Пуська

1

Жила была девочка. Девочка, как девочка, с двумя светловолосыми хвостиками и бантиками из капроновых ленточек.  У нее были мама, папа, старшая сестра и бабуля Катя, папина мама. Этой девочкой была я и это была моя семья.  Историю, которую я вам, друзья мои, расскажу, произошла со мной в  далекие шестидесятые годы прошлого века в городе Ташкенте. Как приятно вспоминать наше с сестрой светлое, наполненное любовью детство! По воскресениям  вся наша семья  собирались в гости, к  бабушке по имени  Даша. Это была семейная  традиция. В доме у бабушки Даши, в воскресный день, собирались все ее дети и многочисленные внуки. Эти встречи были наполнены разговорами о семейных делах, о здоровье родных,  о мире вокруг мира. Взрослые  пели застольные песни за накрытым столом, состоящим в основном, из большой сковороды нажаренной картошки,  а мы, дети, играли в разные детские игры со спорами и выдуманными историями. Было нам где-то по 8-9 лет.

2

 Мой двоюродный брат Лешка, в один из таких воскресных дней,  откуда-то принес ёжика, такого маленького, что торчали у него только кривые лапки и острая мордочка с маленькими черными, едва открывшимися глазками и большими ушами.  Почему маленький ёжик остался без мамы ежихи, сейчас никто и не вспомнит.  Мне так хотелось помочь этому звериному детенышу, что к моему счастью, родители разрешили  забрать его  домой. Бережно завернув в носовой платок крохотного ёжика с мягкими маленькими колючками, прижимая к себе, я представляла, как  буду заботиться о нём. Дома ёжику устроили гнёздышко в коробке из-под обуви, предварительно положив грелку с теплой водой, завернутую в  ситцевую тряпочку. Маленький ёжик ещё и кушать сам не мог, поэтому кормили его подогретым молоком из медицинской пипетки. Наевшись, голый  прозрачный животик ёжика становился круглым. А сам фырчал, растянувшись на теплой постельке.  Так и стали мы звать его Пуська!  Пуська стал нашей семейной заботой,  и к его воспитанию я  отнеслась со всей детской серьезностью.

3

Что такое рабочая неделя, знают взрослые и дети. Мама, папа, бабуля - все на работе, сестра - старшеклассница. Школьный звонок прозвенел на большую перемену. Я успеваю прибежать домой, чтобы покормить Пуську молоком из пипетки. Можно бесконечно наблюдать, как чмокает язычком маленький ёжик, сидя в моей детской ладошки, но надо бежать в школу, чтобы не опоздать на урок.
Был месяц май! Приближались летние каникулы с бесконечно жаркими длинными днями. Май это календарная весна и географическое начало лета среднеазиатской земли.  Уже не нужна была грелка, а коробка приобрела новое свое состояния в виде домика с дверцей. Внутри был постелен кукольный матрасик с кукольной простынкой от кукол. Пуське очень нравился свой новый домик. Днем он любил спать, а вечером  из картонной дверцы выглядывала смешная мордочка с черными бусинами глазами.
Пуська быстро подрастал, не чувствуя свое сиротское детство. Ему хватало множество домашних  рук, тискающих его,  и от этого счастья, всегда был в состоянии блаженства и семейной любви.

4

Жили мы на втором  этаже четырехэтажного многоквартирного дома. В нашей квартире главная комната была с балконом и выходила на южную  сторону. От этого по утрам, выходя из спальни в зал, чувствовалось солнечное настроение начала дня. Солнечные  зайчики  на занавесках и стенах, отражались в моих детских глазах, я жмурилась и представляла себя в солнечной стране с живыми солнечными зайчиками!  Потом вспоминала про Пуську и бежала к его домику. Ёжик, набегавшись ночью по комнатам, засыпал в своей кукольной постельке  картонного домика.  Пуська очень любил купаться. Когда купали его в тазике с теплой водой, намокший животик становился почти прозрачным, так как еще не оброс пушком. Сестра сушила его в полотенце, а потом выпускала побегать по чистому, гладкому, нагретому солнечным теплом,  бетонному полу  на балконе. Смешно было наблюдать за Пуськой, как распластавшись на полу, грел он свое брюшко!

5

Сбоку нашего дома была большая полянка, и мы с подружкой, из соседнего дома, выходили с Пуськой на эту полянку погулять. Пуська очень любил такие прогулки. Для него это был неизведанный мир, наполненный разными запахами травы и земли.  Принюхиваясь к этим  загадочным запахам природы,  Пуська начинал быстро бегать, а мы едва успевали его поймать!  Мы собирали незамысловатые букетики из полевых цветов и плели веночки, наряжая Пуську в эти разноцветные наряды, и радовались, бегающему ёжику  по лужайке, в цветочном венке на колючках и на ушах! Пуська не умел пользоваться своими колючками, когда его гладили, то он от удовольствия прогибал свою  спинку, как котенок, и фырчал. Дома,  после прогулки бежал на кухню, к своему блюдечку с молоком и к любимому лакомству, состоящего из кусочка  хлеба, намазанного сливочным маслом  и посыпанным  сахаром.

6

Солнечное лето перескакивало через лужи кратковременных теплых дождей. В воздухе пахло мокрым асфальтом,  перемешенным с запахом мокрой пыли. Этот запах детства с арычными каналами, наполненными водами цвета глины, никогда не забуду! Там, под тенью старых деревьев, мы, дети, проводили почти все летнее время. В Ташкенте было много зеленых  парков с искусственными водоемами и пляжами. Одним из них,  был недалеко от нашего квартала. Это была  Молодежка.  Туда мы бегали с классом купаться, загорать.  Там, под тенью деревьев с другой стороны, расположившись на траве, готовились к выпускным экзаменам. А после выпускного вечера гуляли по парку,  встречая рассвет!  Романтика молодости!
Ташкент - это  ещё и город невероятно красивых фонтанов,  где  влюбленные назначали свидания. Гулять у фонтана  в  летний полдень было приятно, охлажденный капельками воды,  нагретый знойным солнцем воздух, растворял влюбленных в многочисленных цветах, особенно розах!
В детстве, в такие летние жаркие дни,  родители собирали нас и мы,  всей семьей, ехали на нашем вечном мотоцикле с коляской, купаться и загорать на Ташкентское море! Мы купались,  а папа готовил на костре  шурпу из тушёнки в котелке, с просверленными на ушках дырочками и подвешенном на железном самодельном «козле».
 К концу лета мы были загорелыми подросшими и счастливыми  со  своей детской беспечностью.

7

Вырос и Пуська. У него появились свои привычки. Об одной привычке, прежде чем ее рассказать,  хочу пояснить, что такое стабилизатор напряжения. Это такое устройство-прибор в  виде коробки. Его подключали, например,  к холодильнику или телевизору, что бы выравнивать напряжение в электросети. Этот прибор был теплым при  работе. Так вот, Пуська  любил отдыхать, растянувшись  на этом стабилизаторе, грея свое пушистое брюшко.   Любил залазить в папин тапочек (самый большой).  Когда набегавшись ночью,  хочется свернуться в клубочек,  и, как в норке, спрятаться. Да уж, папе было не до смеха, когда первый раз  сунул ногу в тапочек!
К зиме выяснилось, что Пуська наш оказался Пусенькой девочкой! В зимние каникулы ко мне приходили подруги, мы читали книжки, играли в школу и Пуська вместе с нами!
Так потихоньку,  прошла мокрая ташкентская зима с кратковременным снегом, быстро тающим на солнце. А после весенних каникул прошла и последняя учебная четверть,  и  начались долгожданные летние каникулы. Пуська так выросла за год, что домашнее пространство беспокоило её, бесконечно обнюхивая все углы,  выискивая что-то, только ей известное.

8

На семейном совете приняли решение Пуське расширить пространство обитания естественной средой во дворе моих двоюродных тетушек, сестер  бабули Кати. Там, на ул. Буденного,  у моих тетушек было два дома с сараем и  фруктовым садом. Было очень уютно играть в тени виноградной беседки. Вот туда и решили переселить Пуську. Теперь каждое воскресенье с бабулей Катей я ездила в гости. Бабуля  к своим родным сёстрам, а я к Пусеньке. Я приносила лакомство, А Пуська, всегда неожиданно появлялась возле моих ног, задрав свою мордочку.  Мы уходили в сад и там, на траве, радовались общению, Пуська бегала вокруг меня, обнюхивая своим острым носиком траву, находя лакомство,  принесенное мною из дома кусочка сахара.
Пуська стала самостоятельной и взрослой ежихой.  На свежем дворовом воздухе её колючки укрепились.  Наблюдая,  своим детским умом я сделала открытие закона всемирной природы:« Пуся вспомнила своё данное природой предназначение»!
И началось это с того, что  вместо коробки в сарае, установленной для нее, нашла себе  жилище под старыми брёвнами, сложенными когда-то прадедом, но так и оставшимися лежать в конце двора. Там же  был  ещё и  деревянный летний душ. Купаться в этом душе было одно удовольствие, когда из лейки,  широкими струйками, текла в разные стороны теплая, нагретая на солнце, вода!
Однажды, когда мы с бабулей пришли, Пуська долго не появлялась. Первый раз от страдания,  я  горько заплакала. Тетушки назвали меня истеричкой, но разве это могло меня волновать, когда я думала только о моем любимом ёжике. Облокотившись на ступеньку, рукой почувствовала, как чей-то  мокрый носик  уперся в мою руку. Радости было стократ больше самых вкусных конфет. Наши встречи были неожиданными и непредсказуемыми, как впрочем, и расставания. Пуська неожиданно появлялась, так же, неожиданно куда-то убегала по своим ежачим делам. И тогда,  я срочно просила бабулю ехать домой, чтобы рассказать маме  о нашей встрече.  Мне казалось, что маме   интересно узнать о жизни нашего ёжика. Я рассказывала, а мама гладила меня по голове, улыбаясь мне  говорила: «Вот видишь, все хорошо». Всё хорошо…для меня этого было мало.  Мне хотелось услышать от мамы, что она разрешает вернуть Пуську домой, как, когда-то разрешила забрать домой маленького ёжика.

9

Моя детская память не может все запомнить, но я пытаюсь вспомнить нашу последнюю встречу, которая так и не состоялась.  Получилось так, что из-за взрослых забот, долго не было возможности поехать в гости к Пуське. Я очень горько плакала, потому, что соскучилась всей душой по своему другу.  А когда приехали, то Пуськи не было. Я искала её по всем углам двора и опять  плакала безутешными слезами, предчувствуя нашу разлуку. Помню, тетя Маруся, сестра бабули, рассказывала мне, что у соседки по двору, тети  Вари, давно живет под крылечком ёж, а тут еще несколько раз видела ежиху со светлыми колючками, и даже видела маленьких ежат, живущих под деревянными ступеньками.  Правду ли рассказала мне т. Маруся я  не узнаю, но свою Пусеньку больше я  никогда  не видела. Тогда, сквозь детские слезы потери,  я поверила рассказу тётушки, и, что моя Пусенька  теперь с  заботами  о своих маленьких  ёжиках, все-таки не забыла обо мне, и помнит  удивительную историю своей жизни в большой квартире, и  что  люди добрые и надежные друзья!  Или нет…?
Вот так закончилась история детства моего и Пуськи!  И теперь, через призму времени, я думаю, поступили ли   мы предательски по отношению к Пуське,  или, вернув в лоно природы нашего ёжика, мы поступили мудро. Сложно сказать и страшно подумать, что чем-то навредили этому доверчивому колючему зверьку.  На ум приходят слова из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: "Ты навсегда  в ответе за тех, кого приручил. Прощай".


Рецензии
Елена, какая же прелесть – этот Ваш рассказ! Так точно текст передает атмосферу и рисует в голове картинки. И ежик с беззащитным брюшком, и теплое Ташкентское лето – хотелось, чтобы это подольше не заканчивалось! Хочу сделать отдельный комплимент Вашему слогу – он складный и легкий, читать было одно удовольствие! В общем, мне понравилось! Всех благ!)

Марина Нугманова   23.03.2022 16:24     Заявить о нарушении
Марина Спасибо, в рассказах о животных мне хочется передать самое главное, отношение между человеком и животным, здесь в этом материальном мире, мы сами не сознаем как животные чувствуют на уровне божественного создания рая, где животное рядом с человеком, с полным доверием. Животное сохранило то райское чувство, а мы, люди нет. Мы руководствуемся земными приобретенными чувствами. Только ребенок помнит эти нити связующие нас... и как больно разрывать эти нити

Елена Степанова 11   24.03.2022 21:36   Заявить о нарушении