Как справились с микробом наши предки

В 1910 году Константинополь и его окрестности поразила ужасная болезнь: холера.

Каждый день умирали сотни людей всех национальностей и вероисповеданий, населявших Константинополь: православные, армяне, мусульмане и евреи, так что могильщики не успевали погребать их.
Охваченный страхом народ искал спасения в храмах.

В православных и армянских церквах, мечетях и синагогах было полным-полно людей [1], которые со слезами взывали о помощи свыше, молясь о прекращении бедствий.
Тем не менее, эта болезнь продолжала свое смертельное шествие.

Константинополь представлял собой ужасное зрелище, всё кругом омертвело, как будто в городе прекращалась жизнь.

И вдруг в этой, казалось бы, безысходной ситуации, константинопольские христиане вспомнили, как в 1871 году при Патриархе Анфиме VI город был спасен благодаря Честному Поясу Пресвятой Богородицы.

Они воззвали к духовенству вновь привезти эту величайшую святыню в Константинополь со Святой Горы Афон.

В срочном порядке было созвано внеочередное заседание Священного Синода под председательством Патриарха Иоакима III и приняли решение послать на Святую Гору Афон делегацию, чтобы привезти в омертвевший от страха Константинополь «сие честное благочестия нашего сокровище».

Священный Собор Святой Горы Афон, получив Патриаршие письма с этой просьбой, немедленно поручил двум отцам, известным своей подвижнической жизнью, сопровождать Честной Пояс Пресвятой Богородицы в Царственный Град, подвергающийся столь тяжёлым испытаниям.

В день прибытия патриаршей делегации вместе с афонскими отцами, сопровождавшими Честной Пояс Пресвятой Богородицы, на вокзале собралась огромная толпа.
Там были люди всех возрастов и представители всех городских сословий.
Православные, армяне, мусульмане и евреи наводнили площадь на станции, чтобы увидеть ларец с долгожданной святыней.

В назначенный час туда прибыл Вселенский Патриарх Иоаким III в окружении архиереев Патриаршего двора и целого сонма священнослужителей.

И султан Хамид [2], и турецкое правительство тоже ждали прибытия Честного Пояса. По приказу султана они оказали ему самый торжественный приём.
Рота солдат во главе с офицерами выстроилась в два ряда перед вокзалом, чтобы выразить подобающее почтение этой великой святыне, в силе которой уже убедились все жители Константинополя во время эпидемии 1871 года.

Старец-Патриарх Иоаким III со слезами на глазах приложился к Честному Поясу, а затем, принял его из рук святогорских отцов и пешком, в сопровождении архиереев, священнослужителей и хора, прошел между двумя рядами воинов.
За ним хлынула толпа местных жителей.
Пройдя долгий путь до Фанара, Патриарх поместил священное сокровище в храме для всеобщего поклонения.
В храме непрестанно совершались богослужения: всенощные бдения и литургии, и туда стекалось неисчислимое множество людей, со слезами моливших Богородицу о спасении.

Неизлечимая болезнь сразу пошла на убыль, значительно уменьшилось количество умерших, а через несколько дней город Святого Константина был готов праздновать свое избавление: страшная эпидемия прекратилась.

Честной Пояс Пресвятой Богородицы привозили из Константинополя и в другие епархии, пострадавшие от холеры, такие как Пруссия, и они тоже освободились от страшной болезни.

Величайшая милость Пресвятой Богородицы простиралась на всех больных, независимо от их национальности и вероисповедания: все они были спасены от грозившей им смерти.




[1] Ошибаются те, кто говорит, что только турки закрывали храмы во время эпидемий. Это утверждение не соответствует действительности, потому что даже при турках храмы были открыты!

[2] Речь идет о султане Абдул-Хамиде II, который был филэллином.


Газета «СКРИП».
Переиздание заметки из греческой газеты от 1 сентября 1929 года.


Рецензии