Должны знать
СРАЖАЛСЯ С НЕМЦАМИ ДАЖЕ ВРУКОПАШНУЮ. СОВЕТСКИЙ ЛЕТЧИК НА ПРОТЕЗАХ НАВОДИЛ УЖАС НА НЕМЕЦКУЮ АВИАЦИЮ.
Захар Сорокин родился 17 марта 1917 года на станции Глубокое (ныне Карасукского района Новосибирской области).
В 1920-х годах семья Сорокиных переехала в город Тихорецк ныне Краснодарского края. Захар Сорокин окончил 7 классов железнодорожной школы № 34 имени В. И. Ленина (г. Тихорецк) и школу ФЗУ. Работал помощником машиниста паровоза и одновременно учился в аэроклубе.
В 1937 году был призван в Красную Армию. Окончил Военно-морское авиационное училище имени И. В. Сталина в Ейске в 1939 году. Служил пилотом 32-го истребительного авиационного полка ВМФ в ВВС Черноморского флота (Севастополь). Там же его застала Великая Отечественная война. В июле 1941 года он был переведён на Северный флот, служил в 72-м смешанном авиационном полку ВВС Северного флота в эскадрилье, которой командовал первый североморский ас Б.Ф.Сафонов. Летал на истребителе МиГ-3. Первую победу одержал через несколько дней после прибытия на Север, сбив 19 июля 1941 года истребитель Messerschmitt Bf.110. На второй день после этой победы Сорокин сбил второй такой же истребитель в воздушном бою при защите аэродрома Ваенга. 18 октября 1941 года назначен заместителем командира эскадрильи. За 4 лично сбитые самолёта врага был 17 сентября 1941 года награждён орденом Красного Знамени, но ещё 15 сентября сбил свой пятый немецкий самолёт.
25 октября 1941 года возле аэродрома Ваенга Захар Артемович со своим товарищем Дмитрием Соколовым на истребителях МиГ-3 вступили в схватку с четырьмя немецкими Messerschmitt Bf.110. Захар Артемович разобрался с одним и "сел на хвост" ко второму.
– Идём в атаку! – передал я ведомому. Я повёл самолёт на головную машину фашистов. «Мессер» стремительно приближался. Стал отчётливо виден его жёлтый камуфляж и чёрный крест на борту. Секунда – и самолёт попал в рамку оптического прицела. Я дал длинную пулемётную очередь по мотору и кабине лётчика. (Сорокин Захар Артемович . Поединок в снежной пустыне)
Патроны закончились и в этот момент еще один "мессер" поймал в прицел самолет Захара. Немец принялся поливать свинцом самолет Захара и тогда наш пилот пошел на таран. Своим винтом он повредил хвост летящему впереди немецкому самолету. В результате немецкий и советский самолет начали падать. Захар выровнял самолет и, выбрав место на замерзшем озере начал снижаться.
Самолеты приземлились недалеко друг от друга. Когда Захар открыл кабину, то увидел несущуюся к нему огромную собаку. Немецкие пилоты брали с собой в полет служебных собак. Захар достал пистолет и разобрался с собакой а затем и с ее хозяином, что шел следом. Но в немецком самолете два пилота.
– Русс, сдавайс! Русс, не уйдёшь!... Не помня себя от ярости, двинулся навстречу врагу. Идти по глубокому снегу было трудно. Мешала раненая нога. И всё же расстояние между нами быстро сокращалось. Уже слышно его тяжёлое дыхание, видно искажённое злобой лицо. На руке немца, сжимавшей финский нож, блеснул золотой перстень. Он вызвал у меня приступ бешенства (Сорокин Захар Артемович. Поединок в снежной пустыне)
Со вторым Захар Артемович сошелся врукопашную из которой вышел победителем.
До советского аэродрома было километров 70. У летчика с собой только консервы, шоколад, компас и ракетница. Но выбора не было, нужно было идти. На Кольском полуострове в октябре уже начались морозы, поэтому идти нужно было без остановок на сон. 70 километров расстояние не такое уж и большое, если идти по ровной дороге в хороших погодных условиях. Но путь по заснеженным склонам - совсем другое дело.
Он шел двое суток. На пути, однажды, встретился волк, которого Захар отпугнул ракетницей. На третьи сутки Захар провалился в озеро и намочил ноги. Мороз быстро "прихватил" замерзшие штаны. Сменной одежды не было. Летчик не сдался и продолжил путь. Но вскоре ноги просто отказались слушаться. Ему пришлось ползти на руках. Так, на четвертые сутки он вышел к своим.
В госпитале он лишился обоих ступней. Казалось бы все, карьера военного летчика окончена. Его признали негодным. Но Захар не хотел отсиживаться в тылу. Он прорвался на личный прием к главнокомандующему ВМФ Николаю Кузнецову и попросил взять его обратно на службу в авиацию. Через пару недель в госпиталь пришла бумага:
"В порядке индивидуальной оценки Сорокин З.А., старший лейтенант, признан годным к летной работе на всех типах самолетов, имеющих тормозной рычаг на ручке управления, и к парашютным прыжкам в воду".
В феврале 1943 года З. А. Сорокин вернулся в свой полк, который к тому времени уже стал гвардейским и получил наименование 2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Северного флота. Освоил новый американский истребитель P-39 "Airacobra". Продолжил на нём боевые вылеты, свой первый самолёт после возвращения в строй (и шестой по общему счету) Захар Сорокин сбил 25 марта 1943 года, уже будучи на протезах. Участвовал в знаменитом воздушном бою 19 апреля 1943 года, когда его товарищ гвардии младший лейтенант Н. А. Бокий сбил известного немецкого аса оберфельдфебеля Рудольфа Мюллера (92 заявленные победы).
К июлю 1944 года гвардии капитан З. А. Сорокин совершил 117 боевых вылетов (в том числе 4 — на разведку и 10 — на сопровождение торпедоносцев и бомбардировщиков), 19 воздушных боёв и лично сбил 11 самолётов противника: 2 Messerschmitt Bf.110, 2 Junkers Ju 88, 6 Messerschmitt Bf.109 (ещё один самолёт этого типа он подбил) и 1 Focke-Wulf FW-189. Из числа этих побед 6 одержал, летая с протезами. Летал на самолётах МиГ-3, Р-40 "Kittyhawk" и P-39 "Airacobra".
Всего Захар Сорокин совершил 267 боевых вылетов. В различных публикациях называется и более высокое число его побед (например, что лично сбил 18 вражеских самолётов, 12 из них — будучи на протезах), но документальные подтверждения этих побед отсутствуют.
За эти подвиги Захар Артемович Сорокин был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии капитану Сорокину Захару Артёмовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4338).
В октябре 1944 года находился на лечении, а в декабре 1944 года был переведён на Черноморский флот, который к тому времени активных боевых действий уже не вёл. Летал на подаренном ему самолёте «Тихорецкий комсомолец». В июне 1945 года уволен в запас по болезни.
С 1952 по 1955 годы вновь служил в авиации ВМФ, проходил службу на Черноморском и Северном флотах. В 1955 году уволен в запас уже окончательно.
После ухода в запас З. А. Сорокин жил в Москве. Работал в Советском комитете ветеранов войны, во Всесоюзном обществе «Знание», был членом Союза журналистов СССР. Автор 15-ти книг.
Умер 19 марта 1978 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
До самого последнего дня он служил примером доблести и самопожертвования не только для своих коллег и товарищей, но и для подрастающего поколения. Еще в 44-ом году, возвращаясь на аэродром с очередного задания он услышал в шлемофоне голос с земли "Ты - Герой! Как понял?".
Свидетельство о публикации №221121500986