Homo sapiens

«Человек разумный» - так называется наш биологический вид. Мне кажется, это название не совсем точное: ведь говоря о разуме, мы обычно имеем в виду прежде всего его логическую часть, ту, которой сегодня обладают и машины, и в которой машины завтра могут нас превзойти. Но не только в этой способности наше отличие от мира животных. Большое развитие этой способности на потребовало когда-то разделения человечества на две части (это похоже на разделение труда): только у половины людей эта способность могла должным образом развиваться – при условии, что у другой половины развивалась другая способность: способность любить. Один человек превратился в двух, развитие логического разума у одного означало, что кто-то другой его очень сильно любит, возможно, даже на расстоянии. Такова свойственная только людям парность. Самоотверженная привязанность, необходимая для выживания и развития обоих, и всего общества – эта наша особенность совершенно ускользает, когда мы слышим слово «разумный». Хотя, можно сказать, что это всего лишь другой вид разума, имеющий по крайней мере равное значение с разумом логическим.

Возможно, у бывших до нас видов людей было по-другому, и они совмещали в себе обе части разума. Перед ними мы, опять же возможно, получили преимущество из-за указанной особенности, что позволило нам другие виды потеснить. Но потом, когда эти виды вымерли, конкуренты исчезли, а особенно после того, как человек открыл природные материалы, новые технологии, облегчившие ему существование, он мог посчитать, что теперь достаточно одной только логики для выживания на планете, логической части больше та часть, которая любит, не столь и важна, раз нет крайнего напряжения сил. Однако другим человек уже не мог стать. Игнорирование своей особенности делало его несчастным, он полноценно не жил.

В животном мире мы не найдём ничего подобного. Пары, которые создают животные, нужны только для размножения, они не требуются для выживания и развития самих этих особей. Общественная организация пчёл, муравьёв, или, например, рыб, не требует пар, разумность этой организации достигнута другим путём. Мы другие, мы возникли иначе и нам не подобает заимствовать что-либо из животного мира, нам это всё равно не подойдёт.

Мы пытались жить по-другому. Пары, возникающие при развитии людей, то есть детей, мы разрушали, навязывая себе представление о том, что пара создаётся только во взрослом возрасте. Но во взрослом возрасте человек уже не может измениться. Это делало человечество несчастным. Всё это от непонимания того, как мы устроены, того, что такое разум, того, что логический разум – это ещё не весь разум. Мировые религии спекулировали на этом столетия и тысячелетия. Христианство говорило о важности любви –  хотя это наша естественная часть, и нас не нужно учить любить, как не нужно учить и логически рассуждать  – не указывая прямо на главную проблему. На то, что разум – это оборотная сторона любви, в паре людей. И без понимания этого действия человечества не могут быть разумны, оно не может стать взрослым. Вместо этого предлагалось любить врагов, терпеть и ждать.

Мы мало знаем об этом мире и возможно, не узнаем никогда: действительно ли это особенность нашей биологии или всё это лишь сцена, на которой действуем мы, являющиеся на самом деле более тонкими существами, принадлежащими к другому миру. Но для того, чтобы не совершать грубых ошибок, жить, быть счастливыми и иметь возможность достойно выглядеть в глазах инопланетян, которые прилетят уничтожить нас (допустим) и зададутся вопросом, чем человечество лучше логически мыслящего животного, почему бы не заменить его на искусственный интеллект, а также для того, чтобы сохранять, а не уничтожать наш мир и самих себя, для всего этого нам и не нужно много знать.


Рецензии