Паранджа, хиджаб и маска. Охота на слова
Паранджа (синоним - бурка, реже - чадра) — женская верхняя одежда в мусульманских странах, в частности, Центральной Азии и на Ближнем Востоке, представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывающей лицо волосяной сеткой — чачван.
Термин ПАРАНДЖА происходит от персидского фараджи (в узбекском произношении паранджи, в турецком произношении — фередже). Слово фараджи изначально означало мужскую широкую верхнюю одежду, обычно с длинными рукавами. В XVI веке халаты фараджи носили как мужчины, так и женщины. Расцвет культуры ношения паранджи у народов Средней Азии пришёлся на конец XIX — начало XX века, и был связан не только с особенностями местного засушливого климата, но и с последствиями завоевания Средней Азии Российской империей.
В 1927 году в Узбекистане советская власть начала борьбу с ношением женщинами паранджи. В советской историографии это движение, встретившее сопротивление со стороны мусульманского духовенства и консерваторов, получило название «Худжум» («Наступление»).
В Узбекистане и Таджикистане действовало женское движение за снятие паранджи, названное именем Таджихан Шадыевой, которая одна из первых узбекских женщин совершила публичное снятие паранджи.
Под давлением большевиков и комсомольских активистов устраивались публичные сожжения паранджи, но эти же факты использовались в пропагандистских целях исламистами и деятелями басмаческого движения, чтобы показать, что власти якобы против древних национальных традиций.
То есть освобождение от пережитков прошлого выставлялось как преследование людей иной веры.
Паранджу часто путают с другими видами женских мусульманских покрытий — никабом, чадрой.
Википедия приводит примеры отношение к ПАРАНДЖе в разных странах.
В Афганистане при талибах ношение паранджи было обязательно.
В Бельгии 28 апреля 2011 года бельгийский парламент проголосовал за введение запрета на ношение женских традиционных мусульманских одеяний — паранджи и никаба. Нарушителям грозит штраф до 137 евро, а при повторных нарушениях — неделя тюрьмы.
В Германии Министерство внутренних дел федеральной земли Гессен запретило государственным служащим являться на работу в парандже: «Должностные лица, особенно те, кто по роду своей деятельности общается с гражданами, не должны ходить закутанными».
В Израиле паранджу носят наиболее религиозные мусульманки, а также некоторые ультраортодоксальные иудейки.
В Иране «законы скромности», принятые после исламской революции, обязывают иранок надевать платок или чадру, но не требуют закрывать лицо.
В Пакистане нет законов ни запрещающих, ни требующих от женщин носить хиджаб или паранджу. В 2013 году вышел мультфильм «Мстительница в парандже», в котором главная героиня обращается в воительницу за права женщин, одетую в паранджу.
В Таджикистане в XIX веке таджички-мусульманки надевали паранджу, покидая дом. С 2017 года в Таджикистане запрещено носить головные уборы в «нетаджикском» стиле, который предполагает завязывание платка за затылком.
Турция — первая мусульманская страна, где официально было отменено обязательное ношение женщинами паранджи. Первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк издал указ, разрешавший турецким женщинам одеваться по своему усмотрению.
Во Франции во времена Николя Саркози часто звучало, что женщины, заключенные за сеткой паранджи, оторваны от общественной жизни, лишены самоопределения. Это не имеет ничего общего с тем, как достоинство женщины понимается во Французской республике.
Мусульманские одеяния были в центре дискуссий в 2004 году, тогда было запрещено ношение хиджаба в государственных школах. Мусульманская община высказалась против этого решения.
14 сентября 2010 во Франции практически единогласным решением было принято решение о запрете ношения паранджи в стране.
11 апреля 2011 во Франции вступил в силу закон, инициированный президентом Николя Саркози, запрещающий мусульманкам носить в общественных местах паранджу.
В Швейцарии в сентябре 2013 года жители кантона Тичино первыми проголосовали за запрет на ношение паранджи и никаба в общественных местах. Запрет вступил в силу 1 июля 2016 года.
Хиджаб с арабского буквально «преграда, завеса», а в исламе — накидка, скрывающая тело и/или лицо, которую мусульманки надевают при выходе на улицу. В разных мусульманских странах приняты разные практики ношения хиджаба. Под словом «хиджаб» могут подразумеваться разные виды мусульманской одежды: накидка, покрывающая всё тело, только лицо или только голову. Консервативные течения в исламе считают ношение хиджаба одним из необходимых элементов мусульманской этики, при этом с борьбой за эмансипацию женщин в мусульманских странах распространились призывы к отказу от обязательного ношения хиджаба.
В изначальном смысле слова «хиджаб» — сама традиция покрытия тела и любая накидка, покрывающая тело и/или голову. В наши дни, особенно в немусульманских странах, под хиджабом часто подразумевается определённый тип такой накидки: головной платок, закрывающий волосы и шею, но оставляющий открытым лицо. В разных странах и регионах есть свои варианты хиджаба, закрывающие лицо и тело в разной степени: никаб, бурка, абайя, шейла, химар, чадра, паранджа и многие другие.
Мужчины носили в пустынях, это защита от песка. А для женщин – это символ покорности.
В 2020 году по указанию частной организации ВОЗ весь мир нацепил маски. И хотя честные медики и тогда и потом говорили, что маска не защитит от вируса, но может серьёзно подорвать здоровье в связи с тем, что человек дышит «выхлопными газами собственного организма», их мнение игнорируется. Организаторам этого всепланетного мероприятия нужна покорность людей. И QR-code можно рассматривать как число зверя, как клеймо раба, а маску – отражением покорности.
Владимир Высоцкий выразил своё мнение об этом явлении.
Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал,
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал -
Как на венецианском карнавале
Что делать мне? Бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться?
Надеюсь я - под маскою зверей
У многих человеческие лица.
Все в масках, париках - все, как один.
Кто сказочен, а кто - литературен.
Сосед мой справа - грустный арлекин,
Другой палач, а каждый третий - дурень.
Один — себя старался обелить,
Другой — лицо скрывает от огласки,
А кто — уже не в силах отличить
Свое лицо от непременной маски.
Я в хоровод вступаю хохоча,
Но все-таки мне неспокойно с ними, -
А вдруг кому-то маска палача
Понравится, и он ее не снимет?
Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным?
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?
Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, мое нормальное лицо
Все, вероятно, приняли за маску.
Петарды, конфетти! Но все не так...
И маски на меня глядят с укором.
Они кричат, что я опять не в такт,
Что наступаю на ноги партнерам.
Смеются злые маски надо мной,
Веселые - те начинают злиться,
За маской пряча, словно за стеной,
Свои людские подлинные лица.
За музами гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены, а там
Все те же полумаски-полулица?
Я в тайну масок все-таки проник.
Уверен я, что мой анализ точен:
И маска равнодушья у иных -
Защита от плевков и от пощечин.
Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне?
Они решили маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.
Но если был без маски подлецом,
Носи ее. А вы? У вас все ясно.
Зачем скрываться под чужим лицом,
Когда свое, воистину, прекрасно?
1971.
Свидетельство о публикации №221121500800
Татьяна Вендер 27.12.2021 11:23 Заявить о нарушении
Александр Ерошкин 28.12.2021 09:01 Заявить о нарушении