Стрит-арт. Искусство или вандализм?

«Пустые стены - это преступление». (Бэнкси)               

СТИЛЬ

Стрит-арт (англ. Street art, или уличное искусство) — это стиль и разновидность современного изобразительного искусства, в котором фоном для размещения работ художников служит окружающее людей пространство городов. Многие произведения стрит-арта имеют ярко выраженную социальную направленность и носят протестный характер. Представители этого искусства создают уличные шедевры не только для самовыражения, но и с целью привлечения внимания общественности к важным повседневным проблемам.
Эфемерность и недолговечность художественных проектов стрит-арта — одна из центральных идей этого вида искусства. В любой момент единственный в своем роде «экспонат» может исчезнуть без следа, его могут закрасить — как дворники по указанию властей, так и другие художники. Главный инструмент райтера — баллончик с аэрозольной краской и точное представление о том, что хочется нарисовать, потому что сделать это зачастую надо очень быстро. Во многих странах за порчу городского имущества полагаются немалые штрафы, поэтому райтеры стараются замаскировать свою деятельность под ремонтные или строительные работы, киносъемку и прочий неприметный «движ».
Стрит-артеров можно сравнить с футуристами, которые создавали новое искусство, протестуя против пропагандистского творчества и академизма. Уличные творцы стирают грани между профессиональным и непрофессиональным искусством. Теперь улицы, как и завещали футуристы, стали праздником искусства для каждого.
Стрит-арт – это искусство, созданное в городской среде. Это направление включает в себя рисунки на стенах, скульптуры и инсталляции, шрифтовую графику. Часто произведения сочетают в себе несколько техник.
Стрит-арт довольно эгоцентричен. Художника не интересует порча государственного имущества. Единственная цель – заявить о себе и высказаться. Это попытка отвоевать город для себя.

Характерные черты

У уличного искусства несколько характерных черт:
; Фигура уличного художника всегда анонимна. Например, работы Бэнкси знает каждый, но никто не знает его личность.
; Анонимным остается и сам зритель.
; Стрит-арт всегда живет на улице.

ИСТОРИЯ

Человек всегда старался оставить свое имя на страницах истории. Каждый делал это по-своему. Некоторые самовыражались на стенах родного города. История стрит-арта берет свое начало с древнейших времен. Правильно было бы отметить, что уличное искусство существует с момента появления Человека разумного. Сначала творчество проявлялось в виде наскальных рисунков. Позже, уже в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте и т.д.), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены. Это были рекламные послания, признания в любви, выражение политических мыслей и др.

Версии

Стрит-арт, такой, каким мы привыкли видеть его сегодня, предположительно появился во время Второй Мировой Войны. Первым случаем принято считать появление вирусной надписи “Kilroy was here”. Ее наносил некий Kilroy, который предположительно работал на заводе по производству бомб в американском Детройте. Сначала надпись появилась на всех ящиках с бомбами, изготовленными на этом заводе. Затем фраза была дополнена рисунком и далее распространялась американскими солдатами.
 

По другой версии, современный стрит-арт зародился в Филадельфии, в конце 60-х годов прошлого века. Юноша по имени Деррил Маккрей (по прозвищу Корнбред) безнадежно влюбился в девушку. Желая произвести впечатление на свою избранницу, он расписал все близлежащие районы города незамысловатой надписью «Cornbread Loves Cynthia». Его творчество не понравилось местным властям, в результате молодой художник даже ненадолго угодил за решетку. Идею Маккрея быстро подхватила филадельфийская молодежь. К тому времени в США уже давно был налажен промышленный выпуск краски в аэрозольных баллончиках. Поэтому вскоре улицы города были заполнены надписями и рисунками на любой вкус.
Затем граффити дошло и до Нью-Йорка. В 1971 г. в Нью-Йорк Таймс напечатали статью о Диметриусе – курьере, который везде оставлял надпись своего псевдонима «Taki 183».
 
В 1970-х годах был придуман “теггинг”. Всё началось с манхэттенского квартала под названием Washington Heights. Тогда же появилась традиция ставить номер улицы рядом с никнеймом. Первым, кто это сделал, стал Julio 204. Среди граффитистов того времени вспыхнуло соперничество за признание лучшим. Это сподвигло райтеров разработать новую манеру исполнения – так появились коды и стили граффити.
С 1972 г. в Бруклине получили распространение граффити в подземных переходах. Так люди из разных районов буквально соревновались друг с другом, стараясь оставить как можно больше своих надписей. Чтобы выделиться на фоне остальных, художники  начали использовать различные стили, которые известны по сей день.
Постепенно граффити стало настоящим бедствием для всех крупных мегаполисов США. Художники не только разукрашивали стены домов, но и до неузнаваемости разрисовывали вагоны метрополитена. Ситуация становилась неуправляемой и вызывала резкую негативную реакцию большинства жителей.
В начале 1980-х американские власти нашли грамотное решение проблемы — стрит-арт получил официальное признание как новый вид искусства. В салонах начали массово проводить выставки работ художников, а на улицах городов появились специализированные площадки для творчества. Одновременно усилилась борьба с бесконтрольной раскраской городских районов, создавались многочисленные общественные организации противников уличного вандализма.
Начиная с 2000-х годов отношение к стрит-арту, стало более осознанным и серьезным. Он стал модным элементом городской среды. Теперь у художников заказывают роспись фасадов, рекламных баннеров, приглашают их для оформления праздников и мероприятий. Открывают настоящие галереи стрит-арта, проводят выставки, фестивали.
Популярностью урбанистической живописи решили воспользоваться и некоторые крупные корпорации — в частности, IBM и Sony, — которые продвигали свою продукцию в коллаборации с уличными художниками. Стрит-арт стал темой нескольких компьютерных игр, изображения граффити появились на сумках и футболках, скейт-бордах и досках для серфинга.

Факт

Примечательно, что до 2012 года нигде в мире не было создано музея стрит-арта; не существовало и отделов, которые могли представить этот стиль публике. Впервые Музей Стрит-арта был открыт в Санкт-Петербурге. Главной целью этого музея является предоставление информации об уличном искусстве и граффити. Также музей осуществляет помощь в организации современных проектов, занимается поддержкой молодых художников. Представители музея стараются внедрить новый подход к развитию творчества, используя для этого индустриальные объекты, находящиеся далеко от центра города.

ВИДЫ, ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

Стрит-арт объединяет в себе множество различных видов, среди которых наиболее известны:
; Надписи. Обычно содержат стилизованную подпись художника, название (прозвище) команды авторов или емкие по смыслу слова (словосочетания). Различаются по типу шрифта, количеству цветов, читабельности и другим параметрам.
; Рисунки. Во многих случаях используются вместе с надписями для усиления воздействия на зрителя. Наряду с простыми монохромными изображениями на улицах нередко встречаются красочные разноцветные композиции с тщательно продуманным сюжетом.
; Трафареты. Идеально подходят для многократного тиражирования изображений или надписей. Широко применяются в целях протеста радикально настроенными людьми и активистами политических партий.
; Муралы. Представляют собой огромные по размерам художественные композиции на различную тематику. Служат оригинальным средством украшения неприглядных поверхностей габаритных стен зданий и заборов. Власти многих современных городов приветствуют создание красочных муралов и даже проводят среди художников конкурсы на их изготовление.
; Стикеры. Встречаются на улицах в виде небольших наклеек. В сознании многих людей ассоциируются с наружной рекламой, поэтому нередко негативно воспринимаются городскими жителями.
; Постеры или плакаты. Сильно уступают по популярности в сравнении с другими видами уличного искусства. Обычно используются в ходе проведения акций для привлечения внимания общества к конкретной проблеме.
; Инсталляции. Имеют характерную особенность — объемность изображений. Могут значительно отличаться по используемым материалам, форме, размерам и месту размещения. С каждым годом все большую популярность набирают 3D инсталляции с применением визуальных эффектов.

Граффити

Техника нанесения граффити, являющегося частью стрит-арта, также имеет свою стилистику:
; Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности;
; Bombing – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях;
; Tagging – подпись художника, его никнейм.
; Scratching (scrabbing) – рисунок или надпись выцарапывают острым предметом. Объект стрит-арта стеклянные или зеркальные поверхности. Подобные попытки можно увидеть на окнах в общественном транспорте.
Помимо техники нанесения, различают и виды граффити:
; Old School – классический стиль, работы приближены к модерну;
; Flat – плоские изображения и надписи, используют не более 2 цветов, характерная черта – минимализм и простота;
; Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
; Blockbusters и Throw-up – нью-йоркский стиль; очень крупные изображения, чаще их наносят с помощью трафаретов;
; Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
; FX-style или 3D-style – изображение в стиле 3D, а также оптические иллюзии;
; Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства.

Факт

Одно из самых известных граффити в Wild style («диком стиле») — с яркими цветами, округлыми линиями и теневыми эффектами трехмерности — было создано художниками TRAP, DEZ и DAZE в 1982 году. Этот объект стрит-арта появился на вагоне нью-йоркского метро и вызвал большую шумиху в прессе. Метро регулярно подвергалось набегам райтеров, которые «преображали» целые поезда. Городские власти выразили яростный протест против порчи общественного имущества и объявили стрит-арту войну. Полиция охотилась за художниками и арестовывала их, а метрополитен один за другим очищал поезда от граффити.
 
Существует огромное множество техник нанесения рисунков и исполнения инсталляций. Регулярно появляются новые направления, художники стараются найти свой собственный стиль и выделиться из толпы других райтеров.
Основные материалы художников - стрит-артистов - аэрозольная краска, мел, трафарет, мозаика, клейстер, дерево, цветная пряжа, которая используется для вязаных граффити.

Факт

Вязаное граффити, или ярнбомбинг ("взрыв пряжи") придумала американская художница Магда Сэйег. Вязать она научилась еще в детстве, а в 2003 году на открытии своего магазина, чтобы привлечь покупателей обвязала двери пряжей… Естественно двери в вязанных чехлах привлекли к себе внимание, и с тех пор идея обвязывать самые необычные вещи плотно засела в головах вязальщиц.
В 2005 году появляется клуб «Knitta Please» что приводит к тому, что вязаный стрит-арт завоевывает небывалую популярность в городах США и Европы.
С тех пор Магда создает проекты по украшению городских пространств. Например, в Нью-Йорке  она украсила скамейки в Центральном парке, знак «No Parking» на Тайм сквер, старую неработающую телефонную будку, надпись «Добро пожаловать на Манхэттен!» через мост Williamsburg. К своим творениям участники ее группы обязательно прикрепляют небольшие бирочки с надписью «I love Knitta».

Аэрозольная краска

Самый популярный материал для создания произведений стрит-арта. Аэрозольная краска впервые появилась в 1949 году и первоначально использовалась для окрашивания радиаторов. Она хорошо держалась на любых поверхностях, в том числе гладких, что очень нравилось художникам.
Примерно через 30 лет после изобретения аэрозольной краски художники стали применять её для создания граффити. Наибольшей популярностью пользовались фасады зданий и зоны общественного пользования.
К концу 1980 года картины, созданные методом распыления краски из баллончика, начали выставляться в художественных галереях.
Со временем качество аэрозольной краски улучшилось, и художники получили возможность усовершенствовать свою технику, обогатив ее новыми приемами: тенями, бликами, эффектом свечения, цветовыми растяжками, изменениями толщины линий, использованием капель, брызг и меток.

ИЗВЕСТНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СТРИТ-АРТА

Бэнкси

Бэнкси родился в 1974 г. Настоящее имя неизвестно, а личность так до сих пор и не раскрыта. Английский художник, проживающий в Бристоле и скрывающийся под псевдонимом. Многие считают, что за ним скрывается музыкант Роберт Дель Ная, участник музыкальной группы Massive Attack. Бэнкси называют “золотым стандартом” современного искусства. Многие его работы занесены в реестр охраняемых объектов. Художник всемирно знаменит острой социальной тематикой своих работ, а также продажей на аукционе одной из своих картин, которая сразу же после покупки самоуничтожилась.
В своих работах Бэнкси балансирует между маркетингом, социальной позицией и провокацией. Неподражаемость этого мастера стрит-арта — в тонком юморе, приправленном сардоническим остроумием, которые заставляют зрителей задуматься о серьезности его художественных заявлений на темы политики, гуманности, беженцев и расовых предрассудков. «Стена — это очень сильное оружие. Это одна из самых отвратительных вещей, которыми ты можешь кого-то ударить», - считает художник. Бэнкси «хорошо бегает» и «умно выбирает точку» — иными словами, хорошо продумывает свои действия перед вылазкой. Его уникальный трафаретный стиль сформировался в 2000 г. До этого он развивался в команде стрит-артеров.
Бэнкси не только художник, но и режиссер, его фильм «Выход через сувенирную лавку» номинировался на Оскар в 2011 г.
 

Invader (Space Invader), или Космический захватчик

Он создал новый стиль стрит-арта – рубикубизм. Его первая уличная мозаика появилась в 1998 г. Invader кропотливо подбирает место для своих инсталляций. Он выкладывает пиксельных персонажей из керамической плитки, «захватывая» таким образом города. Список «захваченных» мест он публикует на сайте. Свои работы он создает под покровом ночи. На нем всегда надета маска, скрывающая лицо. Личность по сей день неизвестна.
 

Пол Кертис (Moose)

Художник работает в технике Reverse Graffiti. Он придумал эту технику, пытаясь отмыть стену от табачной копоти. «Обратное граффити» выполняется на грязных поверхностях, которые художник частично отмывает, нанося свой рисунок. Этот вид уличного искусства призывает власти и общество обратить самое пристальное внимание на загрязнение городской атмосферы. Сам метод весьма экологичен — и это еще один плюс в его пользу.
 

Faith47 (FAITH XLVII)

Узнаваемые муралы создает женщина, продвигая идеи феминизма, социальной несправедливости, а также защиты природы и неравенства женщин. Художница-самоучка, начала создавать работы в 19 лет. Один из ее муралов расположен на задней стене «Атриума» в Москве. На нем изображена женщина с покрытой головой. Надпись гласит: «Ты разбудила во мне давно забытое».
 

Жан-Мишель Баския

Начинал карьеру как уличный художник под псевдонимом SAMO. Благодаря сильному желанию пробился в мир искусства, начал выставлять свои работы в именитых галереях и познакомился с популярными художниками 80-х годов XX века, реализовал много трафаретных проектов в сотрудничестве с Энди Уорхолом. Яркий уличный художник, признанный мастер трафаретного стрит-арта. Активный противник расизма и колониализма. Баския рано познал громкую славу, но умер в возрасте 27 лет от передозировки наркотиков. Сегодня цена его лучших работ на самых престижных арт-аукционах исчисляется десятками миллионов долларов.


ЗНАМЕНИТЫЕ ГРАФФИТИ

«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!» в Берлине
Поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера нарисовал Дмитрий Врубель. Это русский художник, проживающий в Берлине.
Берлинская стена, разделившая город после окончания Второй мировой войны — один из наиболее примечательных европейских объектов стрит-арта. Это живое напоминание о «холодной войне» — обязательный пункт в туристическом меню. Художественная галерея под открытым небом протяженностью 1316 метров называется East Side Gallery — «Галерея восточной стороны».
В росписи остатков стены приняли участие художники из 21 страны, которые оставили личностные послания о радостном чувстве свободы, сопровождавшем крушение этой уродливой границы.


«Весь мир» или «Туттомондо» в Пизе

Кит Харинг выражал в своем творчестве идею любви, единства и мира. Его фреска «Туттомондо» (что переводится как «Весь мир»), стала его последней работой.
 

«Майя» в Москве

Автор произведения Эдуардо Кобра. Это большое яркое изображение 18х16 метров. На фасаде здания по адресу Большая Дмитровка 16/1 изображена знаменитая русская балерина Майя Плисецкая. Изображение было создано в 2013 г., за 1,5 года до смерти балерины. Майя Плисецкая успела увидеть портрет своими глазами.
 

«Ярость, бросатель цветов» или «Протест» в Вифлееме

Автор знаменитого граффити – Бэнкси. В очередной раз он поднимает острые социальные темы. «Бросатель» замахнулся в броске, однако вместо коктейля Молотова держит в руках охапку цветов.
 

Стена Джона Леннона в Праге

Авторами данного граффити стали сразу несколько художников. Стена расположена напротив французского посольства. Ее стали украшать надписями и рисунками после смерти Леннона в 1980 г. Искусство приняли за вандализм. Однако французское консульство приняло решение оставить стену, чтобы предотвратить протесты. Ежедневно здесь возникают новые надписи, как дань любви к рок-музыканту.
 

«Машина заказов» в Гренобле

Произведение создала команда Nevercrew, куда входят 2 итальянских художника. Работа занимает весь фасад здания. Изображает 2 китов, подвешенных на вешалку с помощью кусков ткани. Граффити было создано в 2016 г. на фестивале уличного искусства. Творцы хотели привлечь внимание людей к проблеме эксплуатации ресурсов природы.
 

ГДЕ ПРОХОДИТ ГРАНИЦА МЕЖДУ СТРИТ-АРТОМ И ВАНДАЛИЗМОМ

Сначала стрит-арт стер границу между профессиональным и непрофессиональным искусством, а затем между искусством и реальностью. Однако, где проходит черта между стрит-артом и вандализмом до сих пор не очень ясно.
Настоящий стрит-арт вдохновляет, заставляет думать и размышлять, просто радует глаз. Качественное искусство не оскорбляет чувств, не вызывает отвращения или возмущения. Оно дает надежду, побуждает к действию.
Вандализм напротив не несет большой смысловой нагрузки. Это нецензурные выражения, несуразная реклама, работы, которые портят фасад здания, а не украшают его. Сюда же можно отнести искусство, которое совершенно не вписывается в контекст города или его архитектурный образ.
Настоящий стрит-артер должен не только хорошо рисовать, но и обязан думать, как его работа повлияет на жителей и город в целом.
«Уличное искусство – это оружие массового поражения по сравнению с любой пропиаренной в интернете выставкой». Роман Минин (уличный художник)
Современное уличное искусство имеет множество проявлений. Порой райтерами затрагиваются сложные темы. Но, творчество райтеров не становится от этого менее прекрасным. Теперь мы можем видеть, как многие работы превращаются в национальное достояние, а художники со всего мира реализуют свой творческий потенциал.
Тенденция к переходу стрит-арта от улицы к художественным галереям свидетельствует о признании этого вида искусства художественным сообществом. Однако многие райтеры по-прежнему считают, что уличное искусство — это голос свободного человека, не подвластного ни деньгам, ни власти.


Рецензии
Спасибо, Оксана! Очень интересная статья,особенно понравился последний абзац.

Александр Твердохлебов   11.11.2024 13:08     Заявить о нарушении
Я рада, что вам понравилось!

Оксана Валерьевна Дмитриева   02.12.2024 16:55   Заявить о нарушении