Выиграть или сдаться

Выиграть или сдаться
Какие у современного человека установки? «Всегда будь первым»! «Научись побеждать в споре». «Ты должен быть лучшим». «Никогда не сдавайся». «Соревнуйся и состязайся, чтоб получить почет и уважение»!
К чему это приводит? К сравнению себя с другими. К маниакальному перфекционизму. К тому, что нет искренней радости за других. К зависти. К агрессии. К тихому подсералову. К тому, что ищем недостатки в других, чтоб возвыситься самому.
Я, когда впервые прочла в древних буддийских текстах, что надо сдаться, проиграть, была очень удивлена. Как, зачем? Все мои установки полетели к чертям. Почему не надо думать о своей безопасности? Почему не надо доказывать правоту? В смысле не бороться? Быть пластичной – это слабость. Почему быть слабой – это правильный путь? Куда вообще может привести этот путь?
Но я сдалась авторитету учения. Я не могла не сдаться, потому что за удивлением и возмущением стояло ощущение истины. Несмотря на то, что мой путь следования буддийскому учению начался почти три с половиной десятилетия назад, открылось оно мне недавно. В момент, когда я проиграла. Кому? Сама себе. Своему Эго. Своим установкам. Своей правоте. Своей боли...Я перестала с ней бороться. Я просто сдалась.
Конечно, признать факт, словить инсайт, кода у тебя в прошивке – борьба, еще не результат. Это было начало. Научиться плыть по течению, быть в эпицентре цунами и не пытаться выбраться – огромный труд. Жить в напряжении, быть начеку, всегда готовой к атаке, защите – куда привычнее. Меня так воспитали, это установки того общества, где я выросла и становилась как «личность». И я знала, что границы своей личности надо отстаивать. Иначе станешь конченной терпилой, которой все будут пользоваться. Ведь люди – алчны и коварны по природе. Знакомо? Конечно. Ведь мы с одной песочницы, имя которой европейская культура. Это культура агонистики, ставшая легальной еще в Древней Греции. Для справки: «Агонистика (греч. agonistikos — способный к борьбе) — один из важнейших элементов греческого бытия и культуры (в Древней Греции), принцип состязательности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп, и полисов с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становились общественное признание и почёт». А авторитет этой культуры непоколебим, ведь она нам подарила рациональный тип мышления и тот уровень цивилизационного комфорта, что мы сейчас имеем. Не то что те примитивные, в которых даже самолетов то не было.
Вернусь к основной теме. Нет надобности описывать последствия установок первенства, которые мы впитали с молоком матери. Мы имеем то, что имеем, достаточно оглянуться по сторонам или заглянуть внутрь себя.
У меня есть подруга и она всегда сдается. Она очень эмоциональная и импульсивная. В ней столько экспрессии. Я недавно наблюдала, когда она приехала со своим парнем, какая она «слабая». Это такая мила детская, женская «слабость». Она не сопротивляется. У нее нет острых углов. Она принимающая. И мир ей дает через людей. Она всегда в безопасности, даже если попадает в адские условия, даже если сильно не трезва. Я этому в ней всегда удивлялась, а теперь знаю ее секрет. Он у нее от природы, она не училась. Не знаю, как ей так повезло, что культурные установки не отпечатались в ней. Но это какой-то дар Божий.
Мне лично пришлось ломать «стекло» своих установок голыми руками, пришлось раздвигать границы щедрости, пришлось забывать «моё», «Я», «мне»… Как ни парадоксально, но достоинство и благородство выросло, благосостояние увеличивается, аффективные состояния (зарекаться, конечно не стоит) сошли на нет, люди перестали быть врагами, а я не жду подвоха, не боюсь потерь, мне не жалко «своего». И, главное, мне комфортно в мире, он такой мягкий. Когда не отстаиваешь границы, пропадает надобность их отстаивать, никто не претендует на то, чтоб обидеть. Как? Почему я раньше этого не знала?
Это моё внутреннее состояние. За кулисами, конечно, реальная жизнь, где нужно часто проявить стойкость, особенно при воспитании детей. Но как ни странно, поддержание жизнедеятельности системы и отсутствие борьбы не вступают в противоречие на практике.
Как я вытренеровала свое сознание на даосское недеяние и буддийское несопротивление? Думаю, многие догадались – упорная практика медитации.

P.S. Cледующая статья "Медитация 1" будет продолжением


Рецензии