Неудобное прошлое и постыдное настоящее

               НЕУДОБНОЕ  ПРОШЛОЕ  И ПОСТЫДНОЕ  НАСТОЯЩЕЕ
       
       И провались оно всё пропадом.
           Потому что когда совести нет у людей, делающих культуру
                — тогда скоро не будет вообще ничего.

               
                Михаил ВЕЛЛЕР.

     Видит Бог, ещё не всё потеряно, продано и пропито.  Россия ещё жива,  она  ещё не «вмерла и не сгинела», она  очень велика,  ещё весьма богата и обильна. Не будем сетовать  на времена и дурные нравы, огорчаться за своих современников (особенно за «людей делающих культуру»), впадать в глубокое отчаяние и   безысходный пессимизм. Не от таких деятелей культуры нашей   кромешной повседневности как Пугачёва и Киркоров, как и другие кумиры поп-культуры,  зависит будущее наших потомков, а, увы,  от  нас  грешных  всех вместе взятых, обманутых и ограбленных, оскорблённых и униженных, проклятых, но ещё не добитых. 
      Да, очень  много вокруг  нас наглых,  бессовестных успешных и удачливых людей, умеющих дорого продать  себя и за гроши  —  родную  мать, сестру   и родную  землю («1 га всего  за 100 тыс. рублей!»). Да легко впасть в отчаяние, находясь  в гуще   социальных паразитов и гедонистов, растлителей и сутенёров, финансовых мошенников и  вымогателей,  бандитов-ростовщиков и банковских коллекторов, возомнивших себя «солью земли» и хозяевами  всего мира. Однако, не  будем вслед за Михаилом  Веллером падать духом, а лучше  постараемся  никогда   не забывать, что от этой   грубой («голимой»)      реальности  планируемой нами  истории, зависит  дальнейшее интеллектуально-нравственное  развитие нашего потомства:  продолжать и дальше  «жить по лжи» или  всё же   попытаться  «жить по правде  и по закону».
        И  не всё изречённое и начертанное в этом  мире   есть ложь. И не всё общепринятое  сегодня есть правда. Кто есть, кто  на  самом деле — уточняет  время, и  выясняют потомки. Время «выпрямляет» имена,  корректирует  биографии, сортирует  и отбирает исторические источники,  памятные знаки,  события и    даты, даёт итоговую оценку целому поколению людей и целиком   эпохе.
     Для   мировой и отечественной  истории всё является  в этом  мире  историческим источником и артефактом — всё содержимое  мусорной свалки, все отходы человеческой жизнедеятельности и вся  продукция творческого   вдохновения человека. Для честной и правдивой историографии всё годится — от грампластинки с голосом великого  Козловского до   звуковых альбомов  Киркорова, Моргенштерна и Шнурова (по кличке Шнур), от  фильма «Ленин в Октябре» до рекламных роликов финансовой пирамиды «МММ», банка «Империал» и «Менатеп». Какие в стране были  гимны и  песни, такой в стране  была и культура. Какая в стране была  реклама — такая в стране    была и  жизнь, такие были  в те  времена  жизненные ценности, и  такого  нравственного и умственного  уровня   тогда  на самом деле  были    люди. Одним словом, какие мы сами, такова наша жизнь и такова наша история.
     Какова реальность планируемой (корректируемой, интерпретируемой, идеализируемой) нами истории, таким  будет  и наше будущее и прошлое. Исторический процесс порождается  пространством-временем, а пишут свою (лживую и красивую)  историю — люди.      После двух последних русских Смут в XX веке  русские и постсоветские люди превратились в угрюмое  стадо выродившихся   недоумков, в разрушителей и мазохистов нового типа. Такое вырождение не украшает любую нацию и любое государство,  и оно  является самой страшной из всех известных нам бед и трагедий. Оно перечёркивает все достижения и победы народа, убивает его созидательную и творческую волю.      
       Будем не забывать, что те беспринципные, бессовестные, наглые и бесстыдные деятели современной так называемой культуры, которыми  так  неистово возмущается публицист Михаил Веллер, все выползли из шубы убитого в 1918 году  русского барина.  Все выползли из  швов  поношенной  советской шинели образца 1937 года.   Почти все звёзды современной  массовой культуры, как воцерковлённые коммунисты, так  и лауреаты премии  Ленинского  Комсомола, соловьи Генштаба и  менестрели КПСС, все   «вышли из народа», из  среды   «массового человека нового типа» (Арон Залкинд), все до одного они  —  «дети семьи трудовой». 
     И все  мы,  вместе с   Михаилом  Веллером, вышли    из нового  советского   человека, рождённого в угаре насилия  чекистами-ленинцами   в багровом  безумии двух кромешных русских  Смут XX века-людоеда. Все мы — плоды своей эпохи,  уроженцы своего полуночного гибельного   края. (см. Анатолий  Апостолов.  Край, где гибнет  Человек. –ПРОЗА.РУ)
      Каждое поколение оставляет после себя  свои особенные  следы, чаще всего грязные  и кровавые. И свои артефакты, свои  сомнительного свойства  знаковые фетиши и кумиры. Своё понимание качества и уровня своей  жизни и социально-экономического развития   страны. Каким было состояние  нашего физического, нравственного и психического здоровья в эпоху криминально-сексуальной революции, такое же  состояние  психического и физического здоровья у наших  детей и внуков. Какое семя  —  такое и племя. (Владимир  Даль)
      Какая растленная  была реклама сексуальных услуг в газете «Московский комсомолец» и в других столичных газетах  во время криминально-сексуальной революции в Смутное время 90-х годов, такое же больное и психически нездоровое поколение  мы имеем сегодня. Какой образ жизни  рекламировался в начале «нулевых годов», такое же  сегодня и состояние  российской промышленности, сельского хозяйства и экономики.     Вспоминается один  из самых разрушительных во всех отношениях рекламный ролик, касающийся выбора  жизненной позиции  сельского провинциального юноши: «Корову продал, мобильник купил, теперь женюсь!»     Такую  подлую рекламу новым  электронным гаджетам мог придумать только отъявленный негодяй и  социальный паразит, никогда не знавший что такое военная  блокада, голод и людоедство, как велика  цена спасительной краюшки ржаного хлеба и кружки  парного молока из под кормилицы-бурёнки. 
      Реклама гедонизма, сибаритства,   тупого  потребления   и социального паразитизма на фоне стремительного тотального ограбления и обнищания  народных  масс, оказалась самой токсичной из всего того, что приводит общество к регрессу  и разложению, к нигилизму и  коллективному отчаянию.   Никогда не надо  впадать в глубокое отчаяние от «барства дикого без чувства  и закона», от  тотального насилия царящего  вокруг. Не будем вслед за известным  писателем и публицистом   Михаилом  Веллером  спешить называть свою эпоху  гнусной и позорной, современную культуру с её  барачной, лагерной и помоечной      эстетикой,  бессовестной   и порочной субкультурой, а  свой постсоветский народ (и русско-еврейскую  народность?)  — дерьмом.  Но и  никогда не надо   спешить с оптимистическими выводами, впадать в грех гордыни,   объявлять себя непогрешимыми носителями Истины,   героями своего времени,  а  свою эпоху   нагло  объявлять — героической. Всё по своим местам расставит Время  —  кого надо  сохранит,  а  кого надо — из человека/единицы  превратит в нуль.
    Отчаяние  писателя  и публициста Михаила  Веллера  понять можно — тоскует и плачет постсоветская душа, обманутая и ограбленная, оскорблённая и униженная, проклятая, но ещё до конца  не убитая по умолчанию холодным равнодушием неблагодарных  современников. Тоскует и страдает постсоветская душа в сумерках  эпохи, и никак   не хочет раньше времени оказаться  в сонме сотен миллионов  мертвых душ на краю  суровой ойкумены:   
                Будет свет или не будет
                Мне как  бубну  всё равно,
                Песня сердце не разбудит — 
                Сердцу мёда не дано.
                В жизни как в собачьей  будке
                Тихо, пусто и темно…
                Здесь в глубинах Океана,
                Не пугая, не страша,
                Отдохнёт  Беда лихая
                На пиру у палача.
                Затянулись в сердце  раны –
                Боль исчезла, жизнь прошла…   
                В мире подлого  Обмана,
                Заблудилась ты в тумане,
                Постсоветская  душа!
       Как нас всех назовут в конце этого века наши внуки и правнуки, нам, по известным  обстоятельствам,  никогда не узнать,  но  исходя из выводов   всей мировой истории, потомки вряд ли помянут нас благодарным  добрым словом. Мы жили одним днём и выживали на биологическом уровне по рефлексам  академика  Ивана Павлова без смысла, «без  божества, без вдохновенья». Мы проели и разбазарили будущее своего потомства и наличие в стране огромного  числа миллиардеров может утешать только  самых законченных мизантропов  и политических шизофреников.      Легче всего вслед за Михаилом  Веллером сквозь пелену беспомощных слёз узреть  в конце тоннеля  расстрельную стенку или свечение  болотного газа у расстрельной ямы, отчаянно   махнуть  на всё рукой и с  надрывом  выдохнуть: «Да провались оно всё пропадом!»
     Легче всего на всех  и на  самом себе  поставить крест, сказать, что мёртвым от живых ничего не надо — даже одного  макового  зёрнышка.  Легче  всего  умереть заживо, провалиться во внутрь себя,  чтобы   «ничего не знать, не чувствовать, что лучше камнем быть в наш век суровый и постыдный» (Микеланджело Буонарроти). Трудней всего сохранять  память о  своем и коллективном трудном и неудобном прошлом.  Невероятно  трудно признать (психологически, политически, юридически)  собственную ответственность, не перекладывая  её на других людей, на трудное время и на тяжёлые, трагически непреодолимые  обстоятельства.  Трудней и мучительней всего  оставаться человечным.  Трудней всего  сделать всё возможное, чтобы не остаться в отечественной истории позорной белой проплешиной, «белым пятном» и кровавой кляксой,  презренным безымянным  поколением      «нулевой», пустой эпохи, эпохи  утраченных сказочных  возможностей, блестящих  перспектив и  глубоких смыслов.

16.12.2021, в день пророка Сафонии


Рецензии