1. Фокус-покус с рукопожатием или мир тесен

1. ФОКУС-ПОКУС  С РУКОПОЖАТИЕМ ИЛИ МИР ТЕСЕН.

В 1969 году американскими психологами  Стэнли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом была выдвинута теория о шести рукопожатиях. Она заключалась в том, что каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых (т.е. шести рукопожатий), состоящую в среднем из пяти человек. Впрочем, на сегодняшний день теория шести рукопожатий уже неактуальна. Теперь её можно назвать «теорией четырех рукопожатий», поскольку проведёнными позже экспериментами было установлено, что двух произвольных людей с разных концов мира связывает не шесть, а четыре рукопожатия. Вывод: жители Земли ныне гораздо ближе друг к другу, чем когда-либо прежде. Мир стал тесен.

Теория показалась мне любопытной и занятной. Но как фактически она действует? И я решил проверить теорию опытным путём на своём примере.  Для этого среди тех, с кем я имел рукопожатия, мне нужно было выбрать того, кто стал бы первым в цепочке общих знакомых. После недолгих раздумий свой выбор я остановил на Главнокомандующем ракетных войск маршале Крылове Николае Ивановиче.

О встрече с ним я упоминаю в очерке о Таурагском ракетном полке.  Там я рассказываю о том, что, вступив в должность Главнокомандующего ракетных войск, Крылов знакомился с подчиненными ему войсками и с этой целью летом 1963 года приезжал и  в наш полк. 

На боевой стартовой позиции пояснения ему давал командир полка подполковник Кулагин И.К. Закончив осмотр позиции, Крылов подошел к находившейся поблизости группе офицеров, в числе которой был и я, и со всеми поздоровался за руку. Я ему представился и он пожал руку и мне. Рукопожатие с таким  известным человеком, дважды Героем Советского Союза, участником битвы за Сталинград у меня надолго сохранилось в памяти.

Выбор Крылова был очень удачным. Будучи Главнокомандующим ракетных войск и членом ЦК КПСС, Крылов  был знаком, общался и просто встречался с огромным кругом лиц из числа крупных военачальников и членов ЦК. Среди них были   Генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев и секретари ЦК КПСС союзных республик, многие члены ЦК КПСС, все советские маршалы и пять  министров обороны: Н.А.Булганин, А.М.Василевский, Г.К.Жуков, Р.Я.Малиновский, А.А.Гречко. Так вот, согласно этой теории, через три  рукопожатия я был знаком со всеми этими лицами (первым в цепочке рукопожатий был Крылов,  третьими  те, с кем он имел рукопожатия).

Идем дальше.
В свою очередь Хрущев имел рукопожатия с членами Президиума ЦК КПСС (среди них будущий генсек Брежнев), членами СМ СССР, с создателем ракет Королёвым,  с космонавтами Гагариным, Титовым, Терешковой и другими космонавтами, со  многими знаменитыми и известными людьми страны.  Все они находились от меня в четырёх рукопожатиях.

Наконец, Хрущев имел рукопожатия со своими соратниками  Маленковым, Молотовым, Кагановичем, Микояном, Берией, другими власть предержащими. И эти высокопоставленные лица находились от меня в четырёх рукопожатиях.
 
Имел Хрущев рукопожатия и со многими лидерами зарубежных стран.  Если Сталин был «домоседом» и с визитами в  зарубежные страны не ездил, то Хрущев, в отличие от него, был «всемирным бродягой» (так его называл А.И.Микоян). За время своего правления он успел совершить больше визитов, чем любой другой первый секретарь. Всего за рубежом он побывал около пятидесяти раз. И, конечно, пожимал руки многим лидерам этих  стран. Назову лишь нескольких: создатель КНР и её руководитель Мао Цзедун, руководитель Северной Кореи Ким Ир Сен, премьер Индии Джавахарлал Неру, Кубинский лидер Фидель Кастро, маршал Франции Шарль де Голль, президент Финляндии Урхо Кекконен, король Афганистана Мухаммед Захир-Шах, президент Индонезии Сукарно, президенты США Эйзенхауэр, Джон Кеннеди и Ричард Никсон, премьер   Англии Уинстон Черчилль.

Имел Хрущев встречу и с английской королевой Елизаветой II. Думаю, она допустила его к своей руке. Все перечисленные выше главы государств, короли и президенты находились от меня в четырёх рукопожатиях. Так что и я сподобился опосредованно через Крылова и Хрущева быть знакомым с Её Величеством Королевой Англии Елизаветой II и вертуально пожать ей руку.

А теперь самое интересное. 

Хрущев был близок к Сталину и, надо полагать, не раз верноподданнически жал ему руку. Значит, через Крылова и Хрущева и со Сталиным меня связывает всего четыре  рукопожатия.

Крылов был дважды Героем Советского Союза, награждён многими орденами и  медалями. Если предположить, что Крылова для вручения ему звезды Героя Советского Союза вызывали в Кремль и золотую звезду ему вручал лично Сталин, и, поздравляя его с высокой наградой, пожал ему руку, то получается, что Сталин находился от меня не в четырёх, а уже в трёх рукопожатиях. Вот такой фокус-покус*).

Сталин имел встречи со многими известными и выдающимися людьми и можно  составить много разных цепочек рукопожатий с его участием. Например, выстроить такую цепочку:  Крылов – Сталин – Ленин – Герберт Уэллс. В этой цепочке Ленин находится от меня в четырёх  рукопожатиях, а Герберт Уэллс – в пяти.

Но есть и некорректные варианты, но им не место в рассказе...

Что написать в заключении? Мир, действительно, тесен, о чем и говорится в этом философском эссе.   

***
Не вызывает сомнения, что любой из читателей сможет проследить в своём жизненном пути не менее интересные цепочки.


*) Фокус-покус - трюк, фортель, выкрутасы.

См. Продолжение: 2."Цепочка рукопожатий"по ссылке: http://proza.ru/2022/01/04/714


Рецензии
Весьма интересно и любопытно...У меня например, были рукопожатия со своими кумирами: В. Лановым, А.Баталовым, Виталием Вульфом (театр для меня - всё), В.Познером (любимый журналист).А уж с кем они?....
Весьма рад визитам ко мне...

Вадим Егоров   18.08.2022 21:40     Заявить о нарушении
Я думаю, что у перечисленных тобою персон круг общения был огромен как у нас, так и за рубежом. Без сомнения, они имели встречи со многими отечественными и зарубежными знаменитостями и власть предержащими, а ты опосредовано имел с ними знакомство. Наверняка, и мы с тобой давно знакомы.

Вадим Прохоркин   19.08.2022 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.