На чужой каравай рот не разевай

               
         На практике в колхозе я была определена на постой к одинокой старушке. Маленькая, опрятная, с седыми волосами, убранными под белый платочек, повязанный «хаткой», она мне сразу заявила:
  -  Зови меня бабкой Фросей.
 Говорила она негромко, певуче, мне казалось, что чистота и прохлада в небольших комнатках именно от её голоса. Что в домишке прохладно, было очень важно, потому что жара стояла немилосердная уже больше месяца.
         Обмелела речка, жухли травы, листья безжизненно висели на деревьях. Босой ногой нельзя было ступить на раскалённую землю, которая даже за ночь не остывала. Вот, поистине, « солнце высушило землю на три дня птичьего полёта». И люди, и природа просили дождя, а его всё не было.
         В один из дней бабка Фрося поднялась чуть свет и затеяла возню  на дворе возле печки под навесом, а меня отправила «на ключ» за свежей водой, строго наказав воду из ведра не пить. Вернувшись, я увидела, что моя хозяйка, принаряженная, заворачивает что-то в рушник и, взяв у меня ведро с водой, направляется к калитке.
         Выждав несколько минут, я последовала за ней.  Бабка Фрося, подойдя к перекрёстку, огляделась по сторонам, выбрала место почище, расстелила прямо на земле газету, рушник и выложила дивной красоты каравай, изукрашенный цветами и колосьями также из теста. От аромата свежевыпеченного хлеба даже голова закружилась. Рядом было поставлено ведро с родниковой водой.
           При этом бабка всё время что-то шептала. Я, спрятавшись за деревом, только и расслышала, что поминает она четверг да Николушку.:
Чудотворец-Николай,
Ты людей не обижай!
Добрый Николай-угодник,
Ты пошли скорее дождик,
Чтобы люди были с хлебом,
Каравая сам отведай.
Принесла тебе девица
Чистой ключевой водицы.
           После чего вылила ведро воды вокруг каравая на землю, перекрестилась и, не оглядываясь, пошла в сторону дома. Я, обойдя сторонкой, поспела вернуться домой раньше хозяйки. Бабка Фрося, вернувшись, заявила мне:
      - Ну, нынче дождь пройдёт хороший.
 Я недоверчиво покачала головой – день с самого утра наливался жарой, солнце в бездонном небе висело раскалённым шаром.
           В амбулатории полдня только и разговоров было о каравае на перекрёстке. Я молча улыбалась… Вернувшись домой, прилегла отдохнуть и проснулась от грохота и шума дождя. На улице хлестал ливень!
        Бабка Фрося, накрывая стол к чаю, резала на блюде каравай. Мне с улыбкой сказала :
  -  Садись, девонька, чать, утром обиделась, что каравай унесла? Нынче четверг, Николин день, вот я его и угостила. Вишь, принял гостинчик, дождь нам послал. А это нам с тобой да соседскому Николке ломоть с мёдом дала.
А потом за чаем рассказала историю поговорки Оказывается, раньше был обычай: перед тем, как все сядут за стол, хозяин выходил на улицу из хаты и громко кричал: «Есть кто голодный?» То есть хозяин разевал рот «нараспашку» и звал на свой каравай всех голодных.

         


Рецензии