Корейский детектив, часть 42

Но в XIV веке в горах Швейцарии появилось совершенно новое войско. Это были пехотинцы, подавляющее большинство которых не имело никаких доспехов [131, с.106]. Но зато основная масса этих воинов была вооружена пиками длиной почти 5,8 м. Швейцарцы держали пики на высоте плеч, в широко расставленных руках, направив их острия несколько вниз [131, с.104]. И если рыцари сражались каждый сам по себе, то швейцарские пехотинцы – правильным строем, подобно древнегреческой фаланге или древнеримскому легиону. Современники так описывали наступление швейцарской пехоты: «Скорость наступления швейцарцев таит в себе нечто зловещее; лес пик и алебард перехлёстывает через вершины нескольких близлежащих холмов; спустя несколько мгновений они уже волной двигаются навстречу строю своих противников, и тут – ещё до того, как те успеют осознать своё положение, – они уже наваливаются на врага всей силой своих четырёх рядов остриев пик, направленных вперёд» [131, сс.107 – 108]. Приобрести такую длинную пику мог позволить себе любой крестьянин, а чтобы научиться ей действовать в строю, отнюдь не требовалось упражняться в военном деле с детских лет.
И вот эта швейцарская пехота, состоявшая из горцев-крестьян, ощетинившихся длинными пиками, начала раз за разом бить гордых европейских рыцарей. Самый страшный удар получили австрийские и бургундские рыцари в сражении у деревни Лаупен, недалеко от Берна, 21 июня 1339 года. Действуя на открытой местности, вполне подходящей для действий рыцарской конницы, 7 000 швейцарцев наголову разгромили 17 000 австрийцев и бургундцев. О степени разгрома рыцарей свидетельствует тот факт, что среди погибших австрийцев и бургундцев было не менее 80 титулованных особ [132].
Таким образом швейцарцы XIV столетия сумели найти дешёвый противовес закованной в латы рыцарской коннице. Этим провесом стали пехотинцы без доспехов, но с очень длинными пиками, сражавшиеся не толпой, а правильным строем. Благодаря такому вооружению и методике его применения плебеи начали побеждать аристократов.
Весть о победах швейцарской пехоты быстро облетела всю Европу. И постепенно главной ударной силой всех европейских армий стали уже не рыцари, но швейцарские пехотинцы – наёмники. Рыцарская конница начала потихоньку умирать. Это было началом конца Средневековья и первым шагом к Новому времени, к тому миру, в котором мы все живём.

Продолжение следует...


Рецензии