Месть волчицы

Ефим ЗЛАТКИН. Месть волчицы

 Сложив ладошки рупором, девчонка кричит:
- Настя!
  Эхо улетает далеко  :  « Я-я-я»
 Снова ладошки к губам: « Настя ,  королева».
 Теперь эхо возвращаясь, повторяется дважды: « Я-я-я ,а-а-а »!
 Девчонка смеется, машет кому-то в сторону: « Хватит  называть меня  стрекозой, мотыльком.
- Я –лесная   ко-ро-ле- ва» !
Протягивает руки вперед : « Доброе утро, поляна черничная ! Ягодки земляничные»!
Узнаёте меня?
 Настя - семилетняя    дочь лесника Ивана, живёт с родителями в небольшом домике , на окраине леса. Рядом- ни души!   До ближайшего   села Доброе-    больше трёх  километрах. Ездила туда с отцом  несколько раз: мололи зерно на местной   мельнице,  да покупали  обновки: износилась за лето.  В селе не понравилось: мужики на подводах крикливые,  тянут матерей за юбки дети сопливые . Дороги с ямами-ухаб за ухабами…
- Во-о-н, видишь,- отец  показал рукой  на красную крышу –там  школа! Сюда будешь приходить учиться!
 - Впереди целое лето!  Чего зазря сейчас говорить ?
 А вот на мельнице ей понравилось! Раньше не знала : как  на столе  появляется хлеб да булки? Есть и есть!
 Мама, улыбаясь, вынимает из печи румяные  булочки , покрытые розовой  корочкой .
- Не трогай,-   останавливает она дочь   , они  еще горячие, дай им  немного остыть .
 Вот и все  её прежние   познания: булки из печи, мука – из мешка.
 -А-а, оказывается, мука не из мешка? Мука из зерна, которое привезли на мельницу? Каждую весну отец выводит коня, пашет ,  а  мама разбрасывает  из лукошка  семена. И я   в поле, и младшая сестра Агафья, и  даже самый маленький  брат Костик . Вскоре появляются зелёные всходы. Потом  они поднимаются в рост,   желтеют   ,  наливаются   колосья  . Вот тогда моя  мама берёт в руки серп. Раньше  мне  не разрешала. Говорила, что я  маленькая,   серпом могу порезаться. Но  теперь с мамой  срезаю колосья, а отец их молотит на гумне,- рассказывает  Насте  новому знакомому- сыну мельника Арону. Ему, как и ей всего семь лет и он  тоже начинает учёбу в школе.
- Как ты интересно рассказываешь! Я не знал, откуда  берется зерно. Знал только , что из его мелется мука.  А потом её высыпают в мешки и люди забирают домой. Знаю, какая есть мука: пшеничная, ржаная,- говорит он,  поглаживая пальцами черные сросшиеся брови.
- Это потому что  высевается пшеница , рожь.
 Встряхнув   светлой чёлкой,  девочка  говорит:
 
- Я ничегошеньки в вашем  селе не знаю.  Только тебя. Давай подружимся?
- Давай!
 И  взявшись за руки,  они   побежали.   Арон  хочет  показать   Насте   водяную  мельницу, которую его отец Давид арендует :
- Смотри !  Внизу плотина,   вот здесь  она перегораживает реку. Вода льется на мельницу и…
- Что и?
- Из зерна мелется мука!
- Теперь я знаю. Знаю всё про хлеб и булки ,- захлопала в ладошки Настя.
- Стрекоза , ты где?- услышала требовательный голос отца.
Подбежала- такая сияющая, не выпуская из  ладони  руку мальчика.
-  Я не стрекоза. Я  теперь  королева,  а  это Арон! Мы будем дружить!
- Ну и ну,-  хотел пошутить Иван- лесник, но
только хмыкнул в  пшеничные  усы.

А сегодня   последний день лета . Вот и прибежала будущая первоклассница  в лес, чтобы перед школой   попрощаться со   своими  друзьями - полянками, деревьями , грибами да ягодами.

Как егоза- стрекоза, прыг да скок, прыг да скок! Вдруг услышала жалобное повизгивание.
- Волчонок?
Обошла дерево, отодвинула толстые  ветви, осторожно достала бурый живой комочек.
-Ну ничего, ничего,- мы тебя подлечим и привезём обратно.
 Заметила, что  у  волчонка сломана правая передняя ножка, сильно повреждён живот- из него постоянно сочится кровь. Переживая  за  найденыша, не разбирая дороги, помчалась   домой, к отцу.
Он мало того , что лесник, так ещё и лесной  лекарь! Научился кое-чему за двадцать лет, многое делает сам, а  когда  сомневается , обращается к знакомому  ветеринару Лейбе.  Он живёт в селе,  родной брат  мельника Давида.
 - Садись,- командует дочери.
 С  волчонком в руках,  быстро  взобралась на коня. Иван пулей взлетел  на него, пришпорил  босыми пятками  и только их видели.
Коня  гнал  не зря. Знает,  что  встретив  шабат в  пятницу  до захода солнца,  прекращают все работы.
 - А сегодня пятница,  ох-х , не повезёт,- беспокоится  он, бросая взгляд на заходящее  солнце.
 На взмыленном коне  залетел  во двор Лейбы. Детвора в нарядных  рубахах , с какими- то шапочками  на головах .   Женщины   накрывают  столы  белыми  скатертями , ставят на него подсвечники, пышные булки,  бокалы, вино.
-Что  такое, Иван?- Через пять минут  у нас наступает шабат?
-- Дяденька, дяденька!  Он умирает, спаси!- бросилась к нему Настя.
- Кто умирает?
-Мой волчонок!
- Волчонок? Для спасения живой души можно нарушить шабат?- войдя в азарт, спросил  ветеринар.
- Можно! Можно!- первым подбежал к нему паренек со сросшимися  бровями.
Его лицо показалось  Насте  знакомым  Да это же Арон , сын мельника!
Лейба облачился в тёмный халат ,  взял стонущего   волчонка и   ушёл в какое-то помещение. Вернулся через час, неся забинтованный  комочек   в руках.
- Ещё немножко и не выжил бы. Потерял много крови.
- Спасибо тебе, Лейба! Сколько я тебе должен? -стал благодарить Иван.
- А ты забыл, как  в  святой  для тебя день- в воскресенье ,  вытащил меня  из браконьерского капкана? Что тогда сказал?  За спасение живой души грех расплачиваться деньгами.
- Да! Так и сказал!
 -  Я тоже считаю, что грех  ,- и обратившись к жене и дочери сказал:
- Малка, Рейзеле! У нас  сегодня  дорогие  гости,-  поставьте для них    субботние  приборы.
 Арон, как старый знакомый взял Настю   за руку  и  повёл к столу, по дороге рассказывая:
 - Прошлый шабат мы отмечали   в нашем доме , а теперь у дяди Лейбы.    Садись! Здесь вся наша мишпаха»( семья)
 Для девочки , выросшей в крестьянском доме, всё здесь    было в диковинку. Булки называют по другому- халами. Они даже вкуснее, чем те, которые  выпекает мама. Вначале Лейба прочёл молитву на непонятном ей  языке, потом  стал раздавать  по кусочку халы с солью. После этого   налил  вино в красивый бокал  , каждый делал из него  только глоток и передавал другому. И только  после этого началась субботняя трапеза.
 А волчонок тихо сопел на руках.
- Можно я  к вам буду приходить его смотреть?-  спросил Арон, поглаживая малыша.

 … Волчонок  поправлялся .    Ласковый  ко всем, но  особенно к  Алёнке  и Арону ,   он обнимал  их    лапами,  лизал языком, словно хотел отблагодарить. Между ними   установилась какая-то незримая связь.
 -Хан, - так назвала Алёнка волчонка ,  понимал   их  по  взглядам , жестам, словам, а они постепенно  узнавали его  повадки.
 Хан быстро подрастал и всё чаще убегал в лес, не возвращаясь вначале по несколько дней , потом недель,  а позже и месяцев.
 Прошло два   года, как ушёл  Хан.  Начало осени.  Холодно.  Одевшись  потеплее,  Аленка вышла на улицу. Увидев волчьи следы на земле , громко воскликнула: « Хан! Хан! Это ты? Ты?
 Из-за угла показалась голова огромного волка. По тому, как он   поднял уши и завилял хвостом, Алёна узнала  в нём своего  волчонка. Бросились друг к другу :  он снова  обнял Алёнку передними  лапами, лизнул языком по щеке,  а она уткнувшись в шерсть, гладила и гладила его.
Девочка и волк  снова были вместе -и снова понимали друг друга?
 Вдруг Хан отскочил в сторону и куда-то помчался. Алёнка  по его движению поняла, что скоро  вернётся. Когда был совсем маленьким, то убегая , всегда оглядывался, этим самым показывая, что  не надолго. Вот и сейчас  повторяет  тот же самый поворот головы.
- Хан! Хан! Я тебя жду,- закричала ему вслед.
Заскочив в дом,   радостно всем рассказала про Хана.
- Я тоже пойду его встречать,- воскликнул Арон.
Хан бежал быстро,  прыжками.  А за ним катились какие-то серые шарики.
-Что это? Не понимаю,- вытянув руки в сторону Хана, удивилась Алёнка.
-Наш Хан оказывается не Хан?
- А кто?
- Ханеле! Мы думали, что это волк, а оказалась волчица. Значит, не Хан, а Ханеле! Идёт?
- Идёт!
 Волчица тем временем подбежала ,снова  стала ластится к детям: то к одному, то ко второму.
 Возвращалась к  волчатам ,которые заняв круговую оборону не подходили ближе, чем на двести  метров,  а потом   снова подбегала к Алёнке и Арону.
-  Я понял, что Ханеле пришла  не случайно.  Она хотела показать нам своих детей,- проговорил Арон,- волчица понимает всё, как человек. Жалко, если уйдёт навсегда,- проговорил Арон.
-  Не волнуйся! Я её всегда найду.
… Прошёл ещё год, а может и больше.
Вся семья выскочила на громкий стук в дверь: заскочил Арон, испуганный, грязный ,  в крови .
 В семье  Ивана уже знали, что евреев села поместили в гетто, окружили его колючей проволокой. Несколько раз Настя с отцом и мамой подходили к ограде, но полицаи на них  кричали, немцы наставляли автоматы. Однажды она  даже  перелезла через проволоку, нашла  Арона, передала пару картофелин и сказала:
- Убегай! Мы тебя спрячем.
-И вот теперь он прибежал! Молодец! Но почему так напуган и взволнован?
- Сегодня всех расстреляли – и маму, и папу, и дядю Лейбу- всех,всех! И меня. Я вылез из ямы. Мне нет к кому идти.
- Здесь он  будет , жидёнок , здесь!  Больше ему негде прятаться,-услышали голос старосты Никанора, который жил по соседству   с мельником и часто видел  Настю и Арона  вместе.
 В дом ворвались полицейские, и  ударом  прикладов  выбросили  мальчика во двор.
Ивана , его жену  Ганну    и троих детей тоже вытолкнули на улицу.
- Вас, жидовских пособников  при всех  казним, другим будет наука,- хохотали полицейские , радуясь удаче.
 Под дулами ружей бросили на подводу, связали  руки узлами.
- Не крути   руки ,  гад!-  прохрипел  Иван и сразу же получив удар по голове.
 Дети заплакали и в ту же минуту Настя соскочив  с саней ,  бросилась в снежную пургу.
Полицейские даже не успели поднять оружие, как она замела её след…
 Девочка бежала и кричала: « Хан»! Хан!
В минуту волнения она называла волчицу её  первоначальным именем. Несколько раз встречалась с ней возле упавшего дерева, где подобрала.
 Вот и сейчас падая в сугробы , она туда бежала и кричала: « Хан» ! « Хан»!
 Её душераздирающий крик разносился по лесу, возвращаясь: « Ан- а-н-н…».
 Сколько бежала, сколько кричала не помнит?  Только очнулась от того, что-то горячее  и большое наклонилось над ней.
Настя  обнимала волчицу, гладила её по   морде,  плакала , что-то шептала . Они давно научились понимать друг друга.   А на горке за ними наблюдала  волчья  стая- дети и внуки Ханеле. По какому –то невидимому её сигналу,  они скатившись   вниз  и  все вместе рванули в буран.
 Покрасневшие глаза  хищников сверкали горящими  огоньками, скрипели зубы, волчья стая вышла на охоту.
 …А Никанор спал и видел себя хозяином  большой хаты , где раньше   жила семья Давида, видел  себя в его халате,видел, что сидит за его столом.
- Немцы  пообещали  за поимку евреев награду. Попрошу себе дом мельника. Кто словил жидёнка? Я! Кто догадался быстрее всех , где он? Я!--разговаривал сам с собой во сне.
 Проснулся, подошел к чулану, повертел в руках  тяжелый амбарный замок. Открыл дверь.
-Дяденька Никанор, отпустите.  Я  вам  ничего  плохого не сделал. Мне холодно, всё болит,- начал проситься  мальчик.
-  А кто, суки,  Иисуса распял?  Кто  Россию продал?
- - Какого  Иисуса? Я его ни разу не видел!
-Скоро  увидишь. Я тебе организую встречу с ним,- как змея,  прошипел  Никанор.
Заперев   беглого на дополнительный замок,   он    остался собой  доволен.
- Утречком самолично сдам жидёнка  коменданту ,-  рассуждал  про себя    немецкий староста ,-  дом мельника   будет точно моим!
  Засыпая ,  хотел  себя снова  увидеть  в большом доме –
место этого увидел над собой волчью морду и оскаленные зубы.
Ханеле впервые вонзила их в горло человека, а стая ворвалась в
  полицейский участок…
   Погоняя лошадь  ,   Иван  увозил на санях  в лес  свою семью и  избитого Арона.
    Алёнка укрывала его овчинной шубой,  волчица бежала впереди, волчья стая  летела за ними  следом.
 
…  Эту невероятную историю  мне  поведал    в Израиле мой старый   знакомый  по имени Иван.
-   Невероятно!  Кто тебе её  рассказал  , или сам выдумал?
- Дедушка Арон и бабушка Настя. Да вот и они, на фотографии.
 Смотри!
 Светловолосая девчушка и паренёк со сросшимися черными   бровями стояли по обе стороны большого волка. А на обратной стороне фотоснимка было написано: «Мы и Хан»…






il


Рецензии