Дина Медведева
Родилась 25 ноября 1934 года в г. Вязьме Смоленской области. После окончания Московского текстильного института работала в Калининградском отделении лаборатории двигателей АН СССР. Затем переехала в Красноярск-26, работала в НПО ПМ, Дворце пионеров. С 1980 года на пенсии. Стихи писала с 1996 года, публиковалась в газете «Горд и горожане», сборниках «И пробуждается поэзия во мне», «В новый век». «Антологии поэзии закрытых городов», в журнале «День и ночь».
Стихи Дины Медведевой неоднократно звучали по радио России в передаче «Белый лист».
Сборники стихов Дины Ивановны Медведевой:
«Так хрупок мир…» 2004 год.
«Не правильный роман» 2008 год.
(25 ноября 1934 г. – 18 октября 2013 г. )
***
Начало и конец… Листаю годы…
Мне кажется, я прожила века.
Всё в жизни было – радости, невзгоды…
Я слышу взрывы бомб издалека,
Я вижу дом, пылающий в огне…
Но, то не сон: война живёт во мне.
…Не спрятаться ночами от бомбёжки…
…Вагон горящий дальше не пойдёт…
…И из очисток чёрные лепёшки
Мне мама со слезами подаёт…
Война родных её в тот год лишила;
Погибли все от пыток и огня.
Мне повезло – судьба меня хранила,
И смерть тогда была не для меня.
Так близок был тот роковой порог!
Но перейти его не дал мне Бог!
***
…Я лишь осколок призрачного мира,
С рождения с ним связана судьбой,
Я сотворила в нём себе кумира -
Добро и честь, и право быть собой.
И в том, что не сбылось – себя корю
Судьбу же – я за всё благодарю.
***
Судьба мне много в жизни подарила.
Я слышу музыку, я вижу красоту.
Несвоевременно? Ну что ж, угодно было
Так Богу. Мне не одолеть черту,
Ту, за которой дух парит свободно,
И лёгок слов прекрасный хоровод,
Где выразить смогла бы как угодно
И мысль, и чувства неземной полёт.
Слов не найду, но понесу в себе
Любовь. Спасибо за неё судьбе.
И кто хоть раз отчаянно любил,
Тот знает точно, для чего он жил.
***
ЖИЗНЬ БЕЗ ПРЕКРАС
(Дневниковые выписки А. Боднарук)
27. 02.2008г.
Дина Медведева выпускает второй сборник стихов. Умная и очень грамотная старушка. Одна беда – ужасно нудная. А впрочем: все мы не прочь пожаловаться кому-нибудь на житейские неурядицы, вот только слушать эту исповедь - нет охотников.
***
Прочитала я часть книги Д. Медведевой. Тягостное впечатление от воспоминаний автора. А где же их лучше взять, если ей пришлось жить в такие тяжёлые для страны и для народа годы. И если по воле судьбы этой талантливой женщине выпало все эти тягости видеть и пережить, то кому, как не ей описать увиденное…
Лина Лешукович (подруга Дины) наговорила ей много нелицеприятного по поводу книги. Медведева очень расстроилась, особенно тем, что она сказала: «Ты стала хуже писать, чем Литвинов…» (Андрей Андреевич Литвинов, человек военный, был очень хорошим человеком и не претендовал на лавры поэта. Об этом он много раз говорил. Оскорблять его память, конечно же, не нужно было.) Тем более, что и у самой Лешукович стихи тоже далеко не классика…
***
10 марта 09 г.
8 Марта – это день перезванивания и новой информации. Светлана Мель поведала мне, что её приняли в Союз Писателей. Рекомендацию ей дали М. Мельниченко, С. Ермолаева и М. Стрельцов из Красноярска. (Всё это втихую, так сказать тихим сапом. Н. Гурьева удивляется тому, что книг у неё выпущено очень мало. В основном она на всех вечеринках с гитарой поёт. Это действительно несколько странно.
Нина обижается, что Мельниченко никуда её не приглашает, держит в неведении. Всё объясняется очень просто: Нина сильнее Миши в творческом плане. Видимо боится, что Нина его отодвинет на второй план.)
Лина Лешукович очень обрадовалась моему звонку. Говорила со мной минут 40. Я уже устала её слушать. Пишет она мало. Даже на весенне-осенние чтения она не ходит. Зато вяжет очень много: ковры, тапочки, сумки…) вышивала. 14 коленкоровых тетрадей собрала разных кулинарных рецептов. Занимается кактусами. Очень увлекающийся разносторонний человек. Жаль, стареет, но не падает духом.
Что касается Медведевой. Я так поняла: человек очень завистливый, только в этом даже сама себе не хочет признаться. Несомненно - талантлива, но чужие успехи воспринимает себе в укор. Постоянно твердит, что «Всё, больше не пишу!», и в то же время из-под её пера один за другим выходят венки сонетов. Несколько странный человек. За прошлый год у неё умерло 4 брата (родные и двоюродные). У неё очень слабенькое здоровье, а тут ещё такое горе. Жалуется, что о ней из пишущей братии никто не помнит. Что удивляться, я где-то читала, что: пишущая братия – это змеиный клубок завистников. А она-то за кого-то помнит? Хоть раз кого-то поздравила?..
***
10 апр. 10 г.
Вчера у Горопченко (6 библиотека) проходила весенняя встреча поэтов. Как-то удивительно тепло, по-семейному всё проходило. И стихи читали тёплые, о любви, на сказочные сюжеты. М. Панфилова – о старом рыцаре, поцелуем разбудившем принцессу. С. Мель тоже читала зарифмованные сказки. Я даже подумала: а не подражают ли они мне?.. Потому, что о моём появлении сказок в Интернете, конечно же, они знают. Кто-кто, а Мель отслеживает мои работы каждый день. Но, нет. Марина и Света очень мягкие лиричные поэты. У кого, как не у них могут родиться сказочные сюжеты?.. Я только скажу: в нашем полку сказочников прибыло… Теперь веселее жить станет.
О себе скажу: Ни одного моего стихотворения о политике и ни одного мрачного. Чем живу, о том и пишу.
Минут 40 мы обсуждали тему: «Есть ли будущее у поэзии?» На примерах античности и последующих веков, сами себе доказывали, что стихи писали и будут люди писать.
Потом пела старинные романсы: «Красный сарафан» и «Белую акацию» (третью не помню) – Шумская. Редкой красоты голос, только я грешная, старалась на неё не смотреть по той причине, что эта миловидная женщина, когда поёт, так кривит рот, словно ей или заплакать хочется, или брезгливо выплюнуть то, что от неё ждут. Я смотрела куда угодно, только не на неё. Зато хлопала ей вполне искренне. Потом играли на разных инструментах преподаватели музыкальной школы.
Н.С. Василенков попросил меня выбрать из десятка стихов те, которые он бы хотел прочитать перед людьми. Стихи оказались откровенно эротического характера. Я посчитала, что в его возрасте и перед такой почтенной публикой, читать их просто неприлично. Выбрала ему стихи самые безобидные. Он вышел, в своём предисловии сказал, что пишет о царях России, а побочных стихов ему писать просто некогда. Прочитал три маленьких, типа четверостишья о весне.
Миша Мельниченко юморил на сей раз о лампочках. Дескать, теперь президент страны издал указ, чтоб поменяли лампочки на энергосберегающие. Вот он и «проехался». Меняем лампочки Ильича на «Медведки». (Под президента Медведева).
Саша Борисов (муж С. Мель), читал солидно, вот только не помню о чём. При такой известной жене он просто обязан соответствовать…
Светланы Ермолаевой на вечере не было.
В.Е. Болгов, как всегда открывал вечер своим выступлением. Стихи – так себе, зато прочитал с чувством, на манер Маяковского. (Трибун недоделанный!) А по-человечески – мужик он хороший, совестливый. Я отдала ему рассказик в городскую книгу о посланиях на асфальте в посёлке Первомайском. Он его сам нашёл в Интернете, перечитывая мои рассказы. Только Алтуниной рассказ не понравился. (Ну и баба с воза – коням легче).
Я, как всегда сидела скромненько. Ничего не читала. Когда зачитывали домашнее задание, (автору дарили авторучку), почитали и моё. Тема: «Ещё далеко до рассвета…» Я об этом так написала:
Мне надоела бессонница эта,
За стеной бубнит пьяный сосед.
Ещё далеко до рассвета,
А слушать бред терпенья нет.
Все громко рассмеялись и это единственный раз люди развеселились. Произведения других авторов были мягкими, лиричными. Потом на «буриме» Р. Калитеня тоже что-то о пьяницах выдала. Все почему-то подумали, что это написал мужчина, и очень удивились, что это написала детский поэт. Её стихи были, конечно же, великолепны. Рая показывала очередной макет книжки-самоделки. Одним словом: кто как может, так и вертится.
Мишка Мельниченко предложил мне публиковаться в «Енисейке», я отказалась, сославшись на нехватку денег. (Заметили. По Интернет почте приходят предложения публиковаться в различных журналах. Но что-то мне кажется - пик популярности журналов уходит. Читатели их уже не покупают. Зачем покупать, если в Интернете есть всё, чего душа просит. Да и круг читателей шире.)
Медведева намекнула, что опять пишет свои «тягучки» Их трудно писать, но и читают их только любители. Всё, что она нам читала, написано безупречно. Уходя, уже у вешалки, сказала ей, что у неё стихи – это уже классика. Она так обрадовалась, поцеловала меня. «Я, вот, листала вашу книгу. Думаю, как бы ещё что почитать…» А я ей, так буднично, бесцветно ответила: «В Интернете найдёте все мои 16 книг». Она, упавшим голосом повторила: «Шестнадцать книг», и на большее у неё воздуху не хватило. Такого удара она не ожидала… Я же сделала вид, что не заметила её удрученного состояния. Для неё, в её возрасте, чей-то успех – трагедия. А я шла домой и ругала себя: «Что это за ребячество? Шкодница! Хулиганка!.. Зачем расстроила старушку?..»
Вечером разговаривала по телефону с Н. Гурьевой. Рассказала ей о нашем писательском «сходняке». Порадовалась за неё, что она пытается ходить уже без костылей. С большим трудом, но всё же дело идёт на поправку. Ну, дай Бог, дай Бог…
Вчера приезжал Саша (внук). Мы с ним сделали две обложки для книг. Это верно, что с творческими людьми жить трудно. Я невольно впрягаю своих родных в свои проблемы. Саша помогает с компьютерными изысками, а Гриша (сын), у него добровольная обязанность, все мои работы, регулярно, по 20 штук в день, скидывать в Интернет. В общем-то моя сегодняшняя популярность только благодаря ему. Я каждый день благодарю Бога за такую поддержку со стороны Саши и Гриши.
Моя родня из Украины, эти просто визжат от гордости за мои успехи. Одна только я ничего этого не ощущаю. Как будто это не обо мне речь, а о ком-то другом. Я не привыкла к почёту, к повышенному вниманию. Я – просто работаю. И эта работа мне в радость.
А если честно, то устала. Словно бегу со Временем наперегонки. Если не пишу, то лежу «без задних ног». Понимаю, что так жить нельзя… Всё думаю: вот ещё это подгоню, а там начну жить в своё удовольствие… Если совладаю со своим характером…
***
18.03. 11 г.
Сегодня собираюсь идти в библиотеку на встречу с поэтами из Красноярска. Это, по словам наших писак, М. Мельниченко своих друзей-алкашей пригласил, … чтоб они продали свои книги. Посмотрим, что у них есть интересного. По этому поводу позвонила Медведевой. Старушке никто из пишущих людей не звонит… Поговорили с нею… Хорошо если придёт, хоть развеется. Здоровье у неё на бледную троечку…
***
23.10.13 года.
Сегодня ходила на похороны МЕДВЕДЕВОЙ Дины Ивановны, наш городской поэт.
Д.И. умерла18 октября 2013 года в 23 часа. Перед смертью сутки лежала без сознания.
Что я знаю о ней? Только то, что Д.И. – поэт первой величины. Полжизни прожила на пенсию инвалида. По мужу – Хацымовская. (Сведений о ней совсем мало…)
Как проходили сами похороны:
Умерла она в пятницу, вечером. Выходные дни, все учреждения не работают. Готовиться к похоронам начали в понедельник. Всё, что происходило, я знаю со слов Ф.И. Чубаровой. Фаина Ивановна, как бывший работник горсовета, пошла по кабинетам «выбивать деньги» на похороны т.к. за полгода тяжёлой болезни Дины Ивановны все деньги из семьи уходили на дорогие лекарства. В нашем городе живёт дочь – Ольга, которая работает уборщицей – в подъездах моет полы. Есть сын – учёный. Где он живёт – этого я не знаю… Ф.И. в разных кабинетах наговорили много неприятных слов и ни с чем старушку выпроводили. Короче, нанять ритуальный зал, для прощания с телом покойной, было не на что. Мы с Чубаровой посоветовались и решили собрать людей, чтоб проститься, хотя бы под небом, перед погрузкой в катафалк. Я обзвонила всех пишущих людей, библиотеки города. Людей пришло немного. 11 часов дня – рабочее время. Пришли родные, Горопченко Эмма Николаевна со своей дочкой Светой Ермолаевой, Я. Чубарова Ф.И. , Е.А. Вещикова и Галина Павловна из Горьковской библиотеки. Люди не скупясь, скинулись на поминки, но на кладбище поехали только родные. Мы предполагали, что хоть на минутку откроют гроб, но гроб с покойницей вынесли из «чёрного входа» и сразу погрузили в машину. Следом – венки, цветы. Машина развернулась и уехала. Состояние провожающих трудно описать, просто растерянность, шок.
Ещё во время ожидания, я разговаривала с мужем покойной Д.И. и упрекнула его: «Как вы могли допустить такое, что закрыли Интернетовскую страницу поэта Дины Медведевой? Она писала для людей и люди должны читать её стихи… Поговорите с сыном, пусть он запустит в Интернет её стихи…» Он вроде бы обещал поговорить, хоть чувствовалось, что эта тема вопроса его вовсе не интересует. Особой печали на его лице я тоже не видела…
Такие похороны я видела впервые. Может всё зависит от денег? И заслуги человека тут не в счёт?..
Домой я шла с Е. Вещиковой и Галиной Павловной. Говорили о печальном событии…
Миша Мельниченко не имел возможности прийти на похороны, но деньги передал. Виктора Болгова в городе нет, уехал в отпуск.
*
Потом люди говорили, что Елена Кравченко ждёт седьмого ребёнка, а Светочка Яунзен уже бабушка. (Я с нею разговаривала по телефону. Она зав. по учебной части художественной школы. В прошлом году оба её сына женились и вот теперь у старшего (они у неё погодки) сына родилась дочка – Софья).
Ида Волошина на похороны Медведевой не пошла. Болеет старушка. На «скорой» увезли её, сделали экспресс-анализ, надавали ей советов и отправили домой. Состояние не критическое, но… надежды капля. Я как подумаю о ней – тоскливо на душе становится. Без неё я буду чувствовать себя сиротой…
***
Что в этот момент всплывает в памяти моей?
Как упрёк, как непоправимая скорбь, даже холодные мурашки по телу бегут, от воспоминаний о её похоронах… Гроб спешно погрузили в катафалк. Так всё быстро происходило, что мы, провожающие поспешили принесённые цветы положить сверху ей на закрытый гроб. И тут выскакивает водитель и, ругаясь непотребными словами, дескать, мы намусорили в машине, а ему потом убирать, сбрасывает цветы на асфальт. Я просто остолбенела от такого его поведения. Другие женщины спешно собрали те цветы и отдали их тем, кто сидел уже в машине. Как такое забудешь?!
В доме Дины Медведевой я была несколько раз. Меня поразило много ухоженной рассады помидор и других растений. Уж она в этом знала толк.
А ещё помню, как в библиотеке № 6 на одном из творческих вечеров поэтов города, какое-то время было посвящёно кактусам Дины Медведевой. Мы на экране рассматривали принесённые хозяйкой слайды, а на них просто божественной красоты цветущие кактусы, выращенные её руками, и слушали её объяснения. Её любовь к кактусам была столь велика, что она даже выучила иностранный язык (не помню какой) ради того, чтобы прочитать инструкцию по выращиванию этих цветов на подоконнике. Горшочков с этими «ёжиками» у неё было где-то в районе сотни. И как она их перевозила из квартиры на новую квартиру – это целая эпопея…
Дина Ивановна очень хороший рассказчик. По телефону я слушала её рассказы и хохотала до слёз. Особенно она любила рассказывать про своего кота. Это такой котище, что я предпочла зашнуровывать шнурки на ботинках уже на лестнице, лишь бы быстрее уйти из их прихожей. Этот кот был пострашнее кусачей собаки.
Ещё помню, как Медведева каждый раз говорила, что ей уже ничего не надо, и она собирается умирать. А на весенние и осенние наши «сходняки» всегда приходила в новом красивом платье… Я смотрела и думала: Женщина и есть женщина. Умирать собралась, а о том, что ей надо быть красивой – не забыла.
Совсем случайно на «Стихи-ру», на моей страничке, среди прочитанных неизвестными читателями моих давнишних стихов, попалось мною забытое стихотворение «Перед закатом».
Перед закатом, в ярком наряде,
Осень в саду ворожила.
Лето умолкло, лишь в листопаде
С ветром листву ворошила.
…
Пробежалась взглядом по строчкам, а ниже – рецензии. Среди прочих читательских рецензий – Дина Медведева. (У меня мурашки пробежались по коже). Это же надо понимать: человека давно уже и на этом свете нет а слова, которые были написаны мне, живы, свежи… Читаю и даже голос её слышу: «Аннушка, я снова в гости к Вам! Мне понравилось стихотворение – с грустинкой, но лёгкое. А возраст – любви не помеха, лишь бы здоровье было. Успехов!» 24.03. 2012 г.
Интернет сохранил, а я? Пока жив человек, мы впопыхах слова воспринимаем, как текущую информацию. Вроде как: было вчера, будут и завтра. А оно – вот как вышло…
Что касается её творчества, то я уже и не знаю, кого бы из нашего города потов поставить рядом с нею. Очень сильные стихи! Жизненные, читаешь – сердце замирает… У меня остались ею подаренные книги на память, подписанные ровным красивым почерком. Только читаю я их сквозь радугу слёз…
Какого талантливого поэта город потерял! Хуже того, на её Интернетовской странице – пусто. Как, почему? Почему были удалены её стихи? По её ли это воле было сделано? Нет ответа. Очень-очень жаль…
Пускай не гаснет свет вдали,
Горит он ярко или тлеет,
Желаньем жить он сердце греет,
Хоть годы лучшие прошли.
Сейчас зима царит в природе,
Но сквозь скопленье снежных туч
Пробьётся вскоре солнца луч.
На чистом синем небосводе.
Он засияет ярко вновь,
Пробудит вкруг себя живое.
И пусть в сознании былое
Оставит только лишь любовь.
Дина Ивановна Медведева
---------------
Свидетельство о публикации №221121501340