Представь себе - Imagine

Представь себе – нет Б-га, рая и ада. Люди живут одним днём. Нет государств, религий, нет причин убивать или умирать за что-либо, все живут мирной жизнью. Нет собственности, нет причин для жадности и голода, весь мир – братство людей. Ты скажешь – я мечтатель, но я не один. Надеюсь и ты будешь с нами, мир станет единым.
Это идеальный мир Джона Леннона. Альбом Битлз «Imagine» («Представь себе»), вышедший в 1971 году был назван по имени песни, получившей мировое признание:
Леннон объявил песню «Коммунистическим манифестом». Очень трудно устоять перед обаянием гениального произведения, светлых идей братства, ненасилия, единого, справедливого мироустройства. Это обаяние свойственно большинству утопических коммунистических идей. Шла война во Вьетнаме, в расцвете было движение Хиппи. «Imagine» очень быстро и с восторгом была воспринята аудиторией – Битлз уже давно отвечали её потребностям. Песни «Give Peace A Chance» («Дайте миру шанс»), «All You Need Is Love!» («Всё, что тебе нужно, ; это любовь!»), «Lucy in the Sky with Diamonds» (LSD) по существу отражали философию Хиппи.
Триумф был полным. После гибели Леннона в 1980 г. «Imagine» была заново выпущена в Великобритании и заняла первое место в хит-парадах. В списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone «Imagine» занимает третье место, а «Performing Songwriter» назвало «Imagine» «лучшей композицией всех времён и народов».

John Lennon
"Imagine"

Imagine there's no heaven
It's easy if you try
No hell below us
Above us only sky
Imagine all the people
Living for today... Aha-ah...
Imagine there's no countries
It isn't hard to do
Nothing to kill or die for
And no religion, too
Imagine all the people
Living life in peace... You...
You may say I'm a dreamer
But I'm not the only one
I hope someday you'll join us
And the world will be as one
Imagine no possessions
I wonder if you can
No need for greed or hunger
A brotherhood of man
Imagine all the people
Sharing all the world... You...
You may say I'm a dreamer
But I'm not the only one
I hope someday you'll join us
And the world will live as one

В 2006 году возникла традиция проигрывать «Imagine» в последние минуты уходящего года на Таймс-сквер, где ньюйоркцы собираются для встречи Нового года. Слова этой песни высечены у подножья бронзовой скульптуры Леннона в Гаване. Ливерпульский аэропорт имени Джона Леннона имеет логотип – автопортрет Леннона с цитатой из «Imagine»: «Аbove us only sky» («Над нами только небо»). Песня звучала на церемонии закрытия летних Олимпийских игр 2012 в Лондоне.
В центре композиции «Земляничные поля» (Strawberry Fields) – секции нью-йоркского Центрального парка, посвященной памяти Джона Леннона, имеется слово «Imagine».
Великий художник может самым притягательным образом изобразить несбыточную мечту. Эта мечта становится материальной, когда в неё веруют массы людей. Пуританское лицемерие и непрекращающееся насилие подняли волну протеста, которая многие тысячи молодых людей по всему миру вовлекла в коммуны Хиппи, где проповедовали: свобода – это главная ценность; ЛСД25 освобождает душу, помогает осознать себя; уйдём из этого общества, будем жить в коммунах единомышленников.
На рубеже 70-х годов прошлого века эти ребята не давали себе труда понять, что мир разделён на свободный Запад и тоталитарный социалистический Восток. Они демонстрировали с портретами Хо Ши Мина и Че Гевары, становились орудием в руках советской пропаганды. Понять их можно: в джунгли с М16 никому не хотелось – коммуна и ЛСД25 казались более привлекательными. Впрочем, в СССР хиппи воспринимались как проводники западной идеологии и подвергались преследованиям.
Большинство из тех, кто не погиб от наркотиков и ВИЧ, вернулись в обычную, респектабельную жизнь. Очень многие действующие левые политики и поныне ностальгируют по годам околохипповой молодости (так же как в России многие тоскуют по комсомолу). До войны депрессия и тоталитарные режимы сделали бы явление Хиппи немыслимым. Послевоенное, демократическое, нагнавшее жирок общество могло позволить себе снисходительно смотреть на молодёжное баловство и содержать этот сонм.

Всё сущее когда-то уже было. Было и общество, «над которым только небо». Была полная свобода – не было государств, религий. Нужно было только добывать пищу, заботиться о сородичах, растить детей. Все равны, но кому-то вдруг приглянулась твоя самка, а у соседей оказалась выгоднее территория для охоты. Нет бога, нет рая и ада. Решение проблем простое – убить посягателя, выгнать соседей, съесть пленника. Альтернативы нет – иначе съедят тебя.
Человечество многие тысячелетия мучительно искало пути приемлемого сосуществования. На этом пути мировые религии создали системы отсчёта, которые позволили определить добро и зло, вывести главный закон земного существования – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Цивилизация, развиваясь, накладывала всё больше и больше запретов, которым противилось биологическое начало человека. Совсем недавний опыт ХХ века очень убедительно показал, во что превращается человек, с которого снимается личная ответственность. Ленин, Гитлер и им подобные ставили десятки миллионов людей вне закона, давали своим последователям право безнаказанно убивать себе подобных. Мир превращался в пиршество вырвавшихся из оков зверей.

Церковь призвана хранить знания о выстраданных человечеством заповедях и проповедовать их, уберегать паству от иллюзий и заблуждений. Поэтому, когда в мае 2009-го года мелодия «Imagine» бездумно была исполнена на колоколах Ливерпульского кафедрального собора, которые возвестили: «представьте себе, что рая не существует», был исполнен реквием по христианскому западному миру. Теперь это иной мир.
Ну, а «Imagine» лишний раз убеждает: Vita brevis est, Ars longa. Темы свободы, любви и поисков справедливости, подсказанные Битлз чаяниями времени и молодёжной модой, сделали их произведения бессмертными, а каждого из них очень богатыми.
Леволиберальное сознание атеистично, религия со своими заповедями, призывающими соблюдать христианские законы земной жизни, мешает продвигать прогрессистские проекты a la феминизм и однополые браки, призывает блюсти общественные интересы, возвышая их над правами личности. Поддержка государством РПЦ становится удобным объектом критики и антирелигиозной пропаганды. При этом в либеральном сообществе обнажается, у кого-то сознательное, у кого-то неосознанное, непонимание реальных проблем становления гражданского общества и развития институтов демократии в России. Нападая на Церковь, либералы смыкаются с радикал-коммунистами, поклоняющимися Сталину и противящимися захоронению трупа Ленина.

Атмосфера «героического протеста» привлекает творческую молодёжь. Появился стимул, характерный для приверженцев современного искусства: скандальная выходка, в условиях, когда она не может остаться незамеченной, делает участников акции известными на весь мир. Наибольшего успеха в своей скандальной известности достигли девицы из «Pussy Riot». «Панк молебен» с амвона храма Христа Спасителя вызвал омерзение у миллионов верующих, брезгливость у людей здравомыслящих и одобрение среди большой части либералов. Храм – символ победы над коммунизмом – стал сценой для провозглашения «Символа либеральной веры»: феминизм, поддержка ЛГБТ, отрицание православия, борьба против власти.

Черная ряса, золотые погоны
Все прихожане ползут на поклоны
Призрак свободы на небесах
Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах

Видеоролик «молебна» обошёл весь белый свет. Девчонки отправились на 2 года в колонию, но стали обладательницами и номинантами многочисленных премий гуманитарного и правозащитного свойства. Свою известность им удалось капитализировать. В 2016 году, например, непосредственно перед выборами президента США, был опубликован англоязычный клип с лидером Pussy в главной роли, где республиканский кандидат и символы государственной власти США подверглись прямому издевательству. Заказ был недешёвым: умная, смазливая девица цинично эксплуатирует индивидуальные интересы одних и коллективную глупость других.

Тягостные последствия 70-летнего большевистского правления сказались в разрушении христианской морали, которая веками способствовала развитию европейской и североамериканской цивилизации. Демократия – наиболее надёжный способ функционирования государства и общества. Но и наиболее сложный. Успешность демократического государства зависит от политической зрелости населения, осознания гражданской ответственности и готовности защищать права, как личности, так и всего общества. Всё это приходит с поколениями, выращенными в материальном достатке и впитавшими демократические традиции.
В России слишком много ещё людей, живущих в тяжёлых условиях, а также имеющих советизированное, потребительское по отношению к государству сознание. Церковь – единственный институт, предлагающий выверенную тысячелетиями систему ценностей. Заповеди Моисея, «Заповеди блаженства» Нагорной проповеди дают людям систему отсчёта, законы земной жизни, соблюдение которых приводит в «царствие небесное».
«Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:20)
Этими словами с амвонов православных церквей священники призывают свою паству: Бог есть любовь, будьте порядочными людьми, блюдите Закон, земная жизнь станет благополучной, сознание просветлённым. Это, пожалуй, наиболее рациональный способ воспитания ответственных граждан демократического общества – основы процветающего государства.
В демократическом обществе права как атеистов, так и последователей любых религий равны. В атеистическом Советском Союзе, несмотря на главный критерий – преданность делу Ленина, существовали и бытовые мерила оценки личности. Порядочность была важнейшим из них. Далеко не всем везёт найти и усвоить примеры порядочного поведения. Церковь помогает это сделать. Мировые религии, основанные на единобожии – иудаизм, ислам, христианство – лишь делают это по-своему.
У подавляющего числа людей, считающих религию архаизмом, это к ней отношение – следствие недостатка исторических знаний, в том числе – по истории религии. Современный человек живёт, постоянно используя крылатые слова и фразы из Библии, ему известны многие её притчи и заповеди. Он окружён библейскими сюжетами, которые веками отображались в искусстве. Интуитивно порядочный человек христианские заповеди соблюдает. Осталось сделать небольшой шаг в атеистическом сознании – признать, что церковь даёт знания о правилах земной жизни миллионам людей, у которых не всегда была возможность впитать их «с молоком матери».
Спустя сто лет после крушения Империи, демократическая Россия вновь проходит через полосу судьбоносных испытаний, требующих огромных усилий всего российского общества для её преодоления (Президент Джон Кеннеди на инаугурации в 1961 году произнес: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны». Эта его мысль перешагнула границы).
Сто лет назад Русская православная церковь не сумела стать той объединяющей силой, которая смогла бы спасти от распада империю.

Вспомним Солженицына:
«… на краю пропасти ещё могла бы удержать страну сильная авторитетная Церковь. Но в дни величайшей национальной катастрофы России Церковь – и не попыталась спасти, образумить страну. Духовенство синодальной церкви, уже два столетия как поддавшееся властной императорской длани, – утеряло высшую ответственность и упустило духовное руководство народом. В страдные отречные дни императора – НИ ОДИН иерарх православной Церкви – не поспешил к нему поддержать и наставить».

Достаточны ли нынче самостоятельность и авторитет Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви (символ православной веры «Верую»: «…и во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…»)? И общество, и власть, и самоё Церковь должны увидеть в этих качествах жизненную потребность.


Рецензии