Предпосылки движения Давуда ал-Мушкури

Предпосылки освободительного движения Давуда ал-Мушкури

В начале XVIII века дагестанские горцы и равнинные жители Восточного Кавказа избирают себе в качестве лидера национально-освободительного движения ал-Хаджжи Давуд-бека б. Мухаммад-хана (Мехмед-хан) ал-Мушкури ал-Джабали ад-Дагистани (1680–1735) — в последствии крупный лезгинский государственный деятель, полководец, организатор и руководитель антиперсидского (антишиитского) восстания, глава суннитского духовенства, мударрис.


Ал-Хаджжи Давуд родился в сел. Девела (ныне сел. Дедели Хачмазского района современного Азербайджана). По версии дагестанского историка Б.Э. Эскендерова ал-Хаджжи Давуд мог быть выходцем из высокогорного села Джаба ныне Ахтынского района Дагестана. В качестве аргумента приводится нисба богослова «ал-Джабали», данную нисбу можно также перевести буквально как «Горский», «выходец из гористой местности», т. е. «Дагестанский». Арабско-сирийское слово «джабал» на русский язык переводится как «гора», а селение Джаба расположено высоко в горах. Существуют другие лезгинские селения с аналогичным корнем — Джепель (лезг. ЧIепел) в Магарамкентском районе Дагестана, Джибир (лезг. Чипир, азерб. Cibir, ;ipir) — в Кусарском районе современного Азербайджана. В последнем, наряду с коренными джибирцами, проживают и выходцы из южнодагестанского селения Джаба (Ахтынский район Дагестана). Таким образом, не исключено, что выходцы из селения Джаба могли поселиться по тем или иным причинам в равнинном Дедели, а это в свою очередь позволяет предположить, что предки ал-Хаджжи Давуда действительно могли быть выходцами из селения Джаба Ахтынского района Дагестана.


В начале этого стихийного восстания мударрис ал-Хаджжи Давуд руководил отрядом ополченцев в лезгинской области Мушкур (лезг. Муьшкуьр). Бок о бок с ним воевали отряды военачальников — кайтагского уцмия Ахмед-хана (1666–1750), в окрестностях Шемахи — Али-бека ал-Цахури и др. Уцмий (усуми) Ахмед-хан (Ахмад-хан), как писал дагестанский (табасаранский) учёный-просветитель А.К. Бакиханов (1794–1849), «посредством тайных прокламаций старался возмутить жителей Ширвана и вооружить их против Персии».


«О, жители Мускура! О, жители Ширвана! — говорилось в одной из таких прокламаций, — Я хочу освободить вашу страну от рафизитов (т.е. шиитов — прим. автора). Если вы хотите избавиться от них, пошлите ко мне своих людей для переговоров».


Далее, как пишется в анонимной хронике «О борьбе дагестанцев против иранских завоевателей» (дата переписи: 1850/51), «те согласились, послали одного из самых благоразумных людей по имени ал-Хаджжи Давуд. Ал-Хаджжи Давуд прибыл к Ахмед-хану-усуми, и они начали переговоры». Историк А.К. Бакиханов пишет, что:


«Хаджи-Дауд Мускурский, духовный учитель, по выбору общества был отправлен к уцмию, с которым был обсужден и составлен план всеобщего восстания».
На встрече Ахмад-хан сказал ал-Хаджжи Давуду:


«Жители области Дагестана едины во мнении о [необходимости] сражения с шиитами и следуют за мной, кроме [одного] шамхала. Я хочу изгнать рафизитов из вашей области. Посоветуйте жителям вашей области [последовать за нами]. Если они согласны на это, то пошлите заслуживающих доверия лиц из ваших улемов, старейшин и праведников, чтобы договориться обо всём».


Ал-Хаджжи Давуд принял это предложение. Затем они разошлись, и каждый из них вернулся к себе на родину. Кроме того, во время пребывания в Дагестане (имеется в виду территория к северу от границ Лезгистана) ал-Хаджжи Давуду удалось склонить на свою сторону и местного правителя — Сурхая ; ибн Гарая ал-Гази-Кумухи (1680–1748). Вернувшись на родину, ал-Хаджжи Давуд провозгласил, что он призван Аллахом избавить правоверных суннитов от тирании исказителей и врагов ислама — шиитов.


В 1710 г. ал-Хаджжи Давуд возглавил восстание. К этому времени он уже был известным светским и духовным лицом в Лезгистане (географически Большой Южный Дагестан), борцом за суннитские идеалы, непримиримым противником кызылбашских шиитов и сефевидских властей. Современники отзывались о ал-Хаджжи Давуде ал-Мушкури как о незаурядной личности, даровитом военачальнике. По мнения дагестанского историка и общественного деятеля М.Г. Кахриманова (1936–2012) народно-освободительное движение дагестанских горцев (которое одновременно было и национально-освободительным движением лезгин) под руководством ал-Хаджжи Давуда возникло «не на голом месте, оно имело под собой солидные исторические, политические, социально-экономические и духовные предпосылки». Попробуем перечислить основные причины этого движения.


1. Борьба горцев против Персии, осуществляющей насильственную иранизацию Восточного Кавказа (Ширвана и Дагестана). Исходя из военно-стратегического, торгово-экономического и географического значения Восточного Кавказа, персидские правители давно, начиная с династии Сасанидов (III–VIII вв.) вынашивали политику захвата, оккупации и полного порабощения этого региона. Им помешали мужественные цари Кавказской Албании, а позже арабские завоеватели, распространившие среди лезгин и других горцев ислам суннитского толка. Затем на захватнический путь стало новое поколение персидских правителей — Сефевиды (XVI–XVIII вв.). К началу XVIII в. сефевидские кызылбаши, захватив Восточный Кавказ, стали осуществлять силой оружия крупномасштабную этническую чистку, изменять коренным образом этнический фон края, тем самым активизировав политические, национальные и духовные процессы в данном регионе.


2. Отстаивание религиозных идеалов, связанное с духовным порабощением мусульман-суннитов Восточного Кавказа со стороны мусульман-шиитов, насильственно навязывающих им свою веру и идеологию. Поэтому освободительное движение приобрело ярко выраженную антишиитскую направленность.


3. Отстаивание независимости Лезгистана (земли т. н. Большого Южного Дагестана), возрождение самостоятельной лезгинской государственности. Восточный Кавказ, особенно Ширван, к этому времени был превращён в полном смысле слова в колонию Персии. Жестокая эксплуатация, усиление налогового гнёта, произвол сефевидской администрации заставили коренное население региона взяться за оружие, восстать против своих угнетателей.


Российский историк Е.И. Козубский (1851–1911) в своей работе «Исторія города Дербента» (1906) по этому поводу пишет:


«Въ начал; XVIII в. въ Персіи происходятъ безпорядки, скоро перешедшія въ анархію. Миръ;Вейсъ, насл;дственный князь авганскій, открыто возсталъ, овлад;лъ Кандагаромъ и объявилъ себя ханомъ Кандагарскимъ. Шахъ Хуссейнъ I (1694–1722), безпечный и неспособный, «посрамительная жизнь» котораго была одною изъ причинъ безпорядковъ, тщетно посылалъ противъ него войска. На Кавказ; власть шаха была также потрясена».


Понимание основных причин позволяет по-новому взглянуть на горцев-лезгин первой трети XVIII в. Выделяются два основных этапа упомянутого народно-освободительного движения. Первый этап охватывает период времени, когда разрозненные народные выступления против сефевидских оккупантов, начавшиеся в 1707 г., благодаря деятельности ал-Хаджжи Давуд приобретают к 1710/11 г. и до Персидского похода Петра I (1722 г.) организованный и целенаправленный характер. На первом этапе движение носило исключительно антисефевидский, антишиитский характер. Более того, лезгины в 1720-е гг. пытались заручиться военной поддержкой Российского государства, но безрезультатно. Петр Великий предпочитал считать их бунтовщиками, восставшим против законной власти. Так, в сочинении «Исторія города Дербента» историк Е.И. Козубский даёт откровенно предвзятую (по понятным причинам) и негативную оценку личности выдающегося лезгинского государственного деятеля:


«Даудъ, челов;къ «подлаго рода» изъ дербентской области Мушкура, сд;лащись главою шайки разбойниковъ, присвоилъ себ; титулъ бека и вошелъ въ союзъ съ Сурхаемъ, ханомъ Казикумуха. Они взбунтовались противъ шаха, грабили Ширванъ и въ 1712 г. взяли и разгромили Шемаху, гд; русскіе купцы, изъ которыхъ многіе были убиты, потерп;ли громадные убытки до 4 мил. рублей. Отсюда они направились къ Баку, но были разбиты недалеко отъ него Дергахъ;Кули;бекомъ Дербентскимъ. Посл; этого они не перестали разбойничать, такь что къ 1719 г. заперты были вс; пути ширван;ской торговли, пока Даудъ не былъ схваченъ и посаженъ въ Дербентъ подъ стражу».


Второй этап начинается с военного вмешательства иностранных государств в события освободительного движения (1722 г.) и продолжается до предательского ареста ал-Хаджжи Давуда турецкими властями, добивавшимися его изоляции от освободительной борьбы (1728 г.). После этого освободительное движение приобретает в основном антиосманский и антироссийский характер, сохраняя при этом преимущественно антииранскую и антишиитскую направленность.


На первом этапе (1710–1722 гг.) разрозненные вооруженные силы народов Ширвана, когда во главе их стал ал-Хаджжи Давуд, лидер суннитского духовенства в Лезгистане, окрепли, а само освободительное движение приобрело массовый, всенародный характер. Оно охватило весь Ширван и значительную часть Дагестана (в границах на начало XVIII века). К ал-Хаджжи Давуду примкнули многие восточно-кавказские владетели со своими отрядами профессиональных воинов. Среди них хан уцмий Ахмед-Хан Кайтагский, мелик Махмуд Куткашенский и его брат Ахмад с сыновьями и др. Вместе они взяли штурмом г. Шемаху, главный оплот Персии в Ширване, отбросив персидско-кызылбашские войска на юг до Карабаха. Объединенные повстанческие отряды во главе с ал-Хаджжи Давудом разгромили основные силы Персии в Ширване во главе с беглербеком Хасан-‘Али-ханом, а также Угурлу-ханом Гянжинским, Шекинским правителем Кучук-ханом, наместником Кахетии, шахским ставленником Имам-Кули-ханом. Ал-Хаджжи Давуд освободил Худат, Шабран, Шемаху, осадил города Баку, Дербент, захватил г. Ардебиль.


«Даудъ;бекъ, ушедшій изъ Дербента изъ подъ стражи, набралъ 1 000 ч. войска, подъ видомъ службы шаху; соединившись съ Сурхаемъ въ Ширван;, онъ объявилъ, что они посланы отъ Бога избавить правов;рныхъ отъ еретическаго персидскаго ига. Съ толпами стекавшихся приверженцевъ Сурхай и Даудъ разгромили Ширванъ и наконецъ взяли и ограбили Шемаху (1721 г.). Даудъ;бекъ отдался, зная приготовленія Россіи, подъ покровительство Турціи, которая утвердила его ханомъ шемахинскимъ; за это Даудъ уступилъ ей провинціи по берегу моря, и Порта об;щала прислать войско для защиты ихъ. Тогда опасеніе, что Турція утвердится на берегахъ Каспійскаго моря, побудило Петра ускорить походъ… Однако въ трактат; съ Турціей, смотр;вшей враждебно на утвержденіе Россіи въ Персіи, заключенномъ въ Константинопол; 12 іюня 1724 г., Петръ лишь подъ условіемъ поддержки съ ея стороны Тахмаспа согласился не препятствовать Турціи присоединить н;которыя пограничныя съ нею персидскія области. Статья I этого трактата устанавливаетъ, между прочимъ, границу дербентскаго округа: «поелику, говоритъ она, лезгины ширванскіе, яко мусульмане, приб;гли подъ протекцію Порты, и Порта, принявъ ихъ подъ протекцію, постановила надъ ними ханомъ Даудъ;бега и, снабдя его на сіе достоинство дипломомъ, опред;лила м;стомъ его пребыванія городъ Шамаху, и сіе ханство им;ть будетъ границы землямъ своимъ по опред;ленію об;ихъ сторонъ».
К 1722 г. освободительное движение народов Восточного Кавказа во главе с полководцем ал-Хаджжи Давудом достигло больших успехов. Практически было покончено с вековым господством Сефевидов и сателлитов Персии. Ширван был полностью освобожден от иноземных захватчиков, и снова стал Лезгинским. Кызылбаши, местная администрация и знать в массовом порядке бежали из Ширвана. Движение нанесло сильнейший удар по Сефевидскому государству. Это привело к полной политической независимости лезгинского народа, и к возрождению исторического Лезгистана.


«Даудъ;бекъ былъ назначенъ ханомъ Дербентскимъ, и ему въ знакъ власти были посланы знамена и лошадиные хвосты (бунчуки), которыми отличались въ Турціи паши первой степени. Въ то же время Порта издала манифестъ, въ которомъ излагала, что Дербентъ н;когда принадлежалъ Турціи, и приглашала русскихъ вывести войска изъ Дагестана и особенно изъ Дербента, который султанъ т;мъ мен;е могъ оставить во власти Россіи, что въ немъ и въ настояшее время можно вид;ть мечеть, которую построилъ н;когда одинъ великій визирь Порты».


Автор: ‘Али Албанви

На фото: ал-Хаджжи Давуд-бек ал-Мушкури (реконструкция).


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

АЛ-МУШКУРИ, АЛ-МУСКУРИ (лезг. МУЬШКУЬР) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к исторической области Мюшкюр (Маскат, Мушкут); лезгинская историко-географическая область в южной части Приморского Дагестана и Северного Азербайджана. Соответствует южной части Дербентского и восточной части Магарамкентского районов, Кусарского, Хачмазского и Кубинских районов. Ограничен с востока Каспийским морем, с юга — р. Самур, с севера — г. Дербент.

ДЕДЕЛИ (азерб. D;d;li) — село в Хачмазском районе современного Азербайджана, вместе с сёлами Бостанчи, Кичик Барахум, Наги-оба и другими образует одноимённый муниципалитет. Расположено в Самур-Дивичинской низменности на левом берегу реки Кусар-чай, в 20 км к северу от города Хачмаз около ж/д станции Кусар-чай. Население Дедели составляет около 2 тысяч человек. В основном азербайджанцы, есть также татские и лезгинские семьи. Жители заняты животноводством и земледелием. Современные жители говорят на разных языках, главным образом, на местном говоре азербайджанского языка. Старожилы говорили, что прежде, а когда именно, они не помнят, там была большая мечеть, где настоятелем был человек по имени ал-Хаджжи Давуд, которого также называют «малла-буба», то есть «дедушка мулла». У лезгин существует имя собственное мужское — «Малла», которое раньше было весьма распространенным. А само слово «деде», от которого, по мнению местных жителей, происходит название селения, по-русски означает «старец», в переносном смысле «святой». Таким образом, Дедели — это то, что относится к святому старцу. Скорее всего, мы имеем дело с народной этимологией. Научная этимология данного топонима еще не предложена.

ДЖАБА (лезг. Чепер) — высокогорное село в Ахтынском районе Дагестана. Образует сельское поселение село Джаба как единственный населённый пункт в его составе. По одной из версий, Джаба является родовым селом выдающегося лезгинского государственного и военного деятеля, ал-Хаджжи Давуд-бека ал-Джабали ал-Мушкури (1680–1735).

МУЬШКУЬР (МАСКАТ) — лезгинская историко-географическая область в южной части Приморского Дагестана, то она соответствует южной части Дербентского и восточной части Магарамкентского районов, Кусарского, Хачмазского и Кубинских районов. Ограничен с востока Каспийским морем, с юга — р. Самур, с севера — г. Дербент. Мушкур описан у географа И.Г. Гербера (ок. 1690–1734) как округ, населенный суннитами, говорящими по-тюркски (судя по всему тюркский язык уже тогда был разговорным). Между тем, при описании событий 1711 г. полководец и мударрис, руководитель антиперсидского восстания ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури ад-Дагистани (1680–1735) везде именуется лезгином, даже «лезгинским владетелем», предположительно его родное село Девела (ныне сел. Дедели Хачмазского района АР) фигурирует как лезгинское (как и все окрестные сёла). По версии историка Б.Э. Эскендерова ал-Хаджжи Давуд мог быть выходцем из высокогорного села Джаба (лезг. Чепер, ныне Ахтынского района Дагестана): «что касается его происхождения из селения Дедели, то оно основано на сведениях Лопухина и Гербера, и на наш взгляд является ошибочным. Ал-Хаджжи Давуд имел в селении Дедели участок земли и дом, но ни эти авторы, ни один другой источник не утверждает, что он был уроженцем села Дедели. Наоборот, еще один летописец тех лет пишет, что ал-Хаджжи Давуд„…с давних пор постоянно проживает в нахийе Мюскур, находящегося в районе пристани Ниязова“». Остается предположить, что между 1711 и 1727 гг. Мушкур пережил значительные перемены — с этим согласуется выше сообщение И.Г. Гербера о том, что после 1724 г. ал-Хаджжи Давуд «перегнал» значительную часть жителей приморской равнины в Кабалу и Агдаш. О Мушкуре же И.Г. Гербер сообщает: «Уезд невеликий... а через мятежников ныне, которые обитателей мушкурских частию в Шемаху и в другие места увезли, а частию убили и разогнали...». Примерно то же говорит он о судьбе жителей Шабрана и Бермека. Позже существовал Мушкюрский участок (магал), который по-видимому делился в то время на две части: Мушкюр Кубинский (южная половина;) и Мушкюр Дербентский (северная поло­вина, куда как часть входил и Карблухский район).

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

УЦМИЙ — титул феодального правителя Кайтага (Хайдак, Кайтак). Слово уцмий (усми) взято от слова «сама-ви», по-арабски в смысле высокий (али). Слово это означает «высокий», в смысле высокий по чину и должности. По отношению к уцмию этот титул употребляется в смысле высокий по своему родству и до сих пор их называют «уцмиями». Происхождение термина точно не установлено, но выдвинуто несколько предположений. Многие версии о происхождении должности и звания и о его судьбе кратко резюмировал Е.И. Козубский: «Владетель Кайтага, поставленный арабами, носил титул исми (именитый), откуда — уцмий, власть и достоинство которого уничтожены в 1820 г. (Козубский Б-И. Дагестанский сборник. Темир-хан-Шура, 1902. Вып. I. С. 18.). С. Броневский в своей книге «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» (М., 1823, с. 310) подчеркивает: «достоинство Усмея есть второе по старшинству, поставленное в Дагестане аравитянами. Усмей на арабском языке означает начальника, повелителя». Только в надписи из сел. Цахур, датированной в 77/1278 г. х, встречается имя Исми (уцмий): «Это есть время основания Цахура но уничтожению селения Хиц, Исми-шамхалом» (Эпиграфические памятники Северного Кавказа. Ч. 1. Надписи X—XVII вв. Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л. И. Лаврова. М., 1966, с. 85).

Литература

1. Аббас-Кули-Ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. От смерти Надир-Шаха до заключения Гюлистанского мира между Россией и Персией (1747–1813 гг.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ZHJd8, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2021). — Яз. рус.

2. Аббас-Кули-Ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Период четвертый. От вступления на престол Сефевидов до смерти Надир Шаха (906/1501–1160/1747 гг.) Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ZHUn3, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2021). — Яз. рус.

3. ‘Али Албанви. История лезгинских областей: Шабран и Мушкур Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ZHTKB, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2021). — Яз. рус.

4. ‘Али Албанви. Мударрис ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури [Электронный ресурс] Режим доступа: http://proza.ru/2019/09/21/850, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2021). — Яз. рус.

5. ‘Али Албанви. Аббас-Кули-ага Бакиханов — выдающийся учёный-просветитель [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ZHVWY, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2021). — Яз. рус.

6. Алиев Ф.М. Антииранские выступления и борьба против турецкой оккупации в Азербайджане в первой половине XVIII в. — Баку, 1975. С. 23.

7. Исторія города Дербента. Составилъ Е.И. Козубскiй, д;йствительный члень;секретарь Дагестанскаго статистическаго комитета. Съ рисунками. Темиръ;Ханъ;Шура. «Русская типографія» В.М. Сорокина. 1906. С. 145–153.

8. История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв.. 1958. С. 95.
9. Кахриманов М.Г. Дважды возрождённый Лезгистан. XVIII век. — М.: «Логос», 2012. С. 26–28.

10. О борьбе дагестанцев против иранских завоевателей [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ZHUPr, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2021). — Яз. рус.

11. Эскендеров Б.Э. Имам из Мушкюра [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lezgigazet.ru/archives/35354, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2021). — Яз. рус.

12. Эскендеров Б.Э. Происхождение кубинских ханов: новая версия // История, археология и этнография Кавказа. Т. 15. №2. 2019. С. 132–148. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/1512, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2021). — Яз. рус.


Рецензии