Сказка для учащихся. Инспекция на заставе Знай

СКАЗКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ИНСПЕКЦИЯ НА ЗАСТАВЕ  «ЗНАЙ»
Начальник заставы «ЗНАЙ» старший лейтенант Подлежащее воспринял звонок из штаба округа о предстоящем приезде полковника Синтаксиса  с неудовольствием. Кто знает, с каким намерением приедет полковник? Конечно же, его, в первую очередь, будет интересовать порядок. А многие ли в наше время, время небывалой свободы выражения и беспредельных  высказываний  в интернете, имеют хотя бы малейшее представление о порядке? Скажем, о прямом порядке слов в предложении или об обратном порядке - этой самой инверсии?
- Дежурный! Пригласите ко мне лейтенанта Сказуемое.
Старший лейтенант Подлежащее и  лейтенант Сказуемое - главные на пограничной заставе «ЗНАЙ». Не зря же их  называют главными членами предложения. На них и лежит вся ответственность за порядок и состояние дел в работе с личным составом.
А личный состав заставы  включает в себя, кроме названных выше двух офицеров,  три строевых отделения, возглавляемых сержантами: Первое – ОПРЕДЕЛЕНИЙ, Второе – ДОПОЛНЕНИЙ и Третье - ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
Первое возглавляет сержант КРАСИВЫЙ, второе – сержант СИЛА, третье – сержант АНАЛИТИК.
В распоряжении каждого отделения имеется мощный компьютер с большим экраном «PHILIPS», обладающий выходом на скоростной интернет, Википедию  и социальные сети.
С таким мощным оборудованием и при правильном руководстве застава «ЗНАЙ» способна обеспечить порядок в любых  письменных предложениях и устных высказываниях на русском языке любого человека.
- Товарищ старший лейтенант! Лейтенант Сказуемое по Вашему приказанию прибыл!
- Садитесь. Завтра к нам на заставу прибудет полковник Синтаксис с проверкой. Поэтому прошу оповестить личный состав отделений об его приезде, подготовиться к возможным собеседованиям по вопросам служебной деятельности и к строевому смотру. Не забудьте проверить состояние компьютерного обеспечения.
- Понял! Задача ясна, будет сделано!
- Можете быть свободным. Исполняйте!
…На следующий день с утра приехал полковник Синтаксис.
Состоялось построение личного состава заставы на плацу.
- Мой сегодняшний  визит на вашу заставу,- сказал полковник, -  вызван рядом причин, которые свидетельствуют о том, что в некоторых подразделениях нашего поля деятельности совсем не уделяется должного внимания изучению правил и норм, предусмотренных  Уставом «РУССКИЙ ЯЗЫК», который является для нас с вами КОНСТИТУЦИЕЙ. 
Мы должны знать требования нашего Устава так, как должен знать таблицу умножения министр финансов какой-нибудь страны, то есть - без помощи калькулятора, компьютера, интернета, Википедии и учебника арифметики.
 А у нас доходит до того, что некоторые Подлежащие не знают, чему они подлежат, Сказуемые не могут ничего  сказать, Определения ведут себя неопределённо, а Дополнения ничего не в состоянии дополнить. И все только ссылаются на Обстоятельства.
Другими словами – происходит сплошная либерализация поведения частей речи в расчёте на то, что «рынок всё расставит на свои места», и поэтому бывший порядок якобы должен быть заменён саморегулирующимся хаосом.
То есть продвигается идея о том, что Порядок слов якобы уже не нужен.
Говорят о том, что в Русском Языке  при построении предложения обычно используется свободное расположение слов по усмотрению автора.
 Может быть, это так и есть, но согласитесь, что, если мы имеем предложение из слов: «любит», «мать» и «дочь», то суть высказывания коренным образом зависит от  расположения этих слов в предложении.  Один смысл имеет сочетание «Мать любит дочь» и совершенно другой  – «Дочь любит мать». На этом примере мы убеждаемся, что порядок слов всё-таки имеет значение. И мы должны твёрдо усвоить, что в русском языке существуют и прямой, и обратный  порядок слов в предложении.
Кроме того, нужно учитывать, что порядок слов имеет три основных значения – синтаксическое, стилистическое и смысловое.
… После такой убедительной речи полковника Синтаксиса состоялся парад. Пограничники не проходили строем и не печатали шаг, а просто провели перекличку, сначала в прямом, а затем – в обратном порядке слов в предложении.
- СМИРНО!
- По ПРЯМОМУ порядку номеров – рассчитайсь!
Подлежащее!
-Я!
Сказуемое!
-Я!
- Определение!
-Я!
-Дополнение!
- Я!
Обстоятельство!
- Я!
- Правильно! Вольно!
- По ОБРАТНОМУ порядку номеров  (инверсии) – рассчитайсь!
- Сказуемое!
-Я!
-Подлежащее!
-Я!
-Обстоятельство!
-Я!
-Дополнение!
-Я!
-Определение!
-Я!
- Правильно! Вольно!
… Затем пришлось сдавать экзамен сержантам.
Командир Первого отделения сержант Красивый ответил на все вопросы полковника Синтаксиса, касающиеся ОПРЕДЕЛЕНИЯ. В частности, он правильно отметил, что определения бывают 1) Согласованные и 2) Несогласованные. Сказал, что Согласованные определения могут выражаться Прилагательным, Местоимением, Числительным, Причастием и чаще всего стоят перед определяемым словом.
Сержант хотел продолжить свой отчёт о Несогласованных определениях, но полковник и так остался доволен, и поэтому решил выслушать сержанта Силу.
Командир Второго отделения пояснил, что Дополнение поясняет в предложении сказуемое, вместе с обстоятельством составляет группу сказуемого и что в русском языке дополнение отвечает на вопросы что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?
Полковника этот ответ тоже удовлетворил,  и он перешёл к сержанту Аналитику.
 Аналитик ответил, что Обстоятельства в предложении отвечают на вопросы: где?  куда? откуда? когда?  зачем?  почему? как? в какой мере и степени? вопреки чему?.
Синтаксис понимал, что он мог бы задать пограничникам много других вопросов, касающихся соблюдения Устава, но, поскольку тема его инспекции ограничивалась порядком слов в предложении, он не захотел этого делать. О порядке было сказано немало, к тому же он устал, да и приближалось время обеда.
Плотно покушав, запив еду свежим кефиром, полковник уехал в штаб округа составлять отчёт о результатах своей инспекции.
На этом сказке для тех людей, кто изучает русский язык, конец. 
А тот, кто её слушал или читал – Молодец!


Рецензии