Баба Зоя и смерть Сталина

Однажды я спросил у бабушки:
-А ты помнишь, когда Сталин умер?
-Помню.
Бабушке тогда было чуть за тридцать, она работала в швейной мастерской в Рудянке. Впрочем, она там работала всю свою трудовую жизнь. Был такой же вот хмурый день как сегодня, больше зимний, чем весенний. Протяжно завыл гудок, созывая на работу. Все швеи потянулись в большой крепкий деревянный дом, где тогда была мастерская. Застрекотали электрические машинки. В общем, всё привычно, всё как всегда. Вдруг кто-то забегает:
-Сталин умер!

Конечно работу бросили. Сразу же оделись, пошли на траурный митинг. Идти было недалеко, метров триста. И в горе, и в радости люди небольшого уральского посёлка приходили на площадь перед заводом. Там было полно народу, а из проходной завода всё шли и шли рабочие. Заводское и поселковое начальство уже стояло на трибуне. Не знаю, где именно сделан этот снимок. Примерно так же прощались со Сталиным по всему Советскому Союзу.


Эту трибуну помню и я. Небольшое голубенькое деревянное сооружение у подножья горки, на которой стоит водонапорная башня. Под трибуной проходили первомайские и ноябрьские демонстрации. С трибуны грустный голос:
-Сегодня скончался великий вождь и учитель...
Все ревут. Собралась под трибуной огромная толпа, стоят, всхлипывают. А заводской гудок над головами воет уже беспрерывно.

-Я вижу, что всем не до меня - говорит баба Зоя.
И потихоньку, пройдя за спинами плачущих от вселенского горя трудящихся, Зоя потянулась домой. У человека деревенского разных дел по дому много всегда.
-А тебе его не жалко было?
-За что ж мне его жалеть, он мать мою в тюрьму "запекотил" - сказала мне баба Зоя.

Впрочем, что она ответит именно так, я знал и сам. Баба Зоя осталась с детства сиротой из-за того, что её мать, а моя прабабушка Домника умерла в ссылке на берегах какой-то неизвестной никому из нас северной реки. Многих старообрядцев-беспоповцев в сталинские времена посадили или сослали. Зое "родного отца" жалеть было не за что. Умер - всё ж небольшая польза есть. Можно домашними делами позаниматься.


Рецензии