Крик канюка

Крик «канюка».

          На Среднем Урале постоянно обитает шесть видов дятлов. Своеобразная группа птиц древолазов-дуплогнёздников. От многих других птиц они отличаются своим поведением, способом питания и объектами питания. Их довольно просто найти в природе и понаблюдать за ними (кроме чёрного дятла или желны – он не любит этого и старается скрыться). Все они выдают своё местоположение различным по громкости стуком. Кроме седоголового, конечно. Он деревья не долбит с целью добычи пропитания, потому что его любимая пища -- это муравьи и их личинки.  Все дятлы, без исключения, для выведения птенцов долбят весной дупла в разных породах деревьев, и даже иногда по нескольку.
          Уже за первые несколько лет наблюдений за птицами мне удалось отыскать дупла всех дятлов, кроме седоголового. У нас его все неправильно называют зелёным, так как его оперение полностью окрашено в различные тона зелёного цвета, кроме пепельно-серой шапочки на голове. И вот как-то в середине апреля вышел к небольшой поляне посреди старого осинника. На опушке увидел лежащий ствол старой толстой осины и решил отдохнуть, а заодно и перекусить. Ярко светило солнце, лаская лучами лицо, и даже осиновый ствол с отлетевшей корой, казался тёплым. Зажмурился, подставив лицо солнцу, и вытянув уставшие ноги. В лесу было тихо, только далеко, почти на пределе слышимости, слышался барабанный перестук большого пёстрого дятла.
         Так, блаженствуя, просидел минут десять. Как вдруг услышал знакомое «кияй», повторившееся с перерывами несколько раз. Это же голос канюка парившего над лесом! Удивлённо открыл глаза. Не может быть! В лесу, хотя и тонким слоем, лежал снег. Он полностью растаял только на поляне и её северной опушке осинника. А канюки прилетают, когда снег практически отсутствует, оставаясь в самых затенённых местах и оврагах. Поднимаю голову, ищу в небе птицу. Но её не видно.Снова слышу плаксивый и гнусавый крик канюка. И раздаётся он как бы с одного места. Но канюки кричат только в полёте! Какой-то неправильный экземпляр…
         Опять слышу повторяющийся с одного места крик. И доносится он как бы с вершины высокой осины. Вглядываюсь в  переплетение голых ветвей, и только сейчас замечают, что осины начинают цвести. Везде с ветвей свисают, пока ещё не вытянувшиеся серо-зелёные серёжки. Что-то шевельнулось на самой макушке. Ага, различаю силуэт  птицы. Но это не канюк. Сидящий канюк величиной с крупного ворона, а этот даже поменьше лесной горлицы. Цвет оперения из-за расстояния разобрать невозможно. И тут вспоминаю про бинокль, лежащий в рюкзаке. Торопливо достаю, вынимаю из чехла и навожу на объект наблюдения. Вот так дела! Вижу седоголового дятла! Он сидит на ветке вдалеке от ствола. Слегка вытягивает шею, приоткрывает длинный клюв и я слышу «кияй», «кияй». И так больше десятка раз. Но вдруг он обрывает песню, как бы захлёбываясь, срывается с ветки и характерным для большинства дятлов ныряющим полётом скрывается в лесу.
           В следующий раз я оказываюсь в этом месте через неделю. Снега уже нет, осины отцветают, и везде на прошлогодней побуревшей листве лежат опавшие длинные серёжки. Немного не доходя лежащей осины слышу знакомый голос. Хотя нет. Теперь он мне слышится как «кью – кью – кью…». То есть как длинная непрерывная трель. Я в некотором недоумении всматриваюсь в верхушки деревьев. Нахожу певца на соседней высокой осине. Бинокль сегодня на груди. Сейчас дятел сидит ко мне анфас. Хорошо видны светло-серо-зелёные грудь и брюшко, тёмно-зелёный хвост и ярко-зелёные плечи крыльев. Шапочка пепельно-серая, с красным пятном на лбу. Издав несколько трелей, дятел улетает в старый осинник. Причём, как мне показалось, в том же направлении, как и в прошлый раз. Что-то это подозрительно!
         Иду за ним, внимательно вглядываясь в стволы высоких зеленокорых осин. Что-то легко ударяется о правую щёку. Автоматически пришлёпываю, как комара. Отнимаю от лица руку. В ладони светло-бурая щепка. Даже не щепка, а скорее крупная опилка. Странно… Взгляд обращается на землю. На ней тоже видны мелкие кусочки древесины, причём светлые. Наклоняюсь… ага, есть и буроватые, только их плохо заметно на прошлогодних листьях. В направлении дующего ветра их становится всё больше. Дорожка из щепочек привела к толстой сухой осине. В ней на разных высотах виднелись дупла. Одно из них показалось мне свежим. Оно располагалось примерно на высоте пяти метров на месте сгнившего и отвалившегося сучка. В дупле показалась голова дятла, державшего в клюве несколько щепочек. Он сбросил их вниз и вновь скрылся.
         Я знал, что седоголовые дятлы не долбят древесину при строительстве дупла, а отщипывают гнилушки небольшими кусочками. Поэтому процесс строительства затягивается до трёх недель в зависимости от состояния древесины. Решил прийти дней через десять, но не получилось. К дуплу я попал только в конце мая и когда поскрёб палкой по стволу, услышал дружный писк птенцов.
         В последствие этот опыт мне пригодился. По дорожкам из щепок я нашёл немало свежевыдолбленных дупел дятлов, и не только седоголовых.


Рецензии
Вечера доброго Вам, Вадим!

Как же в этом мире все непросто и необыкновенно интересно.
Понятия не имел, что существуют дятлы, никогда не долбящие древесину ради добычи пропитания. И уж тем более никогда не слышал, что дятел так кричал...
Даже немного завидуешь Вам, когда читаешь о таких наблюдениях.

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   19.09.2022 17:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!

Вадим Светашов   19.09.2022 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.