Хтонь и зависть
За первое полугодие 2021 года в нашей большевистской державе было зафиксировано 3064 попытки самоубийств и завершенных суицида. Это на 43 процента больше, чем в 2020 году, когда произошло 2146 самоубийств с попытками. Так по статистике.
Считается, что виной этому загадочный психосоциальный стресс от современной цивилизованной жизни. Цивилизация с ее высококультурным уровнем и невероятной мобильностью, быть может, и создает панические атаки в мегаполисе. Но в наших уральских окоемах... Без гламура, конечно, не обходится, но не до такой же степени. Да и психиатров в местных больницах нет.
Средний Урал, Артинский район, Артинский ярус. Осенью в селе Пристань мужик повесился. 30 лет, семья, дети, долги. Считался предпринимателем. И вот очередной суицид. Местные эксперты похоронных дел считают, что достаточно частое дело. В причины, естественно, не вникают - своих ритуальных забот предостаточно. Впрочем, в причины давно уже никто вообще не вникает. Потому что нет в подобных событиях высокого пафоса и требуемого жизнерадостного оптимизма. Сплошная скорбь.
Скорби и без того хватает: учитывая, что с 1995 года население Артинского района сократилось с 45 тыс. до нынешних 27 тыс., ситуация угрожающая. Территория превращается в пустошь. Но незаметно, что кто-то обращает на это внимание.
Средняя зарплата по району – 14100 рублей в 2020 году. Но даже столь нищенское существование не позволяет утверждать, что Артинский район стал жертвой какого-то вседержавного или общемирового кризиса – население уже продолжительное время живет за счет бюджетных дотаций и пенсий, а власти планомерно увеличивают зарплату бюджетных тружеников. Ни о какой экономической рецессии или депрессии не может быть речи: кризис в район никогда не приходил и никогда из района не уходил. Кризис это норма. Местное население успело адаптироваться к условиям выживания.
Заметных качественных изменений в районе не было уже четверть века, с тех пор как случилась агония на градообразующем предприятии - Артинском заводе, и попутно прошел легкий совхозный катарсис. Рассветов не замечено, да и закатов тоже. Район стал устойчивой депрессивной территорией. Точнее - привычно-депрессивной. Нищета стало образом жизни. Живут же люди.
Поэтому связывать суицидальное обострение с экономической обстановкой крайне опрометчиво. Причины тяги к смерти явно иные. Кстати, считается, что уровень жизни и количество самоубийств не связаны между собой - так Швеция, одна из самых высокоразвитых и благополучных стран Европы - на протяжении десяти лет является одним из лидеров по числу суицидов.
Панические атаки - это для высокоорганизованных урбанистов. Истовым пейзанам, которыми, несомненно, являются жители Артинского района, до панических атак недосуг. Уральские селяне близки к природе, потому обратимся к мнению авторитетных исследователей природы человека.
Экзистенциалисты – народ столь же мрачный, сколько и оптимистичный. Альбер Камю считал, что «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно». Серен Кьеркегор – «Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости...».
Суицид – результат набора факторов. Очень глупо считать самоубийц людьми отчаявшимися и психологически слабыми, не сумевшими выдержать тягот и невзгод повседневной жизни или экстремальных ситуаций. Подобный подход отчасти культивировался православной религией (каждый должен нести свой Крест) и большевистской пропагандой (строить «светлое будущее» вопреки всему).
Австриец Фрейд в своей поздней работе «По ту сторону принципа удовольствия» заявил, что, конечной целью всей жизни является не удовлетворение фундаментальных биологических потребностей в выживании, а смерть. В основании «инстинкта смерти», считал Фрейд, лежит биологический механизм, общий для всех форм жизни. Каждый организм, размышлял он, стремится снизить нервное возбуждение до минимума. Смерть полностью снимает всякое внутреннее напряжение, и, таким образом, все органические формы жизни стремятся к смерти. А инстинктивное влечение к смерти проявляется в агрессивном отношении к другим людям.
Споры на тему "ликов смерти" будоражат образованную публику. Англичанин Дарвин, к примеру, вопреки фрейдистским раскладам считал, что инстинкты не обязательно направлены на поиск удовольствия и стремление избегнуть боли. Он думал, что более «вероятно, что инстинкты являются простой наследственной силой, не стимулированной ни удовольствием, ни болью». То есть, перевел тягу к смерти на генетический уровень.
Американец Лоренц, поддерживая Фрейда, утверждает, что определенные группы людей обладают особенно сильными инстинктивными установками из-за влияния своей наследственности. Предполагается, что для данных групп людей важно найти подходящий выход их внутренней агрессивной энергии. Например, утверждал Лоренц, высокая степень неприспособленности, неврозы и даже склонность попадать в аварийные ситуации, распространенные среди нынешних индейцев юта с западных равнин Северной Америки, являются следствием неспособности индейцев разрядить веками вырабатывавшуюся у них интенсивную тягу к агрессии. Также Лоренц полагал, что причиной серьезных разногласий и ссор, возникающих между людьми в отдаленной локальной местности, является изоляция от других людей.
Для условий Артинского района вполне подходят именно три вышеобозначенных суицидальных фактора: генетика, агрессия и изоляция.
По российской статистике у 6% покончивших с собой один из родителей был самоубийцей. А согласно мировой статистике самоубийств, существуют этнические группы, предрасположенные к суициду. К примеру, представители угро-финской группы демонстрируют очень высокий уровень самоуничтожения. Для Венгрии, например, даже характерна ситуация, когда мужчины и женщины пожилого возраста (после 50 лет) радикально завершают свой жизненный путь.
А сейчас немного местной хтони. Хотя власти ныне проявляют особое внимание к ксенофобии, осторожно замечу, что на территории Артинского района проживает изрядное число уральских мари. Причем, большинство из них проживает локализировано. Мари - это не просто угро-финны, кровные родственники создателей Австро-Венгерской империи. Они еще и дальние родственники североамериканских индейцев. А наука не отвергает высокую вероятность, что индейцы пришли в Америку с Урала. Это факт, не имеющий к ксенофобии никакого отношения. Но американец Лоренц, похоже, не зря про индейцев рассуждал.
Стоит также напомнить, что алкоголизм, который принято считать одним из наиболее рисковых мотивов суицида (алкоголь при жизни употребляло 60% самоубийц), имеет генетическую природу. Согласно российской статистике, алкоголики совершают около трети всех законченных самоубийств и четверть всех попыток самоубийств. Дополнительно к этому напомню, что именно у угро-финнов организм неохотно расщепляет алкоголь.
Территория Артинского района исторически была крайне замкнутой. Сказывалось отсутствие коммуникаций - до Красноуфимска 40 верст, до Михайловска - 20 верст, до Екатеринбурга - три дня конного пути, если еще с погодой повезет. Минимум дорог - минимум связей и минимум общения. А так как человек - существо стадное, то общаться приходилось внутри территории, то есть - население "варилось" в одном котле. Но есть и дополнительный фактор, существенно повлиявший на артинскую наследственность - особенности вероисповедания.
Близлежащий Михайловск отличался тем, что там население состояло из гамаюнов - православных сектантов, вынужденно закрывшихся от окружающего мирка. Впрочем, и население Артинского района особой открытостью не отличалось - старообрядческие традиции были крепки. Пристань и Сажино были оплотом местного старообрядчества. Но за три века соседнего существования старообрядческие семьи вынужденно перероднились, что вполне объяснимо.
Представители мари также особой общительностью не отличались и роднились промеж собой не выходя из деревни. Тем более, что сохранили языческие традиции и высокий уровень матриархальности. Стоит вспомнить хотя бы марийский обычай "сбегать замуж", до сих пор практикуемый. Немудрено, что облик артинских (уральских) мари существенно отличается от внешнего вида выходцев из Марий Эл – горных и луговых мари.
К ХХ веку, как получается, население Артинского района было опутано кровно-родственными связями. Если вдуматься, то все наиболее скандальные эпизоды гражданской войны на территории района сводились если не к межсемейным, но межклановым разборкам.
Большевистский режим еще больше объединил и породнил артинцев. Деревни уничтожались (зажиточная деревня Волокушино, где к началу советской власти гулял табун в 300 лошадей, например, напрочь исчезла), народ сгонялся в колхозы без права передвижения. Во время Второй Мировой погибло много мужчин, потому приходилось сближаться на оставшемся "человеческом ресурсе".
Поскольку собственность была ликвидирована, а времена были несытные, то практика кумовства и перекрестного родства была выгодной - межсемейное имущество объединялось, родственники жили в условиях "взаимопомощи". Следовательно - уже грянувший перекрестный инцест усугублялся. И вот такой долгий кровосмесительный процесс, как мне думается, стал причиной пусть дальнего, но перекрестного кровосмешения. Сейчас все это «аукается», в том числе и увеличением числа суицида.
Изоляция Артинского района продолжается, перспективная молодежь покидает территорию и возвращаться пока не стремится. Изоляцию стоит считать уже свершившимся и неодолимым фактором. При артинском территориальном раздолье численность постоянно проживающего населения неуклонно снижается, а средний возраст увеличивается.
Соответственно, возникает дефицит аффилиации – ограничена возможность и естественная социальная потребность заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить. Замещение добрых эмоций разве что происходит в соцсетях, но навряд ли разглядывание гаджетов снижает негативный эмоциональный фон. Быть может, даже провоцирует агрессивные импульсы – определенная дееспособная часть населения не может полностью удовлетворить свои амбиции. В нормальной ситуации выхлоп агрессивной энергии направлен на преодоление житейских трудностей, освоение окружающей среды, конкуренцию, повышение мастерства, на вполне здоровое удовлетворение стремления к власти.
Сейчас, когда многократно возросли внешние информационные потоки (качественной внутренней информации в Артях практически не существует), ущемление личностных амбиций граничит с хроническим самоистязанием. Границы «невозможности» слишком очевидны. Пустота всегда заполняется. И причины чреваты последствиями… Зависть давит.
Все проблемы от зависти. В том числе и суицид. Так удобнее считать. Уберите из сельской жизни тиктоки и прочие призраки из гаджетов, исключите ТВ-программы про "жизнь других" и все наладится. Лишь на это и остается уповать. Хтонь всех спасет!
Свидетельство о публикации №221121500489