7 Небес и 7 Земель

Начнем с того, что в религиозной, мифологической да и в магической космологии есть упоминание о семи уровнях Небес и семи уровнях Земли. Эта концепция корнями уходит еще к древним шумерам, и находит отголоски в иудаизме, христианстве, исламе. Однако она встречается не только в авраамических религиях, но и в индуизме, в джайнизме.

Наряду с упоминанием Семи Небес как олицетворение «верхних миров», Семи Земель как олицетворение «нижних миров», есть еще и понимание 7 чакральной структуры внутри проявленного физического тела человека («средний мир»), в соответствии с которой наибольшая активность чакры отвечает за ту картину мира, условно «реальности», которую воспринимает человек. Не может не обратить на себя внимание и то, что все эти три мира семеричных уровней образуют систему Таро, 22 мерную структуру, описываемую человеческое сознание (21 карта Таро и Нулевой Аркан). Возможно, что активация сознанием всего спектра Арканов Таро позволяет сделать сознание человека более целостным, более расширенным по мерностям, частотам, более полно «встроиться в структуру мироздания». И в этом смысле человек сознанием «растет» не только вверх, но и вниз, и во всем объеме. Только вероятно не это главное, хотя и необходимое.

Но вернемся к космологическим концепциям. Например, в индуизме согласно священным Пуранам Вселенных множество, а не одна. Об этом упоминается в Атхарва Веде и ряде Пуран: Вишну Пурана, Шримад Бхагавата Пурана, Падма Пурана и Вайю Пурана. Сам Всевышний, источник всех вселенных, заявляет: «Хотя в течение определённого периода Я могу подсчитать все атомы во вселенной, Я не сумел бы дать оценку всей совокупности Моего великолепия, которое проявлено в бесчисленных вселенных» (Шримад Бхагавата Пурана 11.16.39). Концепция множественных или параллельных вселенных присутствует в Брахма Ваиварта Пуране: «И кто сумеет исследовать бесконечность пространства, чтобы подсчитать вселенные, каждая из которых содержит Брахму, Вишну и Шиву?»

7 Небес и 7 Земель, изображение №2

Всю эту космологию мы рассматривать здесь не будем, а сосредоточимся конкретно на Вселенной Брахмы (Брахманда), которая делится на 3 мира и четырнадцать областей (лок). Три мира – это высший, средний и низший, еще можно встретить такие названия Сварга (небеса), Бхуми (земля) и Патала (подземные миры). Три мира часто обозначаются одним словом «трилока» («трёхмирье»), а Бога именуют «трилокинатха» (Владыка трёх миров).

Что касается 14 лок. Семь высших миров называются Сатьялока, Таполока, Джанарлока, Махарлока, Сварлока, Бхуварлока и Бхурлока (Земля), и семь низших миров - Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала (согласно Падма-Пуране и Бхаговата-Пуране). В Вишну-пуране эти семь областей носят названия Атала, Витала, Нитала, Габхастимат, Махатала, Сутала и собственно Патала.

Семь высших миров

• Сатьялока: лока (область) творца вселенной, Брахмы

• Тапалока: обитель великих личностей, совершающих тапас (аскезу)

• Джаналока: обитель, в которой пребывают великие мудрецы

• Махарлока: обитель великих мудрецов и просветлённых существ

• Сварлока: область между солнцем и полярной звездой, небеса Индры. В этом мире живут Индра, дэвы(боги), риши (мудрецы), гандхарвы (певцы) и апсары (танцовщицы).

• Бхуварлока (также именуемая Питрилокой): Солнце, планеты, звёзды. Пространство между Землёй и Солнцем, населённое полубожественными существами.

• Бхурлока: здесь живут люди и животные. Вишну Пурана говорит, что Земля – просто один из миллиардов обитаемых миров, которые присутствуют во вселенной.

Семь нижних миров (паталы или собирательно, «Патала»)

Различными царствами Паталы правят разные «демоны» (асуры или «титаны», представители древнейшей расы полубожественной природы) и наги («змеи»). В Падма-пуране приводятся и имена правителей каждой из областей:

• Атала — управляется Балой (по другой версии — Махамайей).

• Витала — управляется Хатакешварой, одной из форм Шивы.

• Сутала — управляется Бали

• Талатала — управляется Майей.

• Махатала — управляется нагами

• Расатала — управляется дайтьями и данавами

• Патала, или Нагалока

В ведах эти 14 лок связаны как с метафизическими сферами (в виде божеств и других «деятелей» этих областей), так и с наблюдаемыми небесными телами, такие как классические семь планет солнечной системы и «неподвижные» звезды.

7 Небес и 7 Земель, изображение №3

Семь классических планет известны с самых давних времен. Они включаются в халдейский ряд, на основе которого функционирует современный календарь. Помимо планет как физических объектов, были подробно разработаны и их метафизические составляющие, что находит свое отражение в планетарной магии.

Вообще концепция семи небес и семи земель очень распространена в самых разных культурах. Например, в шумерском языке есть слова, обозначающие небо и землю, это Ан и Ки . А в шумерских заклинаниях конца второго тысячелетия до нашей эры упоминаются семь небес и семь земель. Одно из таких заклинаний гласит: "Ан-Имин-Би ки-Имин-Би", что переводится как Небеса - это Семь, Земля - это Семь.

В Коране, например, просто сказано, что «сотворил Аллах семь небес рядами» (Коран. 71:14(15). В другом аяте говорится «Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и земель столько же» (Коран, 65:12). Пророк Мухаммед путешествовал и описал семь небес. Семь же земель в Коране соотносят с адскими мирами. Так, на первом небе (от земли), пребывает Исмаил, легендарный предок арабов. Под его началом находится воинство ангелов, которые защищают небеса от джиннов. На втором небе Пророк встретил пророка Ису (Иисуса), на третьем – Йусуфа (Иосифа), на четвертом – Идриса (Еноха), на пятом – Харуна (Аарона) и на шестом – Мусу (Моисея). На седьмом небе пребывает пророк Ибрахим (Авраам), который и показал Мухаммеду рай. Дальше лежит море, над которым расположен Трон Всевышнего.

Ад охраняют девятнадцать ангелов-стражников, «сила великая у каждого». У ада семь врат, каждый из которых соответствует определенному уровню. Грешник попадает в тот слой, который он заслужил своими деяниями, «одних Огонь охватит до щиколоток, других – до их колен, третьих – до пояса, а четвертых – до шеи». Причем, по словам Пророка, «лицемеры – в самом нижнем слое Ада».

Между раем и адом находится преграда Аль-Араф (некоторые переводчики Корана называют ее чистилищем, хотя это место и не вполне соответствует католическому чистилищу). Здесь находятся люди, которые еще не знают о своей посмертной судьбе.

В неканонической христианской «Книге Еноха» упомянуто о «сотворенных Богом семи небес», которые, хотя и описывали «малую Вселенную (Солнечную систему), но были созданы по схеме «большой Вселенной».

У гностиков, последователей христианства, о семи небесах говорилось так, что они были созданы Демиургом, и что они обитаемы, то есть разумны, и что там находится сам Демиург, Архангелы и Ангелы.

«ОН (ДЕМИУРГ) УГОТОВАЛ СЕМЬ НЕБЕС, И ПОТОМУ НАЗЫВАЮТ ЕГО СЕДЬМЕРИЦЕЮ. О СЕМИ ЖЕ НЕБЕСАХ ГОВОРЯТ, ЧТО ОНИ РАЗУМНЫ, И ПОЛАГАЮТ, ЧТО ОНИ АНГЕЛЫ; И САМ ДЕМИУРГ ТАКЖЕ АНГЕЛ, НО ПОДОБНЫЙ БОГУ. РАВНО КАК И О РАЕ, КОТОРЫЙ ВЫШЕ ТРЕТЬЕГО НЕБА, УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ОН ПО СИЛЕ ЧЕТВЕРТЫЙ АРХАНГЕЛ, И ОТ НЕГО ОБИТАВШИЙ В НЕМ АДАМ ЗАИМСТВОВАЛ НЕКОТОРЫЕ КАЧЕСТВА.» Ириней Лионский. 130–202 г. от Р.Х., Гл. 5. «Возникновение Демиурга», Космогония гностиков.
Что касается иудейской традиции, то в Торе описывается концепция семи небес (шамаим): Вилон, Ракиа, Шхаким, Зевуль, Маон, Махон, Аравот.

Так, Виленский Гаон пишет, что 7 небес поделены на две группы: нижние два неба называются «шамаим», в то время как остальные пять называются «шмей ашамаим». Слово «шамаим» происходит от слова «шам» («там»), поскольку небеса всегда находятся в отдалении от нас. Другие пять небес находятся даже дальше, поэтому они и называются «шмей ашамаим». Можно сказать, что два нижних неба соответствуют двум нижним сфирот, «Есод» и «Малхут», в то время как «шмей ашамаим» соответствуют пяти сфирот над ними. По теме сфирот см. статью:
Если говорить в общем, сфирот делятся на две основные группы: первые три (Кетер, Хохма и Бина) имеют отношение к замыслу, мысли, в то время как нижние семь (Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Год, Есод, Малхут) относятся к действию, к реализации замысла. Таким же образом, в проекции на человеческое тело, три высшие сфирот соответствуют голове, в то время как нижние семь соответствуют телу. Помимо соотнесения со сфирот семь небес также соотносятся с семью «классическими» планетами.

Если брать исторический экскурс, то в течение средних веков древняя месопотамская модель семи небес была расширена христианскими мыслителями до системы из десяти небес.

В принципе, на этом краткий обзор можно завершить. Резюмируя, скажем, что три мира «верхний, средний и нижний» представляют собой целостную многомерную систему взаимодействующих полярностей, создающих необходимое силовое поле для движения мирового процесса.

Статья есть на моей странице https://vk.com/@lakchmi_lena-7-nebes-i-7-zemel


Рецензии