Картофель тоже глупость

Якутия - мир непроглядной тайги, “живой” природы, жёстких погодных изменений и богатых самородков.

Это мир беспощадно зимы и короткого лета, мир медведей и комаров, мир непроходимых дорог и самых пушистых животных. Мир, где все зарождается и ждёт своего расцвета.   
И в этом непростом, но добром мире зародилась, как самородок, интересная история.

В небольшом селе Магарас, что находится в Горном улусе Якутии, поселился со своей семьей мальчик Толлуман. Пару месяцев назад они переехали из Саратова в свое родное село так как завод, где работали родители закрылся и пришлось возвращаться домой.  Его родители пропадали на фермерском поле дедушки Салаата, выращивая и обрабатывая огромные поля картофеля, который пользовался спросом на местном рынке. Дедушка Салаат всю жизнь развивал и работал на этом поле, но сейчас тело перестало его слушаться так, как раньше, вот он и решил помочь родителям мальчика. К чему вся эта предыстория? А к тому, что люди не сдавались, несмотря ни на что и всегда находили в себе силы. И этим примером безграничной силы был взращен Толлуман.

Когда Толлуман учился в первом классе, то был сильно удивлён, почему в русском алфавите есть такая буква ы, но на неё нет ни одного слова в русском лексиконе. Он рос смышленым мальчишкой и очень любопытным, что иногда мешало ему завести друзей. Но когда ему исполнилось 13 лет, читая алфавит и стишки своим младшим братьям и сёстрам, он опять задумался о букве ы. Уже по возвращению в родное село, как то он разговорился с родителями на эту тему и они ему ответили:
 - Так что тебе мешает? Придумай, - сказал отец, 
Чего он только не придумывал, но нечего хорошего у него не получалось. Нечего ему не нравилось и не цепляло.   
И когда Толлуман с досады пришёл со школы к своим родителям на поле, его позвал к себе дед Салаат, который перебирал картошку для посадки чуть по одаль от родителей. Толлуман рассказал свою печаль деду, а дед улыбнулся и продолжил перебирать клубни:
-   Картошка — это удивительный овощ.  Просто так ты её не посадишь. Да, можно понакидать как попало, но что будет? Мелочь, да и только. Перед тем как её посадить, надо её перебрать и подумать, как садить - целой, дольками или ростками. Осмотреть гниль и распланировать, что ты хочешь добиться очередным урожаем - для корма ли животным или же на продажу, а может наслаждаться вкусным пюре самим. Согласен?
-    Да, - сказал парень, - но причём тут картошка? Я про букву говорю. Не получается у меня.
-   Так у тебя тоже самое. Ты сейчас вынашиваешь идею, как если бы я высыпал ведро картошки и часами просто смотрел на неё. А ты перебери, осмотри и подумай, что ты хочешь сделать и для чего. Подумай идею.
 Толлуман задумался и сказал:
-   Спасибо дедушка, я не думал, что между моей буквой и картошкой есть общее.
-   О, мальчик, среди всего есть общие правила.

И тогда Толлуман пошёл домой.
После домашних дел, Толлуман стал на листке прикидывать идею. И сколько он не перечеркнул и сколько не перемял бумаги, но все-таки идея пришла. И на листочке он вывел слово «Ыпсан». Он быстро побежал к родителям и решил показать свое слово. Когда они спросили, что оно значит, он сказал, что слово расшифровывается как «первое слово аналитической нагрузки». А буква «ы» поясняет новое значение. Но когда родители ещё раз переспросили, что оно значит, он обиделся и со словами, что они нечего не понимают, ушёл в комнату. И решил написать письма в организации, чтобы к его слову обратили внимания.
Он долго выбирал адресатов, но к вечеру все-таки закончил.   
На следующий день ему стали отвечать, но Толлуман ожидал другого.
С отдела образования ему ответили, что слово не несёт никакого образовательного смысла, с отдела филологии ему ответили, что у слова нет никакой ценности и оно бессмысленно. Писатели отмечали его не красивое произношение и невозможность применения, а журналисты не увидели новшества для публикации. Толлуман был расстроен и опять отправился к деду Салаату.
Дедушка пыхтел за посадкой картошки наравне с родителями и подняв поля шляпы, сказал:
-   Наш генератор идей пришёл. Эх, рассказывай, как оно.
-   Да никак, - ответил парень, -  я написал в организации как положено, чтобы рассказать о моем слове, но никто не принял его.
-   А почему? – спросила мать.
-   Нет смысла, говорят они.
Дедушка послушал слова парня и продолжил копать лунки;
-   Знаешь, - сказал дед Салаат, немного помолчав, - мне давно предлагали садить картошку машинным способом, но, как видишь, я скажу её вручную. А знаешь почему? Потому что картошка, как и все живое чувствует твою заботу и твой труд. Когда ты берёшь каждую картошину в руки и бросаешь её в яму, выкопанную чисто для неё, когда ты своими руками закапываешь её, и когда потом ты самостоятельно своими рука и пропалываешь, она знает, для чего она будет расти. Не смейся, честное слово. Сейчас ты проходишь этап труда над идеей. А труд должен проходить с душой и смыслом. Вот ты придумал слово, придумал сложную структуру, но не придал ему души и смысла.
   И снова Толлуман согласился со словами деда, ведь по хорошему как применять это слово и где? Не знал сам Толлуман. И он отправился домой работать над своим трудом.
Он обдумываю его вечерами, он обдумываю её после школы, и даже, когда наступили каникулы, он обдумывал её всегда, пока помогал по дому. Но души не было.
Тогда он стал бродить по округам своего села и смотреть по сторонам. Он с удовольствием питался силами природы и черпал вдохновения и у него появилось столько идей, что он побежал домой и стал записывать все, что пришло в голову, а потом быстро опять разослал по инстанциям.
 Прошёл снова месяц и Толлуман с восторгом опять читал письма. Но там снова были отказы и ещё более гневные, и обидные. И тогда Толлуман бросил эту идею, бросил желание что-либо придумывать и с обидой пошёл помогать родителям на поле.
 После того, как поле было прополото, а картофель торчал своими кустиками и питал в свои листочки солнышко, вся семья и даже маленькие братья и сестры, пошли к деду на его фирменный чай из прошлогодней морошки. А дед же, когда увидел парня, тихо подозвал к себе Толлумана и стал расспрашивать про его слово. Толлуман не хотел говорить и  держал свою разочарованность в себе, но все таки не выдержал под натиском деда и рассказал. Тогда дед сказал:
- Знаешь, я сажу картошку уже 56 лет.
 -  Опять ты про свою картошку, дед, не работает твоя схема, - махнул рукой парень и решил было уйти.
-   Нет, ты сначала послушай, а решать уже тебе. Так вот, я сажу картошку уже 56 лет с 6 летнего возраста. Ещё с родителями начал и вот до сих пор занимаюсь этим. Сколько мы только сортов не пробовали, куда мы её только не возили, а пользуется спросом именно у нас. И знаешь, я бы мог отправить её в другие города, да только зачем я буду навязываться. Лучше её будут кушать те, кому она действительно интересна. И я уже не знаю, какого она сорта. Сколько раз пересажена и опылена, что я без понятия, как ее называть. И когда меня спрашивают, я говорю, что это просто самая вкусная картошка. А также не должно быть. Как думаешь?
   И Толлуман посмотрел на поле. Он смотрел на поле картошки почему-то с таким живым интересом, хотя никогда не интересовался ни картошкой, ни садоводством в априори. Но почувствовал что-то родное и душевное, что-то свое. И тут его осенило.
-   Дела, а если мы сорт твоей картошки назовём Ыпсан. Что скажешь?
-   А почему нет. Только в чем смысл, парень?
-   А смотри, «псан» означает «первое слово аналитической нагрузки». Это я долго придумывал. А «ы» это наша якутская фишка для русского словаря. Твоя картошка смешала в себе столько сортов, что она уже что-то новое с соединением старого. Правильно? Уникальное новое из старого. И чтобы понять твою картошку, необходимо море аналитики провести. Понял?
-   А ты молодец, парень. Сумбурно, но интересно. Вот и смысл, и душа появились. А главное только твои. И название мне нравится. Так что ты хорошо сегодня по работал. Ступай, подумай, но пока никуда не посылай.
  И Толлуман побежал домой записывать все, что он только что придумал в подробностях. Он переписал это десятки раз, пока получилось что-то достойное и интересное, что наконец понравилось ему. Чем он уже хотел гордиться.
  Но каждый раз, когда он приходил к деду, тот запрещал куда-либо отсылать это и Толлуман был в замешательстве.
  Когда в сентябре Толлуман и родители помогли деду собрать всю картошку, парень уже не хотел разговаривать с дедом и опять опустил руки на свою идею. Но когда тот попросил посидеть рядом с ним, а мать наложила в тарелку свежее пюре из картофеля, дед невзначай спросил:
-   Ты обижен на меня?
   Парень не хотел отвечать, но, сжав губы, сказал:
*-  А как вы думаете? Я сделал, все что вы мне говорили, слушал про эту картошку, но что толку.
   И дед сказал:
-   Прости, что не объяснил тебе раньше, но идеи никогда не стоит обсуждать раньше дела. И я хотел посмотреть, работает ли моя идея. Ты хозяин своего слова и можешь делать, с ним, что хочешь, но я хотел помочь тебе в твоём труде. Вчера мы отвезли первую партию картошки с твоим названием и вот, что получилось. Сначала люди относились к ней предвзято, а потом раскупили всю, узнав, что эта картошка вобрала в себе все лучшее из сортов и имеет свое название. Якутская картошка с русской душой. Так что твоё слово работает. А отправлять куда-то твою идею, зачем? Она должна работать. 
   Толлуман был рад и огорчён одновременно.
-   Да, но с таким подходом мне никогда не добиться известности, не заработать на слове качества своих действий и мои дела будут просто глупостью.
-   Прости еще раз, но я опять тебе расскажу про картошку. Ты говоришь про известность? Когда Пётр 1 привёз картошку в Россию, она была очень редкой и мало кто её принимал ко столу. Но, согласись, сейчас картошка есть везде, даже в диетических блюдах, детском питании и фастфуде. Ты говоришь про качество? Знаешь, торты и пряники появились раньше на столе и до сих пор пользуются спросом, но согласись, они только перекус и быстрое утоление голода, а основательная еда все-таки картошка, да мясо. Да, на вид это не так красиво, как торт, но, если ты голоден, ты выберешь картофель. И ещё ты говоришь про глупость? Знаешь, картофель не сразу приняли и не понимали его. Сначала использовали цветы для украшения шляп и пытались пробовать плоды сверху, не зная, что они ядовиты. Да и корнеплоды не сразу оценили по вкусу, считая это прихотью царя. Ну а теперь про неё знают, наверно все. Так что, парень, даже картошка была глупостью.
  И Толлуман наконец понял смысл слов деда, смысл своей идеи и смысл своего труда.
-   А известность, парень, это такая ерунда, скажу тебе. Пусть лучше ты будешь интересен пятью людям, чем обсуждаем пятидестью. Даже в известности должно быть качество.

И Толлуман наконец был согласен с дедом.   
Прошли годы, а картофель Ыпсан до сих пор считается одним из самых вкусных и полезных. А слово стало нарицательным для всего нового, что произошло из смеси старого и объединило два народа.


Рецензии