Витиеватости судьбы

 
     Дедушка Семён Иванович по моей материнской линии был колбасником в Москве.  В послереволюционный период он был направлен в Красноярск начальником таможни. Тогда же он женился на сибирячке Анне Капитоновне.
 
    Эта моя бабушка Анна, по воспоминаниям мамы, в Крещение, распустив длинные волосы, погружалась в великую Сибирскую реку Енисей.

    Видимо у деда была обязанность прогуливать меня в детсадовском возрасте. Во время наших прогулок он выпивал кружку пива и давал мне глотнуть, а если не давал, я могла протестуя, сесть  в лужу.

    Девичья фамилия моей мамы Елизаветы Семёновны и её младшей сестры Лидии Семёновны - Фельдшерова.

    У бабушки Анны в роду был предок эфиоп, сосланный от двора в Сибирь за подозрение в отравлении, который в ссылке женился на сибирячке.

    И у моей мамы эта наследственная линия проявилась особенно сильно.
    Довольно выпуклые глаза и смуглость кожи, а также какой-то очень красивый изгиб тела, не поддающийся описанию. 
Мы с дочерью заметили это только когда ухаживали за ней, уже лежачей.

    На должности начальника таможни, дед  был соблазняем. Это конечно, очень огорчало мою бабушку Анну, которая, лет через восемь - десять после моего рождения умерла от рака.

    Жили мы в Красноярске в коммунальной квартире, по адресу Бограда 5.
Нашими соседями по коммуналке были Сикорские. Они приходили в нашу комнату играть в лото. Мою кроватку занавешивали от света, чтобы не мешать мне спать.

    У меня сохранилось фото, где я с Витей Сикорским, моим сверстником, еду на трёхколёсном велосипеде в квартире, а он стоит сзади.

    Возможно их семья имела отношение к Сикорскому - изобретателю вертолётов?!
    Как бы то ни было, я с Витей тогда дружила и его фамилия врезалась мне в память.

    P.S.Лет пять назад, экскурсанты из Красноярска, в Александро-Свирском
     монастыре, возвращающиеся сначала до Питера, взяли меня с собой в автобус ,
     отработавшую уже свои пару недель сопровождающей по этому древнему
     монастырю.
         В нашей поездке они рассказали мне, что сейчас улица Бограда дом 5
     является фешенебельным местом города.
    
     А наша семья проживает последние тридцать лет в Петербурге по адресу:
     Осипенко 5. Район не элитный, но по-своему, приятный.

    Характер у моей мамы Елизаветы был не простой. Про её характер мой отец однажды выразился так: «Надоели мне эти Карменситы».
 
 Тем не менее, когда мне пошёл шестой год, мама с моим отцом решили воссоединиться.  И мы с ней поехали из Красноярска в Ленинград и далее в Михайловку, что под Вырицей, где я пять лет назад  родилась и где жила моя вторая бабушка Поля, которая меня вскорости и окрестила в церкви Петра и Павла.
   
    Эта моя бабушка по отцовской линии Пелагея Никифоровна была очень милая и скромная. Мужем её в семнадцать лет стал Степан Андреевич Макаренко, который родился в крестьянской семье, где росли несколько сыновей, характер имел твёрдый и требовательный.
    В то время в царской России была намечена программа ликвидации безграмотности. Учителей надо было много. К ним пришли с предложением выделить кого-то из сыновей на обучение профессии учителя, в том числе и Закона Божьего.

    Мой прадед Андрей сказал, что отдаёт на обучение сына Степана, а остальные шесть сыновей пусть работают на земле.
    Степан стал учителем и священником, так как учителя должны были преподавать и Закон Божий.

    Он закончил свой жизненный путь в лагерях, а остальные братья преуспели в земной жизни гораздо больше. Знаю, что один из братьев лет сорок назад занимал высокий пост в Черновцах.
 
     Бабушка Пелагея после того, как деда посадили в лагерь, а дети уже повзрослевшие, разъехались в города учиться, жила одна в домике, и побаивалась.
 
     Молится она раз на коленочках, а в окно постучала знакомая: «Пелагея, возьми на постой путейского инженера. Человек он положительный». 
     Бабушка писала своей сестре, что только с этим человеком ей было хорошо, спокойно и радостно.

 P.S.  Когда я вышла замуж, спросила у бабушки, нравится ли ей мой муж? А она
     сказала мне, что главное, чтобы мне с ним было хорошо. Я ей ответила, что
     мне с ним очень хорошо и она сказала, что это самое главное.


     На фотографии из семейного архива моего мужа Александра есть фото мужчины в форме путейского инженера. Толи — это брат его деда, толи родственник, можно только гадать.
     Допускаю, что это он  мог встретиться моей бабушке Пелагее в жизни, но ненадолго. После письма мужа она уехала в Ленинград, помогать детям.
     Потом она жалела, что уехала от того человека так как "детям она нужна была как прислуга".

     Всего бабушка Поля родила семь детей. Только одна дочка Галочка  была болезненная, но очень красиво пела. В конце концов она умерла и люди говорили Пелагее, что Галочку Господь забрал к Себе.

     Когда у Пелагеи снова родилась дочка, она снова назвала её Галиной.
 Семья приехала в Ленинград. В Ленинграде Галочка переходила улицу, и кто-то её окликнул. Девочка обернулась и была сбита машиной насмерть.

     Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, младенца Галины и  отроковицы Галины и всех почивших моих сродников по матери, по отцу и по мужу.  Прости им Господи, согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и Причастие вечных Твоих благих и Твоей бесконечной жизни наслаждение. Аминь.
 


Рецензии