Отголосок прошлого

        Наконец  вдали показался берег. Это Одесса. Как не любит моряк море, а берег всегда его ждет. Четыре месяца  ходили курсанты по  Черному морю на парусном судне «Товарищ». У этого судна богатая история. «Родился» он на верфях Германии ,его называли «Корабль мечты» , а   в конце войны, у острова Рюген был подорван немцами, чтобы не достался русским. Более  тридцати пробоин было в корпусе. Потом его снова  восстановили и он, получив имя «Товарищ» в честь учебного парусного судна «Товарищ», затопленного фашистами в тысяча девятьсот сорок третьем году,  у входа в порт города Мариуполь.   Восстановленное судно получило порт приписки на Балтике , в Кронштадте и только  в 1951 году парусник был передан в Херсонское мореходное училище им. Шмидта. Он стал базой для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона.

 
        Артем ждал , когда  корабль придет в порт и он, наконец, увидит свою любимую Олесю. И вот, он уже видит ее в голубом с белыми ромашками  сарафанчике и букетом полевых цветов. Значит, успела сбегать на «их»  место за его любимыми ромашками и голубыми колосьями ковыля!


        Едва он успел обнять свою Олесю, как к нему подбежала какая-то незнакомая женщина, оттолкнула Олесю и, как не при полном уме, бормотала  - «Сыночек мой, сыночек мой, нашла я тебя, нашла!». Артем ничего не мог понять, кто эта красивая, еще молодая , модно одетая женщина, пальцы которой  тонули в перстнях, а  на шее поблескивала  тяжелая золотая цепочка со Знаком Зодиака Девы.


        Быстрыми шагами, окликая  женщину по имени, к ним шел их помощник капитана Заграйчук  Иван Данилович,  самый противный и нелюбимый ни командой, ни курсантами человек. Сколько крови от  «попил» с ребят, а особенно с Артема. С самого первого дня на барке «Товарищ» помощник капитана, как будто специально отыскивал Артема и  находил любую причину, чтобы наказать курсанта. Артем шутил с ребятами, что, наверное,  в прошлой жизни Заграйчук был курсантом, а Артемка – капитаном! Артем мечтал, что только они придут в родной порт он навсегда избавится от этого зануды. И вот,  что надо ему и сейчас от Артема?


      Женщина, заметив Заграйчука, отпустила Артема и бросилась на шею мужу:
        - Ваня, Ванечка! Я его нашла, слышишь! Нашла нашего Артемку! Это он, Ванечка, он! Это наш сын!

       Женщина, схватила Артема за левую руку, перевернула кисть  ладошкой кверху и то же сделала с рукой мужа. У обоих на запястье была родинка в виде серпа.
       Женщина обернулась снова к Артему.

       - Сынок, скажи, ведь у тебя есть одна золотая серьга с  янтарем, в котором  застыла  половинка иголочки хвои и красная маленькая записная книжка, в которой я написала, что найду тебя и чтобы тебе дали имя Артем! Прости меня сынок, что ушла, оставила тебя в роддоме! Прости, я все тебе расскажу!


       И Заграйчук , и Артем, и Олеся стояли как вкопанные, не зная что делать и как поступить в этой ситуации. Первым опомнился Заграйчук и сказал, что нечего здесь публику развлекать, нужно ехать домой, там все проясним.  Олеся извинилась и ушла, понимала, что сейчас она лишняя. Они вышли за территорию порта, сели в автомобиль «Волга»24, который ожидал их на стоянке.


       Чета Заграйчуков жила в старой части Одессы, но у них был чудесный дом  из окон которого было видно море. Дом был полной чашей всего, что имело ценность. Алла Викторовна, как понял Артем,  его родная мама пригласила всех к столу.  Но вкусная, дорогая еда не лезла в горло Артему. Он вспоминал Дом Ребенка,  старенькую няню Анфису, ее натруженные, шероховатые руки и теплую бутылочку с  жидкой, чуть сладкой  манной кашей. Потом был детский дом, синяки от побоев  от старших мальчишек,  курение бычков, собранных у пивных киосков.  Мама! Где же она была, мама, чем он провинился перед  нею, разве только своим рождением на этот свет?


        Все оказалось до боли просто! Алле было всего семнадцать, а Заграйчуку – девятнадцать лет. Когда он узнал, что Алла беременна, он был просто в шоковом состоянии! Какой ребенок? Он секретарь комитета комсомола училища, член бюро райкома комсомола! Она несовершеннолетняя! Через год у него выпуск!


        Иван долго уговаривал Аллу сделать аборт. Он окончит учебу, станет офицером, тогда они и поженятся, а дети – дети у них еще будут! Но, Алла струсила! Она уехала из Одессы в Винницу к дальней родственнице, одинокой и еле живой двоюродной сестре своего отца. Ей, полуслепой старушке, она наврала, что она замужем, но сбежала от мужа из-за его пьянок. Она доносила и родила ребенка, а  ночью сбежала, оставив малышу записную книжку и сережку на память, растворилась в ночи.  Ее искали, но адреса своего , как и паспорта она не предоставила, заверяя, что тетя принесет документы утром. Прошло несколько дней и «отказника» передали в Дом Малютки. Сердобольные нянечки завернули в носовой платочек «приданное» Артемки и просили воспитателей не терять этот «подарочек» от матери. За свои детские годы Артемка сменил почти пять детских домов по всему Союзу.


        Алла вернулась домой. Она продолжила отношения с Иваном. Через несколько месяцев Иван получил звание морского офицера и назначение на Северный флот. Там они и поженились. Карьера Ивана стремительно росла, однако детей иметь он не хотел, обременять себя детьми и все уговаривал Аллу, что нужно пожить для себя. Один аборт, второй, третий... Четвертый - чуть не стоил Алле жизни. Больше детей иметь она не могла. Ивана все устраивало! Красивая жена, хороший доход, кое-что «прилипало» к рукам, пока не запахло «жареным» и, подав рапорт командованию о переводе  на Черноморский флот по состоянию здоровья супруги, он оказался в Одессе.


        Когда Алла  поняла, что детей у нее больше не будет, она   направила все свои силы, связи, деньги на поиски, брошенного ею, семи часов от роду сына. Но Артем, как в воду канул!  Двенадцать лет – как один день, но поиски не давали результатов. Но, видимо Провидение дало ей шанс. Однажды в газете «Советский флот» она увидела снимок к статье о курсантах Херсонского морского училища имени Шмидта.  Один из курсантов так был похож на ее Ивана в молодости, просто одно лицо! Она собиралась недолго. Билет на поезд и через несколько часов Алла была в Херсоне. Но курсанты этого курса были в учебном плавании на парусном судне «Товарищ».  Значит и сын и муж сейчас вместе на корабле и не знают что они отец и сын! Она узнала от одного из товарищей Артема, есть ли серпообразная родинка у Артема на левой руке. Товарищ подтвердил – есть.


         Теперь она будет их ждать! У них будет настоящая, полноценная семья!  Сын! Какое счастье, сын! Правильно говорят, чтобы понять радость обретения, нужно пережить горечь потерь!


         Артем,  молча слушал эту женщину, которая называла себя его матерью, смотрел на мужчину, который с самой первой минуты его зарождения не желал его и настаивал на его уничтожении, и который даже сейчас не хотел быть его отцом. Но, мать все говорила и говорила о том, как они счастливо заживут втроем, все нажитое достанется ему, их сыночку Артему, как отец поможет ему в продвижении по службе.


        Уже темнело.   Артем поднялся. Поблагодарил за откровенный разговор и приглашение в гости. Ему нужно было возвращаться на корабль. Алла хотела его остановить, ведь папа договорится:


        -Алла Викторовна, Иван Данилович! Мне ничего от вас не нужно, ни вашего родства, ни богатства, ни наследства! Вас не было в моей жизни раньше, когда я в вас нуждался, когда не мог себе представить лица своей мамы и видел ее в каждой, проходившей мимо меня молодой женщине. Вас не было тогда, нет и сейчас,  и не будет в будущем. Я очень рад, что Иван Данилович не видит во мне своего сына, как и я не вижу в этом человеке с холодным, расчетливым сердцем своего отца. Он даже как мой командир  всегда внушал мне отрицательные чувства! Извините, что отнял у вас столько времени! Больше нам видеться не стоит! Прощайте!


         Он не простил, он не на словах знал, что такое предательство, а этого не могла простить  им не только его сердце, но и его честь морского офицера!


Рецензии