Ингрия, Ингерманландия, Приневье гл 1

Современную  Ленинградскую область иногда  называют Ингрией, а также Ингерманландией. Последнее обозначение несет  за собой не только географическое значение, но и является определенного рода политическим фантомом. Постараемся разобраться, как  возникло это название, кто такие ингерманландцы, откуда они взялись и какова была их судьба. 

ИНГРИЯ И ИЖОРЫ

Издавна земли Ижорской возвышенности были заселены финно-угорским племенем Ижора. Принято считать, что оно является ответвлением народа Карел, отделившимся от него на рубеже  I – II  тысячелетий нашей эры. Однако современные археологические исследования выявляют значительные различия в погребальном обряде Карел и Ижоры. Так, основным погребальным обрядом Карел   в IX-XII веках является сожжение с помещением остатков кремации на каменной вымостке.  Захоронение сопровождались устойчивым набором вещей в погребениях — привозным оружием и украшениями западно-финских типов. Захоронений Ижоры, к сожалению, известно не так уж много, тем не менее, наиболее ранний зафиксированный погребальный обряд этого племени (по материалам могильников у дд. Урмизно, Гамалово и могильника Кайболовский Берег) – безынвентарные трупосожжения в неглубоких ямках, без каких либо каменных конструкций, заставляет предположить, что выделение Ижор, как отдельного племени, произошло гораздо раньше, предположительно в VII – VIII веках нашей эры.
Немногочисленные роды, занимавшиеся охотой, рыбным промыслом и собирательством постепенно заняли обширную территорию в бассейне реки Невы и вдоль южного побережья Финского залива, вплоть до низовий реки Нарва. К сожалению, пока не представляется возможным точно определить время их проникновения на саму Ижорскую возвышенность.
Начало активного развития ижорской культуры приходится на 12 век, когда племя попадает в орбиту торговых и политических интересов Великого Новгорода. Они активно осваивают земледелие, в быту и костюме  появляется много привозных вещей. Так в 12-13 веках появляется зафиксированный по материалам могильников на Ижорском плато парадный женский убор, представленный вещами «областной» культуры, ориентированной на Новгород и древнерусской по своему характеру (Рябинин 1990а: 26). В него входят височные кольца, ожерелья из бус, фибулы, браслеты и перстни, к поясам прикрепляются ножи и подвески (Конецкий, Носов, Хвощин-ская 1984: 166) Эти черты сохранились в ижорской этнографии вплоть до наших дней.
О ижорах в наших землях напоминают не только могильники и редкие археологические находки, но и сохранившееся до наших дней, почитаемое у представителей финских народов место – священный камень Укко-Киви на горе Кирхгоф.

ТЕРРИТОРИЯ
В продолжении повествования мы неоднократно будем употреблять названия: Ижорская земля, Ингрия, Ингерманландия в отношении территории, лежащей на северо-западе современной России по берегам реки Невы (от чего ее еще называют Приневьем), ограниченной Финским заливом, Ладожским озером, рекой Наровой и рекой Сестрой. (про северную, центральную и зап Ингрию) Большинство исследователей считает, что происхождение топонима связано с именем проживавшего на данной территории племени Ижора (инкеройн, карьялайн, ижор. inkeroin, i;ora, i;oralain). В карельском языке есть слово «ижа» - отец; есть похожее, очень богатое по смысловому значению слово "ижонду", означающее «хозяин» и «глава рода».
Финский вариант названия территории звучит как  Inkeri, Inkerinmaa; эстонский как Ingeri. Отсюда происходит топоним Ингрия именно как земля ижор – ингров.

Впрочем, бытует еще одна версия происхождения названия от имени супруги  великого князя Ярослава Мудрого Ингрид (Ингигерды), дочери  шведского короля Олава Шетконунга, правившего Швецией с 993 по 1024  (в крещении Анны, впоследствии принявшей монашеский постриг и канонизированной  Русской Православной  церковью под именем Св. Ирины). В качестве свадебного дара Ингигерде был преподнесен город Ладога (современная Старая Ладога) с прилегающими территориями. Выдвигается версия, что в число подаренных Ингрид земель вошло и Приневье. По этой версии именно тогда возник шведский топоним Ингерманландия, означающий не «землю ингров», где к финскому топониму присоединено шведское «ланд», как обычно считается, а «землю Ингрид». Теория красивая, но малоубедительная: в начале 11 века территории Приневья еще только начинали осваиваться Русью, а ленные земли Ингигерды – Поволховье с городом Ладога никогда не именовались ни Ингрией, ни Ингерманландией.

Территория Ингрии составляет около 15 тысяч квадратных километров и делится на северную Ингрию, лежащую между Невой и  рекой Сестрой на Карельском перешейке, и западную Ингрию, находящуюся к югу и к западу от Невы. Ее границы идут по реке Нарве, Чудскому озеру, реке Луге и далее до берега Ладожского озера.

НОВГОРОД И НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ

В XII веке ижоры становятся союзниками и данниками новгородской республики. В это же время на  Ижорскую возвышенность в значительном количестве приходят поселенцы – славяне, которые приносят с собой такое серьезное новшество как железный плуг. Интенсивное сельскохозяйственное освоения этих территорий начинается в XIII веке. Благоприятность ее для сельского хозяйства связана, во-первых, с рельефом и, во-вторых, с характером подстилающих пород. Как почти всякая возвышенность, она хорошо дренируется, а подстилающие породы здесь — известняки ордовикского возраста, на которых формируются плодородные (для Северо-Запада) почвы. (Дужников Ю. А. По Ижорской возвышенности. Путеводитель для туристов. — Л.: Лениздат, 1972)
Первое упоминание ижор в письменных хрониках приходится на XII век: в булле папы Александра III к первому упсальскому епископу Стефану, написанной между 1164 и 1189 годами. (Седов В.В. Ижора // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука. 1987. 512 с.) В ней папа призывает обуздать язычников – карел и ингров(ижор). Это обращение было не лишним: в 1989 году войско корел и новгородцев полностью разорило шведский город Сегтуну, который так и не смог после этого оправиться. В 1225 г. — два феодала из Эстонии пишут папе о «желании корелы, ижоры и води» креститься по католическому обряду. Неизвестно, какую основу имело под собой это письмо и какие имело последствия, но спустя два года новгородский князь Ярослав Всеволодович осуществляет массовое крещение корел и, вероятно, части ижор в православную веру. (Кочкуркина С.И., Спиридонова А.М., Джаксон Т.Н. Письменные известия о корелах. Петрозаводск, 1990, с 108-109). Во всяком случае, в 1228 году  ижоры выступили на стороне Новгорода в войне с племенем Емь.  (НПЛ с. 65)
Как крещеный народ описывает ижор и «Новгородская  первая летопись», а так же «Повесть о жизни  святого благоверного князя Александра», согласно которой ижорский  старейшина Пелгусий (Пелга)  не только предупредил новгородского князя Александра Ярославича (Невского) о перемещении флота шведских и датских крестоносцев по Неве, но и пересказал сон, в котором на помощь к юному князю спешили его родственники, православные святые Борис и Глеб.  ( стр 198- 201).

Земли Великого Новгорода делились на пять частей, так называемых земель или пятин. «На северо-запад от Новгорода, между реками Волховом и Лугой, простиралась по направлению к Финскому заливу пятина Вотьская, получившая свое название от обитавшего здесь финского племени Води, или Воти; на северо-восток, справа от Волхова, шла далеко к Белому морю по обе стороны Онежского озера пятина Обонежская; к юго-востоку, между реками Мстою и Ловатью, простиралась пятина Деревская; к юго-западу, между реками Ловатью и Лугой, по обе стороны реки Шелони, шла Шелонская пятина; на отлете, за пятинами Обонежской и Деревской, простиралась далеко на восток и юго-восток пятина Бежецкая, получившая свое название от селения Бежичей, бывшего некогда одним из ее административных средоточий (в нынешней Тверской губернии). Эта пятина захватывала северную часть нынешней Тверской губернии, западную - Ярославской и юго-восточный угол Новгородской». Писал о территориальном делении Новгорода историк Василий Осипович  Ключевский. (Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций). Все пятины, кроме Бежецкой, начинались вплоть у самого Новгорода или, как Деревская, недалеко от него и в виде расширяющихся радиальных полос бежали во все стороны. Земли каждой пятины разделялись на погосты. Этот вид административного деления берет свое начало из Киевского княжества, где был учрежден в ходе территориальных и налоговых реформ княгини Ольги. В ее время погостами называли административный центр округи, куда свозилась дань  для киевского князя. В более позднее время это обозначение понималось двояко: главное селение церковного округа; либо церковный округ или приход, т е. совокупность всех селений, принадлежащих одной церкви.
Ижерская земля вошла в состав Водьской пятины земель  Господина Великого Новгорода.
После присоединения Новгорода к Московскому княжеству в  конце 15 века, деление на пятины и погосты сохранилось, однако к ним добавилось дополнительное административное разделение на уезды.

ИЖОРЫ ПОД  МОСКОВСКИМ СКИПЕТРОМ

Земли новгородских пятин, в том числе и Водьской, принадлежали крупным землевладельцам из числа именитых новгородских бояр. Крестьяне же пользовались землей и прочими ресурсами на правах аренды, оставаясь лично свободными.
После присоединения к Великому  княжеству Московскому Московский Великий Князь Василий Третий  постепенно, в несколько приемов, но достаточно быстро уничтожил новгородский боярский класс. Средствами для этого были прямые „опалы“, иногда завершавшиеся казнями, а, главным образом, знаменитый „вывод“, к которому любила прибегать Москва в отношении покоренных областей. Старые землевладельцы выселялись в центральные области страны.
Конфискованные у новгородских бояр земли раздавались служилым людям, «дворянам и  детям боярским», согласно укоренившейся в Московском княжестве поместной системе, при которой дворянин получал от великого князя земельные пожалования «в кормление», в обмен за службу. Поместье было новой для новгородских земель феодальной системой землевладения. При этом крестьяне из вольных арендаторов превращались в крепостных землепашцев. Всего же вместо выселенных «крамольников» - новгородцев в Водьской пятине обосновалось 89 дворянских семей из Москвы.
Разумеется, то поместное право значительно отличалось от феодальных порядков времен Петра Великого и Екатерины II, когда и поместья, и крестьяне  стали частной собственностью владельцев. Согласно поместному праву дворянин владел имением лишь до тех пор, пока он сам, либо его дети, несли государственную военную и гражданскую службу, а крестьяне были прикреплены именно  к земле и переходили к новому владельцу исключительно вместе с ней.

Не смотря на постоянную военную угрозу со стороны Швеции и Ливонского ордена, вплоть до середины XVI в. земли на Ижорской возвышенности были довольно густо населенными и богатыми.
Состояние дел в присоединенных к Московскому княжеству землях хорошо видно по данным государственной переписи, проводившейся в 1499-1500 годах. Переписью поселений на Ижорской возвышенности занимались московские "писцы великокняжеские" Дмитрий Васильевич Китаев и Никита Губа, сын Моклокова. В составленных ими писцовых книгах содержатся сведения о нескольких сотнях поселений, существовавших к тому времени на Ижорской возвышенности. В основном это были небольшие поселения, удаленные друг от друга, как хутора. Состояли они из нескольких дворов с прилегающими пахотными землями, сенокосными и лесными угодьями. Подавляющее большинство жителей занималось земледелием и скотоводством, некоторые - охотой, рыбной ловлей и ремесленными промыслами. Из сельскохозяйственных культур преобладали рож и лен из которого местные жители изготавливали ткани. Сеяли так же овес и ячмень из которого варили пиво. Пивоварение упоминается в числе местных промыслов. Им, в том числе, платили подати. Наиболее распространенным скотом были овцы, хотя держали и коров, и свиней, и птицу.

«Окладная книга» Водьской пятины сообщает, что, например,  в пределах Дударевского погоста (современная территория Аннинского городского поселения) на описываемое время находилось 115 деревень с количеством дворов от одного до двадцати, в которых проживало 580 человек взрослого мужского населения. С этих деревень кормилось 34 дворянина из числа государевых служилых людей.
Интересно, что из этих 115 деревень 45, то есть меньше половины, носят финноугорские (ижорские) или происходящие от них названия. Перепись поименно перечисляет проживающих в погосте мужчин, имена которых в подавляющем большинстве являются русскими или происходят из христианских святцев.

Это говорит о том, что уже к концу XV в. местное ижорское население плотно перемешалось с новгородцами, переняв их веру, культуру и обычаи.


Рецензии