Назови мне, Канин, имена

(Статья из газеты “Правда Севера” от 6 мая 2015 года. Автор – Виктор Ерюхин, г. Архангельск.)

“Накануне празднования 70-летия Великой Победы память невольно возвращает в прошлое, к событиям, связанным с той страшной войной. Одно из них до сих пор меня волнует до слез и не дает покоя.

В 1977 – 1982 годах я работал начальником крупного геологосъемочного отряда, работавшего на кряже Канин Камень в одном из отдаленных уголков нашей Родины. В 1979 году геолог Евгений Соколов во время маршрута на сопке Горелой обнаружил обломки самолета ПЕ-3 и два ручных пулемета. Об этом он сообщил мне, и я решил после завершения полевого сезона выяснить обстоятельства гибели самолета и имена погибших летчиков.

В 1980 году в газете «Няръяна вындер» в канун Дня Победы была опубликована статья бывшего председателя оленеводческого колхоза Ю.С. Егорова, проживавшего в деревне Несь, о самолете и его геройском экипаже, сложившем головы на Канине 24 ноября 1942 года в районе сопки Горелой. Статья называлась «Назови мне их имена».

В тот роковой день оленеводы видели, как стремительно падал пылающий самолет, слышали мощный взрыв. Когда они добрались на место трагедии, увидели горящие обломки самолета и тела двух летчиков. Их бережно погрузили на нарты, отвезли в Несь, где они и были захоронены.

В деревне Несь живет красивая легенда о бессмертии героев-летчиков, где их сравнивают со звездой в ночном небе, которая предвещала победу России в борьбе с немецкими захватчиками.

Вернувшись с полевых работ в Нарьян-Мар, сразу же взялся за сбор материалов о героях-летчиках. И получил информацию, которой мне так не хватало. Мой друг геолог Володя Щукин во время отпуска был в городе Вольске и привез газету со статьей об экипаже ПЕ-3 95-го истребительного полка – в составе командира, старшего лейтенанта Бориса Михайловича Михина, и штурмана, лейтенанта Николая Михайловича Никульникова, геройски сражавшихся с фашистскими самолетами в небе над Баренцевым морем и погибших на Канине. Сроки их подвига совпали, и у меня уже не было сомнений – это они. Что подтвердил и подполковник А.В. Жатьков, который в тот день летал в паре с самолетом Михина для прикрытия с воздуха транспорта союзников, доставлявших грузы в Архангельск из Англии и США.

В 1980 году накануне праздника Победы я побывал в краеведческом музее Нарьян-Мара, где среди других экспонатов сразу же увидел два искореженных ручных пулемета с самолета ПЕ-3, доставленных с Канина. Я рассказал работникам музея об истории находки, о летчиках Михине и Никульникове и выразил надежду, что отважным летчикам будет поставлен памятник на месте их гибели или в Нарьян-Маре.

В 2007 году я прилетел в Нарьян-Мар по служебным делам и во время прогулки в районе старого аэродрома увидел красивый гранитный памятник, поставленный здесь два года назад к 60-летию Победы в честь летчиков, погибших на территории Ненецкого округа (Канин, Тиман и др.).

В годы войны наши отважные летчики в невероятно трудных условиях Заполярья с огромным риском для жизни сопровождали конвои судов, уничтожали немецкие подводные лодки и самолеты, вели ледовую разведку. Имена погибших летчиков и типы самолетов написаны золотой краской. Венчает памятник летящая чайка – символ полярной авиации. Я нашел имена дорогих моему сердцу вестников Победы – командира Б.М. Михина и штурмана Н.М. Никульникова и низко поклонился им”.


Рецензии