Записки провинциального политтехнолога - 1

   НАУТРО ГУБЕРНАТОРСКИХ ВЫБОРОВ
   ЖДАЛ СЮПРИЗ

   Утром прозвенел неожиданный звонок. Незнакомый голос  спросил:
   – Это вы, Михаил Николаевич?
   – Предположим.
   - Вчера состоялись выборы губернатора. Мэр нашего  города проиграл.
   – Ожидаемо,- ответил я.- После такой чернухи  не  отмазаться  было.
   – Когда утром подвели итоги,-  начал вводить в курс дела незнакомец,- политтехнологи из столицы разбежались. Из пишущих   остался только пресс-секретарь мэра.
  – А корреспонденты  областных газет что?
  – Они зависят от действующего губернатора, за мэра не пойдут, не впишутся.
  –  Это, конечно, сюрприз. Такого бегства политтехнологов я не встречал. И что же теперь?
  – Мэр города говорил, что вы с ним встречались на заводе и вы  курсе выборной кампании,  с самого начала отслеживали весь ход. Не могли бы вы написать текст обращенияс оценкой  отрицательно результата и призывом бороться до конца?
  – Да, я в курсе всех нападок на вашего мэра, которому другие, губернаторские, столичные политтехнологи ставили  подножки.
  – Сколько вам времени нужно, чтобы подготовить текст на полполосы областной газеты?
  –  Сутки, 24 часа.
  – Тогда за вами утром приедет белая Волга.

    ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С МЭРОМ (ТРИ НЕДЕЛИ НАЗАД)

   После телефонного звонка вспомнилась встреча с мэром, человеком лет 50 с небольшим, интеллигентным,  в хорошем костюме  после его выступления перед рабочими и  инженерами машиностроительного завода.  Когда он уже выходил из зала, я со своим помощником  Валерой перехватил его и сказал:
  – Речь ваша, конечно, неплохая, но  много официоза и банального.
  – С чего вы взяли?- спросил мэр.
  Я представился мэру и сказал:
  – Региональные выборы – это тема моей научной работы.  С самого начала отслеживаю всю вашу выборную кампанию. Вижу плюсы и минусы. Мог бы что-то подсказать вам.
  – У меня сильная московская команда политтехнологов. Я ними работаю по их плану,-  с некоторой гордостью сказал  глава города.
   Мне было что ответить:
  – Мы тоже были в учениках американского политтехнолога с именем, а еще с мэтром российских выборов, который у Ельцина был  консультантом. И университет закончили на Ленгорах.
  – Понимаю, но что-то менять рискованно,- несколько впечатлившись перечислением опыта работы, произнес мэр и утвердительно добавил: – Стратегия должна быть одна.
  Рядом стоял директор завода, который обратился к мэру:
  – Пройдемте   в  мой кабинет чаю попить и поговорить.
  – Сейчас только разговор закончу.
   Обращаясь ко мне, мэр сказал:
  – На всякий случай у вас визитки не найдется?
   Из нагрудного кармана я достал  карточку и дал её мэру.

     «ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ» НАСТУПИЛ

  Отказаться  от помощи мэру  я не мог, потому что  я представлял,  что творится у него в душе: он  не только проиграл первый тур, но  и остался без команды  политтехнологов, которые ему много чего обещали. Обстановку в области и городе  я тоже знал, потому что этот регион был одним из пяти, которыми я занимался  в диссертации  ещё   в конце 1980-х. В регионе 1990-е годы как и всюду  только ухудшилась ситуация, стало жить несноснее . Я представлял, что  с народом, обманутым скороспелыми реформами.

  Задумался, что чувствует мэр после проигрыша, какими словами может он обратиться к людям. Эти и другие вопросы занимали мою голову. Когда-то  в конце 1970-х я всерьез изучал систему Станиславского по книге «Мастерство актера» и пробовал на себе  его метод перевоплощения. Это было относительно несложно, так как в студенческие годы всерьез изучал социологию  и психологию  дополнительно. Влез глубоко. Это помогло в научной работе при  проведении социологических исследований.
  К вечеру я вжился  в образ мэра, человека, который никогда не проигрывал на выборах. Для него это личная драма, на грани трагедии.  После всего,  что было  на этих выборах, губернатор вряд ли будет терпеть конкурента на посту мэра, да раны нанесенные друг другу не забудутся.
  В этот день был момент, когда я чувствовал, что это именно я проиграл прошедшие выборы, хотя к ним никакого отношения не имел. Роль моя – внимательный  наблюдатель. С таким ощущением я начал писать обращение мэра к избирателям города и области. Народ очень разношерстный и каждому слою нужно было найти проникновенные, прочувствованные слова. Писал обращение до трех ночи. Отпечатал  в двух экземплярах. А  утром звонок. За мной приехала белая  Волга.


     «ВОТ  ТАК  БЫ С САМОГО НАЧАЛА»

   Мэр  к  моему прибытию собрал своих четырех  заместителей и пресс-секретаря. Как только я переступил порог кабинета, мэр  спросил:
   – Написали обращение?
   – Как обещал, - ответил я -, на полполосы областной газеты.
    Садясь за длинный стол рядом с мэром,  я подал страницы обращения. Мэр пробежал глазами по тексту и сказал:
  – Бабенко, читай для всех,  послушаем, что получилось
  Бабенко, крупный мужчина, густым басом начал читать, а я подумал, что этому заместителю мэра лучше бы в театре главные роли играть. Он читал  с выражением как артист, акцентируя места, где нужна проникновенность и искренность.Это действо проходило в тишине. Ближе к концу голос Бабенко дрожал так, что заместитель мэра по социальным вопросам  прослезилась именно в том месте, где я и сам в процессе письма чувствовал, что глаза на мокром месте.
  После прочитанного наступила тишина. Все три заместителя смотрели на мэра. Ждали, что скажет он.
  – Вот так бы обращаться к  людям  с самого,- вставая, произнес  мэр, - а то «столичные»   писали от моего имени всякую сухомятину,  да еще сбежали. У кого из вас есть, что добавить в текст? … Предложений нет. Так отправляем текст в областную газету.

   Чувствуя, что я миссию свою выполнил, пора отвезти меня  домой. Но тут мэр отпустил своих замов и оставил в кабинете меня и пресс-секретаря.
   – Обращение к народу  у нас есть. Теперь надо бы написать по-человечески, что сделано мэрией и что намечаем. Покажем избирателям, что я не сломался после первого тура. Как бы всё не закончилось во втором туре, я остаюсь мэром. Никуда не ухожу. Мне надо сохранить лицо. Возьметесь сделать интервью? - спросил глава города.
   Такой  оборот разговора  в мои планы не входил. Но мэр на меня рассчитывает, значит, надо соглашаться.
   – Нужен исходный фактический материал, чтобы  людям подготовить  доходчивое интервью.
   Так пришлось еще на сутки  остаться в  администрации города. Пресс-секретарь, молодой человек лет до 35, приносил  отчеты и выступления мэра на разных мероприятиях. Все эти официальные материалы надо было перевести на общедоступный, удобопонятный язык, потому что суконный официоз – это не для выборов.  Над большим интервью, время от времени попивая кофе,  пришлось работать всю ночь, так как это у меня была уже вторая бессонная ночь.  Утром мы с пресс-секретарем представили главе города написанное. Прочтя все страницы интервью, мэр заключил:
   – Это то, что надо. Надо печатать. Жаль, что мы с вами не стали работать с самого начала выборов.
   –  Это зависело от вас.
   – Ну, да. Просто верил в столичное чудо. Но жизнь продолжается. Я остаюсь мэром, Надо как канадские профессионалы хоккея – биться до последней минуты, финального  свистка. Народ из газет увидит, что настрой у меня боевой – работать на благо людей.

 P.S.  Действительно, чуда на выборах не произошло, административный ресурс губернатора во втором туре и удары наотмашь  по мэру городу сделали свое черное дело: глава города уступил губернатору, но не так как в пером туре. Горожане увидели, что их мэр  – сильный человек, выстоял, сохранил свой пост.

  Ну,  а  я из этой выборной кампании  подхватил от мэра девиз:
Бороться  до последней минуты как закордонные хоккеисты. 


Рецензии