Неудобное прошлое и постыдное настоящее
И провались оно всё пропадом.
Потому что когда совести нет у людей, делающих культуру
— тогда скоро не будет вообще ничего.
Михаил ВЕЛЛЕР.
Видит Бог, ещё не всё потеряно, продано и пропито. Россия ещё жива, она ещё не «вмерла и не сгинела», она очень велика, ещё весьма богата и обильна. Не будем сетовать на времена и дурные нравы, огорчаться за своих современников (особенно за «людей делающих культуру»), впадать в глубокое отчаяние и безысходный пессимизм. Не от таких деятелей культуры нашей кромешной повседневности как Пугачёва и Киркоров, как и другие кумиры поп-культуры, зависит будущее наших потомков, а, увы, от нас грешных всех вместе взятых, обманутых и ограбленных, оскорблённых и униженных, проклятых, но ещё не добитых.
Да, очень много вокруг нас наглых, бессовестных успешных и удачливых людей, умеющих дорого продать себя и за гроши — родную мать, сестру и родную землю («1 га всего за 100 тыс. рублей!»). Да легко впасть в отчаяние, находясь в гуще социальных паразитов и гедонистов, растлителей и сутенёров, финансовых мошенников и вымогателей, бандитов-ростовщиков и банковских коллекторов, возомнивших себя «солью земли» и хозяевами всего мира. Однако, не будем вслед за Михаилом Веллером падать духом, а лучше постараемся никогда не забывать, что от этой грубой («голимой») реальности планируемой нами истории, зависит дальнейшее интеллектуально-нравственное развитие нашего потомства: продолжать и дальше «жить по лжи» или всё же попытаться «жить по правде и по закону».
И не всё изречённое и начертанное в этом мире есть ложь. И не всё общепринятое сегодня есть правда. Кто есть, кто на самом деле — уточняет время, и выясняют потомки. Время «выпрямляет» имена, корректирует биографии, сортирует и отбирает исторические источники, памятные знаки, события и даты, даёт итоговую оценку целому поколению людей и целиком эпохе.
Для мировой и отечественной истории всё является в этом мире историческим источником и артефактом — всё содержимое мусорной свалки, все отходы человеческой жизнедеятельности и вся продукция творческого вдохновения человека. Для честной и правдивой историографии всё годится — от грампластинки с голосом великого Козловского до звуковых альбомов Киркорова, Моргенштерна и Шнурова (по кличке Шнур), от фильма «Ленин в Октябре» до рекламных роликов финансовой пирамиды «МММ», банка «Империал» и «Менатеп». Какие в стране были гимны и песни, такой в стране была и культура. Какая в стране была реклама — такая в стране была и жизнь, такие были в те времена жизненные ценности, и такого нравственного и умственного уровня тогда на самом деле были люди. Одним словом, какие мы сами, такова наша жизнь и такова наша история.
Какова реальность планируемой (корректируемой, интерпретируемой, идеализируемой) нами истории, таким будет и наше будущее и прошлое. Исторический процесс порождается пространством-временем, а пишут свою (лживую и красивую) историю — люди. После двух последних русских Смут в XX веке русские и постсоветские люди превратились в угрюмое стадо выродившихся недоумков, в разрушителей и мазохистов нового типа. Такое вырождение не украшает любую нацию и любое государство, и оно является самой страшной из всех известных нам бед и трагедий. Оно перечёркивает все достижения и победы народа, убивает его созидательную и творческую волю.
Будем не забывать, что те беспринципные, бессовестные, наглые и бесстыдные деятели современной так называемой культуры, которыми так неистово возмущается публицист Михаил Веллер, все выползли из шубы убитого в 1918 году русского барина. Все выползли из швов поношенной советской шинели образца 1937 года. Почти все звёзды современной массовой культуры, как воцерковлённые коммунисты, так и лауреаты премии Ленинского Комсомола, соловьи Генштаба и менестрели КПСС, все «вышли из народа», из среды «массового человека нового типа» (Арон Залкинд), все до одного они — «дети семьи трудовой».
И все мы, вместе с Михаилом Веллером, вышли из нового советского человека, рождённого в угаре насилия чекистами-ленинцами в багровом безумии двух кромешных русских Смут XX века-людоеда. Все мы — плоды своей эпохи, уроженцы своего полуночного гибельного края. (см. Анатолий Апостолов. Край, где гибнет Человек. –ПРОЗА.РУ)
Каждое поколение оставляет после себя свои особенные следы, чаще всего грязные и кровавые. И свои артефакты, свои сомнительного свойства знаковые фетиши и кумиры. Своё понимание качества и уровня своей жизни и социально-экономического развития страны. Каким было состояние нашего физического, нравственного и психического здоровья в эпоху криминально-сексуальной революции, такое же состояние психического и физического здоровья у наших детей и внуков. Какое семя — такое и племя. (Владимир Даль)
Какая растленная была реклама сексуальных услуг в газете «Московский комсомолец» и в других столичных газетах во время криминально-сексуальной революции в Смутное время 90-х годов, такое же больное и психически нездоровое поколение мы имеем сегодня. Какой образ жизни рекламировался в начале «нулевых годов», такое же сегодня и состояние российской промышленности, сельского хозяйства и экономики. Вспоминается один из самых разрушительных во всех отношениях рекламный ролик, касающийся выбора жизненной позиции сельского провинциального юноши: «Корову продал, мобильник купил, теперь женюсь!» Такую подлую рекламу новым электронным гаджетам мог придумать только отъявленный негодяй и социальный паразит, никогда не знавший что такое военная блокада, голод и людоедство, как велика цена спасительной краюшки ржаного хлеба и кружки парного молока из под кормилицы-бурёнки.
Реклама гедонизма, сибаритства, тупого потребления и социального паразитизма на фоне стремительного тотального ограбления и обнищания народных масс, оказалась самой токсичной из всего того, что приводит общество к регрессу и разложению, к нигилизму и коллективному отчаянию. Никогда не надо впадать в глубокое отчаяние от «барства дикого без чувства и закона», от тотального насилия царящего вокруг. Не будем вслед за известным писателем и публицистом Михаилом Веллером спешить называть свою эпоху гнусной и позорной, современную культуру с её барачной, лагерной и помоечной эстетикой, бессовестной и порочной субкультурой, а свой постсоветский народ (и русско-еврейскую народность?) — дерьмом. Но и никогда не надо спешить с оптимистическими выводами, впадать в грех гордыни, объявлять себя непогрешимыми носителями Истины, героями своего времени, а свою эпоху нагло объявлять — героической. Всё по своим местам расставит Время — кого надо сохранит, а кого надо — из человека/единицы превратит в нуль.
Отчаяние писателя и публициста Михаила Веллера понять можно — тоскует и плачет постсоветская душа, обманутая и ограбленная, оскорблённая и униженная, проклятая, но ещё до конца не убитая по умолчанию холодным равнодушием неблагодарных современников. Тоскует и страдает постсоветская душа в сумерках эпохи, и никак не хочет раньше времени оказаться в сонме сотен миллионов мертвых душ на краю суровой ойкумены:
Будет свет или не будет
Мне как бубну всё равно,
Песня сердце не разбудит —
Сердцу мёда не дано.
В жизни как в собачьей будке
Тихо, пусто и темно…
Здесь в глубинах Океана,
Не пугая, не страша,
Отдохнёт Беда лихая
На пиру у палача.
Затянулись в сердце раны –
Боль исчезла, жизнь прошла…
В мире подлого Обмана,
Заблудилась ты в тумане,
Постсоветская душа!
Как нас всех назовут в конце этого века наши внуки и правнуки, нам, по известным обстоятельствам, никогда не узнать, но исходя из выводов всей мировой истории, потомки вряд ли помянут нас благодарным добрым словом. Мы жили одним днём и выживали на биологическом уровне по рефлексам академика Ивана Павлова без смысла, «без божества, без вдохновенья». Мы проели и разбазарили будущее своего потомства и наличие в стране огромного числа миллиардеров может утешать только самых законченных мизантропов и политических шизофреников. Легче всего вслед за Михаилом Веллером сквозь пелену беспомощных слёз узреть в конце тоннеля расстрельную стенку или свечение болотного газа у расстрельной ямы, отчаянно махнуть на всё рукой и с надрывом выдохнуть: «Да провались оно всё пропадом!»
Легче всего на всех и на самом себе поставить крест, сказать, что мёртвым от живых ничего не надо — даже одного макового зёрнышка. Легче всего умереть заживо, провалиться во внутрь себя, чтобы «ничего не знать, не чувствовать, что лучше камнем быть в наш век суровый и постыдный» (Микеланджело Буонарроти). Трудней всего сохранять память о своем и коллективном трудном и неудобном прошлом. Невероятно трудно признать (психологически, политически, юридически) собственную ответственность, не перекладывая её на других людей, на трудное время и на тяжёлые, трагически непреодолимые обстоятельства. Трудней и мучительней всего оставаться человечным. Трудней всего сделать всё возможное, чтобы не остаться в отечественной истории позорной белой проплешиной, «белым пятном» и кровавой кляксой, презренным безымянным поколением «нулевой», пустой эпохи, эпохи утраченных сказочных возможностей, блестящих перспектив и глубоких смыслов.
16.12.2021, в день пророка Сафонии
Свидетельство о публикации №221121600469