Тайная вечеря ХХ века

С наступлением эпохи гласности советская пресса раскололась: часть газет и журналов продолжала как бы служить партии, правительству и защищать марксизм-ленинизм; другая часть прессы всё дальше отходила от консервативных позиций, становилась постепенно "демократической". Или, как тогда говорили - "левела" (хотя на самом деле правела). Главной газетой в СССР, освещавшей культурные события, была «Советская культура» - общественно-политической еженедельник. «Советская культура» являлась одним из печатных органов ЦК КПСС – и в то же самое время была одним из рупоров нарождавшегося демократического движения во главе с видным демократом всех времён и народов Б.Н.Ельциным. В «Советской культуре» во время перестройки регулярно печатались острые материалы, посвящены современности и истории. Особенно любили авторы этого издания сталинский период, который подвергался острой критике и осмеянию. Однажды в «Советской культуре» появилась карикатура на Сталина и его окружение. Карикатура называлась «Тайная вечеря ХХ века».

Рисунок этот был создан по мотивам «Тайной вечери» Леонардо да Винчи – одной из самых известных фресок великого мастера итальянского Возрождения. Советский карикатурист своим рисунком не только высмеивал Сталина и его «апостолов», но и пародировал произведение Леонардо да Винчи. Предлагаю сравнить фреску Леонардо и карикатуру из «Советской культуры» (автор – К.Валов).
Сталин и его 12 «апостолов» сидят за длинным столом, на котором расставлены некие угощения, причём, довольно скудные. «Тайная вечеря ХХ века» проходит в помещении, напоминающем написанное Леонардо. При этом можно смело выдвинуть предположение, что «тайная вечеря» Сталина происходит в верхнем ярусе ленинского Мавзолея. Над головой вождя – нимб из колючей проволоки, проёмы окон также затянуты «колючкой». Судя по маршальским ромбам на кителе Ворошилова, «вечеря» эта проходила в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Конечно, вполне может быть, что сталинская «вечеря» состоялась уже после окончания Второй мировой войны, а Ворошилов просто решил тряхнуть стариной и оделся по старинке. В любом случае, сталинская «вечеря» происходила не позднее мая 1946 года, поскольку здесь изображён М.Калинин, умерший в июне 1946 года.

Как и у Леонардо, сталинские апостолы сидят группами по три человека. Рассмотрим их слева направо: у Леонардо в первой тройке апостолов изображены Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей. У К.Валова им соответствуют (должности и звания сталинских «апостолов» я даю на начало 1946 года) маршал Советского Союза Семён Будённый, первый заместитель министра Вооружённых сил СССР Николай Булганин и не идентифицированный мною сталинский «апостол» в очках.

Во второй группе апостолов у Леонардо изображены Иуда Искариот, Пётр и Иоанн. В «Тайной вечере ХХ века» им соответствуют: заместитель председателя Совета министров СССР маршал Советского Союза Лаврентий Берия, заместитель председателя Совета министров СССР Лазарь Каганович и министр иностранных дел СССР, первый заместитель председателя Совета министров СССР Вячеслав Молотов.

Далее у Леонардо изображены апостолы Иаков Зеведеев, Фома и Филипп. Сталинские «апостолы» третьей тройки: министр внешней торговли СССР, заместитель председателя Совмина Анастас Микоян, председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин и председатель Верховного Совета РСФСР Андрей Жданов.

Последняя тройка у Леонардо – это апостолы Матфей, Иуда Фаддей и Симон. Сталинские «апостолы»: заместитель председателя Совета министров СССР Климент Ворошилов, заместитель председателя Совета министров СССР Георгий Маленков и председатель Совета министров Украинской ССР Никита Хрущёв.

В центре композиции К.Валова – секретарь ЦК ВКП(б), председатель Совета министров СССР, министр Вооружённых сил СССР Иосиф Сталин. На картине Леонардо в центре изображён Иисус Христос, который обращается к апостолам со словами «истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Услышав пророчество Христа о предательстве, апостолы пришли в замешательство. Вероятно, во время «тайной вечери ХХ века» Иосиф Сталин ошарашивает своих «апостолов» предсказанием о том, что вождя вскоре предаст кто-то из присутствующих.

Согласно христианскому учению, предателем стал Иуда Искариот. В «Тайной вечере ХХ века» предателю Иуде соответствует почему-то Лаврентий Берия. Хотя, как известно, развенчал культ личности Сталина вовсе не он, а Никита Хрущёв. Понятное дело – автор карикатуры К.Валов не слишком вникал во все эти тонкости. Он просто рисовал смешную карикатуру, весёлый шарж в духе гласности и разоблачений сталинизма. Нужно сказать, что карикатура получилась действительно смешной и очень язвительной. Ко времени её появления (1990 год) в живых из изображённых на ней персонажей оставался только Лазарь Каганович.

Карикатурист также передал характерную позу каждого апостола: Ворошилов как бы вопрошает – «что он несёт?», Микоян спрашивает: «точно один из нас?», «иуда» Берия держит в руке мешочек с 30-ю сребрениками, а у «апостола» Кагановича в правой руке – нож.
 
В общем, получилось вполне весело. Предлагаю всем, кто интересуется эпохой Возрождения и советской историей, внимательно рассмотреть фреску Леонардо да Винчи и карикатуру К.Валова и сравнить их. Понятно, что авторы находятся в совершенно разных весовых категориях, но обе «Тайные вечери», как ни крути, являются приметами своего времени.


Рецензии