Маркс Койфман

                МАРКС  АЛЕКСАНДРОВИЧ  КОЙФМАН

     По характеру своему, я – человек домашний и выманить меня из дома можно только если очень чем-то или кем-то заинтересовать. И эту мою черту характера хорошо знала Ида Васильевна Волошина, к которой я относилась с очень большим уважением. Поэтому «зацепила» она меня сказками, которых я в те годы выпустила в мир уже несколько сборников. Так вот, приглашает она меня на концерт в кукольный театр «Золотой ключик». (7 Марта 2007 года) Я уже тогда на «Девятке» жила, но как тут откажешься от такого заманчивого предложения. И я поехала в город, что называется, «ни сном, ни духом» не зная, что меня там ожидает.
     Зрительный зал для маленьких ребятишек стали заполнять взрослые люди самых разных возрастов. На сцене никаких декораций. В разных концах сцены стояли два журнальных столика и это всё. В зале погас свет. На сцену вышли двое и сели рядом с этими столиками. Это были: Наталья Алтунина и незнакомый мне мужчина с многодневной небритостью на щеках. Что греха таить, я ужас как не люблю небритых мужиков, поэтому на него старалась не смотреть… Но меня занимал вопрос: «Какое отношение имеет Алтунина к кукольному театру?» Я явно недоумевала, но расспрашивать было поздно, оставалось только смотреть и слушать. И всё же мысленно  я корила себя за опрометчивый поступок, т.к.  я в те годы старалась не ходить на те мероприятия, в которых участвовала Наталья Евгеньевна. Этому предшествовали не очень приятные для меня события… И ещё успела подумать: «Ида Васильевна хороший психолог. Знача чем меня заманить…» «Подобное притягивается подобным», - в смысле сказок. «Человек открывает душу свою только перед тем, что сам желает услышать, прочувствовать и понять…»
     А тем временем объявили, что мы будем свидетелями Поэтической дуэли, название которой – «Я и Ты». К барьеру приглашаются: известная всем журналистка Наталья Алтунина и заслуженный артист России, театральный режиссёр и тоже поэт – Маркс Койфман! (Так сказать – это взгляд на любовь с мужской и с женской точек зрения поэтов).
     Театральное действие началось. Стали они «пулять» друг в друга поэтическими размышлениями о самом прекрасном из чувств человеческих – о любви и обо всём том, что предшествует и вызывает это чувство. Художественное слово и то, как они чувственно подавали его зрителям, завораживало. Порой казалось, что они не противостояли друг другу, а продолжали одну и ту же мысль, только разными голосами. Углубившись в тему, мы не замечали как быстро текло время. И я уже с тревогой посматривала на столики перед дуэлянтами, на которых неудержимо таяли стопки бумаг, на которых были написаны стихи авторов.
     Концерт закончен. Все остались живы, хотя и были «сражённые наповал» любовной лирикой. Теперь уже звучали аплодисменты, выступающим дарили цветы, их поздравляли. Мне же казалось, что всё это происходило в сказочном сне, который не растаял во мне даже за длинную дорогу до моей Девятки. А поздним вечером позвонила Н. Алткнина. (Я скорей ожидала грома среди зимы, чем её звонка). Наталья очень тепло поблагодарила меня за то, что я нашла время и пришла на концерт. И это была вторая сторона медали приятного вечера. Слышать доброжелательный голос Натальи – не каждому выпадало такое счастье… (Это происходило в марте 2007 году).
     …А потом я окунулась в суету серых будней и всё, что происходило  в тот вечер, легло на отдельную полочку моей памяти. О том, что М. Койфмана уже нет с нами, я не знала до той минуты, пока в 2010 году сама Н. Алтунина ни позвонила мне, чтоб сообщить о том, что я приглашена на вечер памяти М. Койфмана. Это был второй вечер в моей жизни, на котором я открывала для себя непознанный мир известного в городе, но неизвестного мне человека, (по словам Светланы Мель – «Это же человечище!..») и, конечно же жалела о том, что мне по судьбе не пришлось с ним познакомиться поближе или, хотя бы, побольше о нём узнать.
     Маленькую, тоненькую книжечку Маркса Койфмана «Жить. Творить, Любить…» я перечитывала много раз. А всё потому, что слова мудрого человека невольно затягивают и, пока не закроешь последнюю страницу, не отпускают читателя. А ещё оказалось, что Маркс – мой земляк, с Украины. Вот что написано в предисловии его книги «От первого лица»:

     Наша семья жила в рабочем посёлке Зелёный Гай, в 18-ти километрах от Харькова, на Украине. В последние годы мама была учительницей, папа вёл военное дело в деревенской школе. Ежегодно к нам приезжали дедушка с бабушкой из Ленинграда. Дед, Лейзер Янкелевич Койфман, по профессии был плотником, как Иисус Христос, и очень образованным для своего времени человеком. Знал несколько языков: прекрасно говорил на русском, украинском, белорусском, знал идиш и иврит. У него была ярчайшая речь. Дед верил в Бога и при этом был коммунистом, умело скрывая «двойную» идеологию. Кроме украинского и русского в семье бытовал современный еврейский язык – идиш, который я научился понимать с малых лет.
     …я любил папу. Полное понимание пришло, когда она (мама) решила уехать со своей дочерью, моей сестрой, в государство Израиль. Мама даже не записала меня в анкету, а на мой вопрос «Почему?» ответила: «Ты всё равно не поедешь». И была права. Но я провожал абсолютно любимого человека, потому что увидел её жизнь не глазами не всегда справедливого маленького мальчика, а взрослого человека!
     В девятом классе по собственному желанию прочёл знаменитый «Капитал» Карла Маркса. Ни черта не понял.
     В 11-м классе вера в справедливость пошатнулась. После выступления на комсомольском собрании с резкой критикой по поводу развала работы школьным комитетом комсомола, разгорелся конфликт, в результате которого маму чуть не уволили с работы, а я сам не получил золотую медаль. Так я почувствовал ответственность за сказанное слово.
     Я поступал в ГИТИС 12 раз и поступил, когда мне было уже 36 лет, и, если бы не Сергей Владимирович Образцов, я бы в жизни не поступил туда. Помог случай…

     …Развитие моё оставляло желать лучшего. Более того, у меня был совершенно потрясающий украинский акцент, и в столичном Кишинёве такая речь вызывала отторжение. Они почему-то думали, что если человек так разговаривает, он вряд ли может быть умным, тонким и так далее. А я уже в то время писал стихи, уходил к воде мечтать. Но этого же не расскажешь…

     Ещё в институте мне говорили: «Койфман, тебя так много!»
Я не могу на репетиции быть спокойным. Если меня волнует то, что происходит на сцене, я должен и обязан объяснить, обо всё м рассказать актёрам и всем, кто в команде, чтобы в результате прийти к тому, ради чего… Я всегда прошу то, что чувствую, как актёр. Я за каждым проигрываю. Я знаю, как там, на ширме – я физически это чувствую. Режиссёр видит человека насквозь…

                *
                Железногорск: история и современность

Койфман М.А. Марксизмы кукольника Койфмана: (Беседа с бывшим главным режиссёром Театра «Золотой ключик» г. Железногорска М.А. Койфмана. Вёл Г. Янушкевич «Город и горожане» - 1999 г – 19 августа стр. – 7.

Панфилова М.  Вынуть занозу из сердца: (Бывший режиссёр «Золотого ключика» Маркс Койфман приглашён в кукольный театр на постановку сказки «Иван-царевич, Серый волк и другие.  Марина Панфилова, «Сегодняшняя газета» - Красноярск – 26, 2003. 21 августа , стр. – 5

Н. Алтунина. Объединил всех Койфман. (Бывший штатный режиссёр театра кукол вернулся через десять с лишним лет разовой договорённой постановкой спектакля «Волшебна лампа Алладина в постановке Маркса Койфмана. «Город и горожане». – 2006. 12 января. Стр. 11.


                * 

                Даю слово ЖИТЬ !
                М. Койфман
         
Я никогда не умру от ложной скромности – моя фамилия Койфман.

Я – вулкан, и пепел в пепельницу не стряхиваю.

Все мы рождены абсолютно чистыми, а затем Бог и дьявол борются за каждую душу. Третьего не дано. И граница борьбы проходит сквозь человека.

…Рассмотри зло, рядящееся в прекрасное добро!

Всё могут джины, а Любовь человек заказать не может.

У меня была прекрасная жизнь. Но прожить её я и врагу не пожелал бы.

                ЭПИТАФИЯ
В осеннюю траву, омытую дождями,
Я первым жёлтым упаду листом.
Виновных нет. Всё дело в том,
Что жизнь я в губы целовал устами…

               ПАСТОРАЛЬ
Шёпот тихий под сосной
На проталине весной:
- Люба, за меня пойдёшь?
- Обождёшь.

Летом в поле стог шуршал,
Любе сарафан мешал,
Помогало лето –
Вся была раздета…

- Становись моей женой…
- Петька, ты такой смешной…

Осень стыла и густела.
В перелеске было дело:
- Обвенчаемся, прошу…
- Я твоё дитя ношу…
Не дадут нам вместе быть…
Братья будут тебя бить…

Мимо той сосны весенней,
Мимо летнего стожка,
Перелеском зимним снежным
Два салазочных возка…

Хоронили двух детей
Без затей…
Было ей тринадцать,
А ему – пятнадцать…

Насмерть били пацана.
А она себя – сама…

               *
Завянут в вазе на столе
Последние цветы,
Надолго, может – на сто лет
В разлуку – я и ты…
Погаснет тихо жёлтый цвет –
Задутая свеча…
Из слов остались «нет» и «нет».
Не спутай сгоряча!

Тоненькая книжечка Маркса Койфмана, а выпускать из рук не хочется… Слово долговечнее человека. Но именно, словом мы помним Человека. Железногорск помнит!..

                --------------------------


Рецензии