почти три года, появляется новый праздник «День государственного флага», 22 августа, в честь его восстановления, во время августовских событий 1991 года. Флаг, созданный Петром Великим, вновь становится государственным, но, к сожалению, пока ещё не национальным.
В соответствии с действующим законодательством, его имеют право использовать только органы государственной власти, дипломатические и прочие официальные представительства России за рубежом, суда, включённые в один из реестров судов России, а также военные корабли.
А вот использование его частными лицами, допускалось только в специально оговорённых случаях. Иначе это являлось административным проступком и влекло за собой юридическую ответственность.
Статус национального символа, бело-сине-красный флаг, наконец, то вновь обретает только осенью 2008 года, когда государственная дума поддержит законопроект, в котором в частности будет сказано: «Допускается использование государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, если таковое использование не является надругательством над Государственным флагом Российской Федерации».
Историческая справедливость была восстановлена, и мы надеемся, что это произошло окончательно и бесповоротно. Петровский бело-сине-красный флаг, который уже давно присутствует в повседневной жизни, был и остается истинно народным, национальным символом нашей страны. Ни к политическим партиям, ни к общественным движениям, ни к каким иным объединениям и формированиям, не имеет он никакого отношения. Это символ сплочения нации, который в 21 веке, вновь обрёл то значение, которое изначально в него вкладывалось. И применимо к нему лишь одно имя, имя его державного создателя, императора Всероссийского Петра Первого.
Сочинённый им флаг, является лишь сравнительно небольшой частью того огромного государственного, культурного и военного наследия, которое он нам оставил. Наряду с торговым, и военно-морским флотом, академией наук, развивающейся промышленностью и образованием. Выходом России в ряд ведущих мировых держав, к новым свершениям, и величайшим победам.
И Российский национальный, цветов одеяния Божией Матери флаг навсегда останется творением рук и ума, души и сердца величайшего из наших отечественных правителей, Петра Великого!

2021. Санкт-Петербург. Сергей Соколинский.

Историческая версия, созданная при участии Бориса Кипниса.
Ссылка на документальный фильм "Флаг России":


Рецензии